Огюст Монферран

Мельник Ирина
Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран,
Замри, - молю… уймись уже… я так же умирал…
Ко мне в бою, в тот страшный час, металл - войны абрис,
Как призрак, как великий глас явился твой эскиз…

Ты жив, я мертв… почти… еще - пять желтых куполов,
Ты мертв, я жив, на что расчет? … а я не знал любовь…
Я видел руки, видел сон, меня спасла мечта,
Соборный свод, гранитный пол сводил меня с ума…

-------Зима… мороз… весна… капель… чертить, строгать, чертить…
Шагами мерить, не просить, дожить и воплотить…
Отдать до капли… всю насквозь до ледяной слюды,
Огюст, Огюст, смотри! Да, брось, мои виски седы…
Дрожит рука… церковный хор и ангелы трубят
Военный сбор, стоит собор… слеза, но гордый взгляд!
Потом в бреду, огни… война и так же умирал
В последний раз Анри Луи Рикар де Монферран…*

* МОНФЕРРАН, ОГЮСТ (Montferrand, Auguste) (1786-1858), архитектор, чье творчество ознаменовало переход от классицизма к историзму в русском зодчестве первой половины 19 в.Родился в Шайо (предместье Парижа) 19 января 1786 в семье учителя верховой езды; дед его был инженером. Поступил в Королевскую школу архитектуры (1806), однако вынужден был несколько раз прерывать учебу ради службы в наполеоновской армии. Окончательно оставив воинскую службу после отречения Наполеона (1814), работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа. В тот же год, во время пребывания Александра I во французской столице, поднес русскому императору папку своих проектов. Приглашенный в Россию, с 1816 жил в Петербурге в качестве придворного архитектора. Руководя работами по перестройке Исаакиевского собора (1818-1858), Монферран сумел в полной мере развернуть свои способности художника. В упорной борьбе с интригами зодчих-конкурентов он преодолел первоначальные технические ошибки, в итоге возведя, по сути, новое здание, поражающее своей гармонически-соразмерной грандиозностью. Историзм проявился в умении мастера сочетать приемы разных стилей — ренессанса, барокко, классицизма — ради достижения общего величественного эффекта. Он украсил центр Петербурга и другим монументальным памятником, еще более художественно-цельным, — Александровской колонной, возведение которой в центре Дворцовой площади (1829-1834) завершило ее ансамбль. Созданная в память победоносного окончания Отечественной войны, она стала самым большим в мире колонной-монументом, сочетающим монолитный массив темно-красного гранита с бронзовым скульптурным убранством. Монферран спроектировал и ряд других зданий для северной столицы (дворцы Лобанова-Ростовского, 1817-1820, а также Демидова и Гагариной, 1834-1846, близ Исаакиевской площади; и др.). В 1850-е годы руководил строительством комплекса Нижегородской ярмарки; из этих зданий лучше всего сохранился Спасский собор, своей центрической композицией и декором восходящий к образам древнерусского зодчества.
Умер Монферран в Петербурге 28 июня (10 августа) 1858. Похоронен в Париже.