3. 1. В чёрных дырах есть жизнь - спондеи

................................С благодарностью к Евгению Какузину и Тимофею Бондаренко

В прошлый раз мы рассмотрели т.н. «чёрные дыры» в трёхсложных метрах – дактиле, амфибрахии и анапесте. Возможно, для кого-то стало откровением отсутствие ритмических ударений между основными ударениями трёхсложных метров. А уж утверждение о том, что в трёхсложных метрах следует писать по возможности трёхсложными словами повергло кого-то в ужас. И это действительно – УЖАС.

Итак, вынужден просить прощения за то, что ввёл в заблуждение почтенных стихирян. С помощью товарищей, которым очень благодарен, довожу до конца методику «чёрных дыр».

Черны они не только в силу того, что в них могут «пропасть» слова, но и в том, что, оказывается в них тоже существуют ритмические ударения, но локальные, свои, второстепенные. Условно назовём их СПОНДЕЯМИ.

 На самом деле спондей это полноценное сверхсистемное ударение, возникающее при использовании в стихосложении односложных слов ("ШвЕд, рУсский, колет, рубит, режет"-вот полноценный спондей в слове "швЕд").

Причём, если в двухсложных метрах (ямбе и хорее) можно ритмические ударения пропустить, например, для того, чтобы не создать в многосложном слове дополнительного ударения (это называется пиррихий), то в трёхсложных метрах ни в коем случае нельзя сделать пиррихий на основных ударных слогах, а между ними (в «чёрных дырах») ещё существует дополнительный ударный слог, следующий сразу за основным (это вроде полусильной доли такта в музыке).

Подробно этот разбор полётов "над собой" изложен в Эссе № 3.1.

Попробуем дать пример (сконструирован Евгением Какузиным), который всё поставит на места:

1) Если Ты Очень лЮбишь менЯ

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ

Вы почувствовали разницу? Кто не почувствовал, тому посочувствую и рекомендую дальше НЕ ЧИТАТЬ и трёхсложными размерами НЕ ПИСАТЬ, пока не почувствует.

Кстати, во втором примере первое слово "кОгда", т.е два случая "ПОЛУраспада ударения"(так как это распалось не основное ударение, а вспомогательное). В каждой чёрной дыре по одному. (см. эссе "про диковинного зверя КОгду")

Итак, в первом примере всё нормально, потому что дополнительное ритмическое ударение совпадает с фонетическим в слове «Очень».

Во втором же – явное нарушение, потому что в слове «почтИ» "спондей" не совпадает с фонетическим ударением (получается - «пОчти»).

Если это понятно, то самое время ещё раз разобрать 6 примеров из предыдущего эссе о «Чёрных дырах» с точки зрения наличия и правильного расположения "спондеев" в «черных дырах».

Пример №1

"Ты предстАвь, что бы бЫло без могУчей ДвинЫ,
НесказАнно красИвой. И ещЁ представь тЫ,"

Не говоря уже о том, что рифма "Двины"-"ты", мягко говоря, неточная (построена только на гласной "ы"), но слово "представь" просто потерялось, оказавшись без ритмического ударения.

Поменяем порядок слов:

"Ты предстАвь, что бы бЫло без могУчей ДвинЫ,
НесказАнно красИвой. И предстАвь ещё тЫ,"

При таком варианте порядка слов безударным становится слово "ещё", ну и ладно - слово вспомогательное, большой нагрузки не несёт. А строчка перестала хромать.

ВНИМАНИЕ!!!!!
……….СТРОЧКА ХРОМАТЬ НЕ ПЕРЕСТАЛА – в слове «ещё» спондей оказался на первом слоге и оно звучит как «Ещё». Полное излечение будет, если заменить слово «ещё» на, скажем, слово «только». Итак:

"Ты предстАвь, что бы бЫло без могУчей ДвинЫ,
НесказАнно красИвой. И предстАвь тОлько тЫ,"

………..Вот теперь цель достигнута. Автор в этом русле может попробовать сделать ещё ………..лучше и ближе к своему замыслу, но именно в этом ритмическом рисунке.

Пример №2

"НепогОдою стАла и всЯ наша жИзнь,
Вспомним дОждь летний - нЕбо хлестАло"

Без ударения, как видим, остались слова: "наша", "вспомним", "летний".

Если слово "наша", как бы, тяготеет к слову «жизнь», и словосочетание "наша жизнь" воспринимается как одно слово, то это место проскакивает замечательно. Слово "вспомним" стоит в начале строки и, как бы, является вводным - тоже ничего. А вот с "летним дождём" надо что-то делать. Мало того, что "дождь летний" явная инверсия (неправильный порядок слов), так ещё и "летний" находится не под ударением - слово потерялось.

Перестановка слов спасёт «летний дождь»:

"НепогОдою стАла и всЯ наша жИзнь,
Летний дОждь вспомним - нЕбо хлестАло"

Теперь оборот "летний дождь" не воспринимается как одно слово, а в связи с тем, что порядок слов правильный и прилагательное относится к этому существительному, всё воспринимается достаточно естественно. Слово «вспомним» по прежнему без ударения, но правильный порядок слов спасает положение. Мы, как бы, ждем глагола, который относится к слову «летний дождь», и он находится – смысл не ушёл от нас.

……………Спондей на слове «вспОмним» совпал с фонетическим ударением случайно, и пример оказался правильным.
 
Пример №3

"Жизнь в какОм наша пИсана стИле?"

В тёхсложном размере два слова оказались не под ударением.

И если слово "жизнь" односложное (не под ударением и – ладно), то слово «наша» сливается со следующим и получается какая-то "нашапИсана".

В этом случае лучше изменить некоторые слова, не противореча стилю и общему замыслу.

Например:

«Жизнь в какОм же напИсана стИле?»

Допускаю, что автору слишком дорого слово «наша» и подобная коррекция для него будет неприемлема, но я лишь указал один из возможных путей исправления стиха.

Внимание!!!
………Здесь нет спондея, потому, что нет отдельного слова в «чёрной дыре». Хотя вот что ……….интересно, слово «же» - односложное и при этом на нём спондей – всё прекрасно.

Пример №4.

И вот, наконец, пример, где, как мне кажется, ничего поделать нельзя.

"Научи позабыть аромат
Твоей шелково-бархатной кожи,
НаучИ не искАть жадно взглЯд
Твой лукавый в потоке прохожих."

(Кстати, это - трёхстопный апапест)

Что мы видим? Слово «жадно» оказалось без ударения по ритму стиха и, как бы, сливается со следующим словом «взгляд», ведь именно на нём стоит ударение. Фонетически мы имеем такое сложное слово - «жадновзгляд». А, меж тем, автору было, наверное, важно, что он взгляд ищет именно жадно.

Что делать? Чем помочь?

1 способ (наиболее очевидный) – сменить порядок слов. Но в данном случае это не поможет – значимых слов здесь 4, а ритмических ударений – 3. Значит без ударения останется другое слово. Да и переставить здесь ничего нельзя без ущерба для смысла. Любая перестановка ведёт к бессмыслице.

2 способ - искать другую образность, переделывать строчку, а в противном случае выкидывать всё четверостишие или весь стих в корзину.

3 способ - оставить всё как есть. Смириться в угоду образности с неклассичностью формы. Наверное, автор так и сделал.

……………….Юрий Петрович приносит извинения за то, что ввёл народ в заблуждение. ……………….Однако делает это со всей ответственностью, ибо никто из читателей ему до сих пор на это не указал.

……………….НИКАКОЙ ОШИБКИ ТУТ НЕТ, ибо спондей в слове «жАдно» совпадает с ……………….фонетическим ударением, и никакого «Жадновзгляда» тут быть не может.

Пример № 5

"Если б тОлько однАжды
ПовернУть время вспЯть…
Не идтИ тропой двАжды
Для тогО чтоб познАть"

Судя по всему это - двухстопный анапест - очень ритмичный метр --/--/

Слова "время" и "тропой" двусложные и оказались без ударения. Попали в «чёрную дыру». При произнесении вслух они тяготеют к ударным и получается что-то вроде "времявспять" и "тропойдважды". Очень важные слова пропали.

И, к сожалению, это не лечится, так как в строке всего два ударения, а слова - три.

…………………Тут уже наученный читатель сам закричит: «Ах! Юрий Петрович, привлечь бы тебя за дезинформацию!»

……………….Действительно, слово «врЕмя» лечить не надо – спондей на месте, на первом слоге

……………….А вот «тропОй», извините, будет звучать под спондеем как «трОпой», что ………………..недопустимо и придётся найти что-то другое..

Пример №6

В песне "Ты - живая моя вода", номинированной мной 9 апреля на Главную страницу, по совету рецензента, я взялся поправить одну оплошность, сейчас скажу какую; попал в "чёрную дыру", сейчас покажу как; и, как мне кажется, с честью из неё выбрался.

.......Итак:

"Пробивая свой путь во тьме,
Вижу сам: виноват кругом.
Но что толку тебе или мне
Тосковать о давно былом"

Видим, что слово "или" в 3-ей строчке портит размер, а "давно былое" - явная тавтология (на это мне указал один строгий рецензент женского рода).

.......Пробую исправиться:

"Пробивая свой путь во тьме,
Вижу сам: виноват кругом.
Но что толку тебе и мне
ВспоминАть с болью О былом.

И вижу словосочетание "с болью" оказалось в черной дыре анапеста, а предлог "о" наоборот выпирает, оказавшись под ударением. Слово "провалилось", предлог вылез наружу. Надо делать что-то другое.

.......Ищу другой образ, пробую чуть другие слова:

"Пробивая свой путь во тьме,
Вижу сам: виноват кругом.
Но что толку тебе и мне
ТосковАть о былОм
............................вдвоём."

……………………А ЗАЧЕМ БЫЛО ИСКАТЬ ДРУГИЕ СЛОВА, когда в словосочетании «с бОлью» спондей уже совпал с фонетическим ударением. И третий вариант фантастически неуместен, тем более, что по смыслу не вполне удачен.

Главное, что мы должны вынести из этого эссе, что в трёхсложном размере ударений на самом деле в два раза больше, чем кажется на первый взгляд, и хватит их на любое количество слов и трёх- и двух- и даже односложных, только надо их правильно сочетать. У кого-то это сразу получается лучше, у кого-то хуже, но с помощью указанной методики себя можно всегда проверить, если что-то показалось неуклюже звучащим.

Так вот «унтерофицерская вдова сама себя высекла», а Ю.П. с помощью друзей познал истину и попробовал донести её до стихирян, даже с помощью подмачивания собственной репутации критика, который почти никогда не ошибается

Критики – тоже люди и имеют право на ошибку. Так пусть они ещё и имеют смелость в своих ошибках признаваться.

За сим до следующих встреч.

Всегда к услугам,

Ю.П.

В продолжение: http://stihi.ru/2009/05/13/2977


Рецензии
) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ

Когда ты почтИ полЮбишь менЯ

"Пробивая свой путь во тьме,
Вижу сам: виноват кругом.
Но что толку тебе или мне
Тосковать о пути былом" -

я считаю слово искать надо и оно должно
найтись, но не спонтанное, а в тему

С уважением!

Сергей Киселёв 2   09.01.2012 21:26     Заявить о нарушении
Не всё понял!
А "о пути" пожалуй интересная поправка. Но ведь ЛГ не о пути каком-то сожалеет, а о "том, что давно прошло", то есть "давно стало былым". Обо всём сразу, а не о каком-то отдельном пути.
С не меньшим!
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   09.01.2012 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.