Точная рифма

Для начала рассмотрим любое слово, например, знание. Ударение в нём падает на звук «а». Это ударная гласная – сердце рифмы. Часть слова, находящаяся перед ней, называется предударной, та же часть, что расположена после неё – послеударной. Соответственно, точной считается такая рифменная пара слов, в которых полностью совпадают ударные гласные, а также послеударные части:

Знание – страдание – мелькание – воркование

В данном случае была выбрана дактилическая рифма, с длинным послеударным созвучием. Оно становится короче, если рифмы – женские:

Веселье – похмелье – келье – зелье

И еще короче в случае рифмы мужской:

Топор – вор – забор – укор

Слова, оканчивающиеся на ударную гласную, такие, как рука, формально могут рифмоваться как точные, по одному совпадению ударных гласных:

Рука – леса – добра – была

Но слух воспринимает такие созвучия плохо, акцентируясь на несовпадениях предударных частей слов. И уху, и глазу более приятны такие сочетания:

Рука – облака – строка – легка

Нетрудно заметить, что в этом случае совпадают не только ударная гласная, но и стоящая перед ней согласная, которую называют опорной. Точные рифмы, в которых наблюдается совпадение опорной согласной, ударной гласной и послеударных частей слов, называют глубокими, или богатыми:

Мужская: топор – упор – капор – до сих пор

Женская: веселье – новоселье

Дактилическая: знание – упоминание – стенание

К разряду точных рифм относятся также тавтологические, омонимические и часть паронимических рифм. Нетрудно видеть, что в этих случаях, помимо обязательного совпадения ударной гласной и послеударной части слова, наблюдается созвучность и в предударной части. Вот рифмы-паронимы к предложенным четырем словам:

Рука – река
Топор – танцор
Веселье – виноделье
Знание – звание

Степень «точности» рифмы здесь еще более возрастает, достигая своего предела в тавтологических и омонимических вариантах.

Точные рифмы считались обязательными в русской поэзии XVIII – XIX веков. Некоторой уступкой было применение в XIX веке рифм приблизительных – таких, где наблюдается неполное совпадение послеударных частей слов, или буквенное несовпадение ударных гласных при близости их звучания:

Струнах – юных

В этом примере можно видеть оба несовпадения. Такая приблизительная рифма структурно очень близка к точной. Введение их в оборот было вызвано ограниченностью числа точных рифм. В начале ХХ века, после реформы русской рифмы, стали активно использоваться рифмы неточные, которые мы рассмотрим в следующем очерке. Но, несмотря на их приход, точные и приблизительные рифмы не ушли из русской поэзии и сохранили свое значение. В некоторых жанрах лирики, например, в классическом сонете, роль точных рифм очень высока в силу того, что подбор длинных (3-4) рифменных цепей с использованием неточных рифм довольно сложен. Наконец. Точная рифма доминирует в текстах песен. Очень ценны точные рифмы и в случае, если надо подчеркнуть ударный финал стихотворения.


Рецензии
Склоняю голову перед подвижнической миссией автора. Аргументы приведены отнюдь не дилетантские. Благодаря таким статьям и формируется ОБЩЕПРИНЯТЫЙ, действительно НАСТОЯЩИЙ взгляд и вкус читателя. В противоречие целеполаганию данной работы натыкался не раз на собственные творения некоторых, казалось бы - проводников излагаемой здесь точки зрения по отношению к рифме в современной российской поэзии, у разных членов в составах жюри. Образцы? Отнюдь, изъянов в технике стихосложения более чем. Смотришь, а эти авторы настоятельно ...рекомендуются на нашем сайте. И держатся ребята эти весьма плотно, солидарно защищая друг дружку... Благодарен автору и желаю ему дальнейших удач!

Олег Евгеньевич Тарасов   26.08.2017 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!
Ну, это давно освоенный метод - быть компанией и держаться друг за дружку. Но я предпочитаю быть один, а в защите не нуждаюсь :)

Никита Брагин   26.08.2017 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.