Раба достатка и успеха

Денис Погребной
       Совместно с Автором 00.

       Раба достатка и успеха
       Комедия в одном действии



Действующие лица:

Аммоний Антонио де Аморалес - Бедный рыбак
Мать - Мать его
Розалия Бандерас (Сальвадорес) - Богатая девушка
Сосед – Алкаш, Капрал, Василий. Русский белогвардеец,
       забытый в городке по пьянке
Таинственный Голос - Женская Логика
Дети - Дети

Куст сирени
Фортепиано.
Конверт с марочкой.
Яд (из другой оперы).
Треска/плотва.




Роза Бандерас: (одна) Вот солнце встало, и как прекрасен день, но мне покоя нет, и нет мне счастья. Я выхожу во двор, смотря на мир, и вижу то богатство, что мне досталось от отца. Кофейные деревья застилают взор, о, что за горе - быть богатой! Будь проклят день, когда отец посадил тот первый куст сирени под окном! С тех пор мы богатеем кофеём. И бремя злата надо мной довлеет, и нет предела горю моему…
Я влюблена, да влюблена в героя моего Амония де Аморалес. Он беден словно мышь, и нам вовек не радоваться вместе восходу солнца, песне соловья, все потому что я богата! (плачет) О, я одна, и нет отца и матери давно уж нету, и все богатство, все моё, я отдала б его, лишь быть б навеки с другом милым (рыдает). Любимый Моня, о как мне быть твоей навеки?.. Всему преграда мать его, она не даст любить и быть нам вместе, о как мне обеднеть?
О, небо, где ж правота? Когда священна бедность, не в награду блаженным беднякам дана, а озаряет голову раба, работника без выходных пособий!
Я вижу сон. Нет, это все ж реальность, о мой Антонио идет с рыбалки! Укроюсь я в кустах сирени, что б не вспугнуть мечту любви моей. Как солнце поднялось, а он уже с рыбалки прёт домой. (прячется)

Моня:
И выхожу один я на дорогу,
Готовлю сети, удочку, червей.
Как труден труд! Тара-дата-та-тарам.
Но нет границы радости моей!

Я счастлив тем, что беден и усидчив,
Питаюсь рыбой, хлебом и водой.
Не зная, не влезая в правила приличий,
Я ухожу в работу с головой!

Вот, заимев три сумки энтой рыбы,
Иду домой, пусть жмут мне сапоги.
Вот мать бы не спала! Тогда бы мы бы
Откушали вареной, жареной, ухи…

С утра - на море, вечером – таверна,
И маме старой надо помогать:
Бамбуку нанести, воды опреснить,
Навялить рыбы, кушать сготовлять…

И ничего другого мне не надо!
Не тянет к совершенству и к таким,
Которые в балах, нарядах,
Забыли вкус селёдки и трески.

Ну, а жена должна быть помоложе,
Легка, стройна, рабоча и плотна,
И чтоб от вида ентой рожи
Летать тянуло, а не падать на…
(постепенно приходит домой)

Мать: О, здравствуй, сын! Опять принес поганую плотву? Но ничего, я забодяжу суп с нее. Надеюсь, Розу не встречал ты по пути?
Моня: В кустах сидела, словно партизанка, но я ей не сказал ни слова.
Мать: (поначалу себе) Задумывает, может ли побег? Иль революцию? Иль перекрасится в кофейный? Иль может быть она… Не будем же о грустном, давай скорее кушать, есть. Поганая плотва, но как вкусна… особенно когда слегка протухша.

Роза: (орет, играет на фортепиано под балконом) О, милый мой Антонио! (дрын-дрын) Спешу наполнить звуками тебе я душу! (дрын-дрын) Проникнись музыкой моей печали и любви!
Моня: (выглядывая с балкона) Да тише, дура! Здесь же мама! Зачем ты притащила фортепьяно?
Мать: (сама с собой) «Предчувствия её не обманули…» Она влюбилась в сына моего, но ни за что я не отдам его богатой девке!

Роза:
Двенадцать лет тебя люблю, о милый Моня,
Тринадцать лет знакомы мы с тобой,
Четырнадцать живу в соседнем доме.
Года текут, а завтра уж пятнадцать, о милый Моня, будь со мной!
Пока мой взор прекрасно светел,
Пока я девственно юна…
Так будь со мной, как флюгер вместе с ветром,
Так будь со мной, как с рыбой чешуя!

Моня: (с постоянными оглядками на мать, с опаской)
Ну, с чешуёю - это ты загнула,
Прекрасно я тебя понять могу.
Так знай же, Роза, как солнце на рассвете
И я тебя люблю.

Пока богата ты, не можем быть мы вместе,
Пока купаешься ты в кофе и деньгах!
Во-первых, обедней: продай поместье…
И искупаемся вдвоём в лишеньях и долгах.

И перестань дырынькать на пиано!
Перебудила всех соседей и свиней!
Сосед - полковник, свиньи - просто свиньи… Странно,
как дотащила ты одна его сюда today?

Роза: Тудей, иль не тудей, заморских грамот я не знаю. Но дотащить его сюдей мне помогла любовь и пьяный грузчик, я встретила его в кустах сирени под окном. Но что мне сделать? Как мне обеднеть? Не знаю милый. Подскажи уж!

Мать: Обед хороший, славная плотва, а ты в окно всё смотришь, сын мой милый. Не уж-то… (увидела Розу). Аа, теперь понятны смыслы всех твоих интриг! Иди ж ты вон, богатая нахалка! Мне режет слух твоё дурное пьяно!
Сосед: (вдруг, из кустов) А я совсем не пьян!… Балаболка… нет, Герань… нет, ну как же? Может быть Росянка иль Мухомор? Нет, совсем не так…
Роза: Я Роза.
Сосед: Ах, Роза! Я капрал. (тянет руку) О чем же я?… Ну да, несносный инструмент…
Роза: Да погоди, батяня, мы о любви здесь песни говорим, а ты с инстрУментом тут влез промежду такта. (матери) О чем вы говорите, милая мадам?
Мать: Идите к черту вместе с пианино!!!
Роза: (соседу) Вы слышите, о чём вам говорят?
Сосед: Ушёл… Ушёл…
Роза: Возьми пятак на пиво.

Мать:
Нет, невозможно, невозможно, чтобы так!
Не мы, не вы не можем-те быть вместе!
Как невозможно чтобы раскусить пятак!
Как невозможно, чтоб жених с невестой!

Идите в дом, сынуля, там будет сложный разговор.
А ты, девчоночка, ступай своей дорогой,
куда и шла! Куда? Туда? Иди! Постой,
Не подходи на метров пя… шесть вот к этому порогу.

Роза: О, как несчастен мир и я в нём! О, как несчастны эти метры! Хоть на один поменьше!
Мать: Нет!
Роза: Ну, тогда прощайте, чтоб есть вам осетрину по утрам!

(уходит, себе) Да как мне обеднеть? Вот в чём вопрос… быть может опреснить моря?
Таинственный Голос: А как же рыбки?
Роза: Нет, не могу пойти я на убийство невинного зверья. Быть может поделиться с Билом Гейтсом?
Таинственный Голос: Лопнет!
Роза: Тогда, тогда… отдам в Гринпис!
Таинственный Голос: Боюсь, от этой радости они позеленеют.
Роза: Да, правда, я права.
Таинственный Голос: Отдай все деньги дитям из Южных и несчастных стран!
Роза: О, правда! Точно, точно! Я вырою канал от Миссисипи до Озёр Великих. Точно. И будем из фазенды мы с Амонием ловить форель и продавать её по грош за килограмм.
Таинственный Голос: О, Боги! Что за ум в прекрасной этой голове! Вот это да!…

(Смена действия.
Антонио один, сам с собой)

Моня: О, донна Роза Сальвадорес! Как мне скорее быть в твоих объятьях? Но что я вижу! Чу! Письмо с красивой марочкой из Занзибара. Ах, тётя… «…совета прошу я!..» Так, нет, это из другой оперы.
На чём остановился я? Ах, тётя! (открывает конверт, читает) Оставила наследство, я богат! Кошмар! Что за несчастье мне на голову упало! Отдать, скорей отдать, кому бы? Сосед! Алкаш! Но вдруг на радостях он… дрожит рука… О, как посметь мне предложить отраву, яд в финансовом эквиваленте несчастному седому старику? Наверно, всё-таки, я вошь и не могу поступок аморальный совершить. Наполеон не стал бы мучиться раздумьем. Нет, я смогу, смогу и, долг свой совершив, очищусь от грехов в любви священной с милой духу Розой. Сосед…
Сосед: (как всегда внезапно) Увидел ты?! Жаль, а мне хотелось внезапной оплеухой угостить… (наступает с готовой рукой)
Моня: Сосед, сосед! Капрал! Товарищ… (даёт соседу телефонную трубку из пальцев)
Сосед: Да что ты голову морочишь мне с утра? И пред глазами машешь марочкой красивой.
Моня: Тут вам письмо! (отдаёт конверт) Наследство… Деньги… от тётушки из Занзибара. Моей родни. Тебе.
Сосед: Нет, я не понял! Ты, что, читал?
Моня: Ну… Пушкина читал «Онегина с Татьяной», Станкевичуса, Погребного, «Капитал»… Ну, я ушел! Оставлю вас с письмом и горем втроем одних с собой наедине… (спешно ретируется)

Сосед:
Откуда и за что такое это?
И сколько тут, боюсь открыть. Умру.
Увесистый конверт… как день был светел!..
А жизнь?! Такую жизнь не променял бы на другу.

Сосед… капрал… товарищ… алкоголик…
А имени не знают моего…
Хожу, как Дед Мороз, с извечно красным носом
А, между прочим, меня Василием зовут.

Я докторскую защищал, играл в квартете,
Читал Софокла, кофе по-китайски пил… (открывает конверт)
15 тысяч - это ж протрезветь, и
удавиться насмерть от тоски…

О, Боги, я кажется, трезвею…
Боюсь, что печень не выдержит такого стресса…

(Смена действия.
Новый день)

Моня: (Розе, рассказывая о вчерашнем)
Вот новый день цветёт расцветом,
И жаворонок-горлодёр,
Не вдохновляя нас, поэтов,
Резает ухи, боже мой!

О, что я вижу на столе
С протухшей и прекрасной рыбой
Лежит красивое письмо,
Сверкая марочкой красивой.

А, тётушка из Занзибара,
А, близкие её, её родня…
Ах, умерла?! Оставила нам с мамой?!
Наследство?! Завещание?! В деньгах!..

Я жил, работал до седьмого пота,
Жевал уху, рассолом запивал.
За что же бедняку в частушках из сонаты нота?!
Зачем не дали жить, как жил и выживал?!

Так, надо быстро что-нибудь придумать…
Велосипед, бикфордов шнур… Сосед!

Тогда решил отдать я все соседу
Боюсь что, горя он не перенёс,
В миг протрезвел, и сразу помер…

Мать: (видимо, взяв привычку с соседа, внезапно)
О, как, он умер?
Моня:
Ну, что же сразу "как" да "как"?!
Ну, протрезвел, не выдержала печень,
Ну, так и помер. Проосто, так!..
Большая честь для человека трезвым умереть.
Особенно для тех, кто вечно пьян и вечно молод…
 
Мать:
Вот яд, осьмнадцать лет его ношу с собой…
Простите, это Пушкин…
 
Я все года любила лишь его.
Сперва стеснялась, танцы, возраст, мама…
Потом Антоний, рыба, возраст… И чего?
Любовь ушла! Почто? Куда так рано?
И мне здесь незачем теперь… Пойду умру…

Моня: (Розе) Любила мама на ночь классиков читать! (вслед маме) Прощай же мама!
Мать: Прощай, сынок, до встречи в небесах…
Роза: Свекровушка, ну вы не забывайте…
Замолвите словечко там об нас!..


(Мать уходит под грустную душевную музыку,
и там встречает Соседа.
Оставшиеся, забывшись)
 
Роза:
Любимый мой! Я вырыла канал!
Ну, не совсем уж я… Я наняла рабочих.
Теперь бедна я. Но канал попал
на мой участок. Дни и ночи
Теперича мы можем там сидеть,
Рыбачить, кушать, цаловаться…
Ведь, мне теперь богатство - не порок!
Я так бедна - не надо прибедняться!
 Моня:
Ну что ж, любимая, не будем отвлекаться,
Для счастия нам свой выпал срок.
Пойдем же любоваться
На твой канал, пойдём, пойдём.
(умилёно и в обнимку садятся на бережок)

Дети: (внезапно)
Сидят, рыбачат двое столь влюбленных
В рванье, сверкая дырами, блестя
Сандалями…

Простите, вы! Не видя посторонних,
Признаться вам спешил, бежал, летел
И вот я здесь. И вижу вас влюбленных,
А я ваш сын, Амонио де Аморалес.
// Я ваша дочь, Розалия Бандерас. //
       
Я вижу стены Альма-матер,
Спешу припасть к ногам босым.
О, мать, отец, дитя я ваше.
Мне каши, сказок и трусы!

Роза:
О, где найти мне столько трикотажу?..

Моня:
Внемлите дети! Вашей маме стукнуло пятнадцать!
Запомните простую истину, что бедность - не порок,
Порок - богатство!



ДеПо: Гостиная, -Автор 00: Кухня, -ДеПо: Гостиная, - ДеПо: Детская, - Шествие.
Петрозаводск 2005