Письмо в провинцию или Ответ римского друга

       Диалог с И. Бродским, 1992

       Иосиф Бродский.
       Письма римскому другу (Из Марциала):
 
       "...Посылаю тебе, Постум, эти книги
       Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?
       Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
       Все интриги, вероятно, да обжорство.

       Я сижу в своем саду, горит светильник.
       Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
       Вместо слабых мира этого и сильных -
       лишь согласное гуденье насекомых. ...


       Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
       но с куриными мозгами хватишь горя.
       Если выпало в Империи родиться,
       лучше жить в глухой провинции у моря.

       И от Цезаря далеко, и от вьюги.
       Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
       Говоришь, что все наместники - ворюги?
       Но ворюга мне милей, чем кровопийца. ..."

       Mарт 1972



Константин Помренин
ОТВЕТ РИМСКОГО ДРУГА

Здравствуй, Клавдий. Я твое посланье
Получил вчера, перед отъездом.
Ты - философ, человек познанья.
Я повязан должностью и местом.

Цезаря давно уже не вижу.
Есть другие для бесед и пира.
Кто-то из философов, как ты же,
Говорил: "Не Городу, но Миру."

Что ж, почетней нет для мужа ссылки,
Чем принять "орла" и легионы.
Как подонки старые в бутылке
Бродят в нас квиритские законы.

Дом мой старый чужд гостей и женщин.
Я - старик, хоть ум мой и в порядке.
Проживу я больше или меньше
И умру в почете и в достатке.

Или смерть приму как полководец.
Скажут: "Вот последний был из римлян."
Пусть в миру другие верховодят,
В дни войны по-прежнему я сильный.

В Ливии и вправду легионы.
И Восток и Север неспокойны.
Древние б квиритские матроны
Дали знать, что мы их недостойны.

Ах, пустое. Римляне устали.
Им бы стол, да женщину под кровом.
Мне Марцел сказал, что мы так пали,
Потому что варвар - цезарь новый.

Видел я недавно перегрина.
Иудей, а с виду небогатый.
Говорил, мол бог у нас единый
И, как раб какой-нибудь, распятый.

Просмотрел твои я, Клавдий, книги.
Благодарен, хоть язык отсталый.
И как член литературной лиги
Преуспел ты, Клавдий, очень мало.

Ныне любят легкие творенья.
Чтобы слово мысли не будило,
Автор разменяет вдохновенье
На размера легкое ветрило.

Что ж до содержания... Не знаю.
Я не стоик, а скорее - циник.
На морозе быстро замерзаю
И чернею на жаре, как финик.

Может благо - цель твоих творений?
Но я знаю: долго или вскоре,
Как заря лишает сновидений,
Блага нас лишает наше горе.

Только горе, Клавдий, существует.
А руины - верная примета,
Что наш разум истинно тоскует
Лишь тогда, когда чего-то нету.

Боги нас с тобою одарили.
Мы бессмертны, потому что живы
Несмотря на то, что оценили
Этот мир: жестокий, глупый, лживый.

Нет покоя, блага нет в природе.
Лишь одна война - всему начало.
Хоть теперь усердие не в моде,
Я поеду. Мне покоя мало.

Клавдий, брось провинцию у моря
И умри достойней и красивей.
Встреть войну - поток трудов и горя.
Наваяй ее стилом, как Ливий.

Не приедешь. Ты известный стоик.
Римлянин, хотя, совсем не воин.
И умрешь в безвестье и в покое,
Плачем блудных женщин удостоен.

Друг твой, старый Постум, понимает
И твое спокойствие земное.
Он тебя любого принимает
И не ждет от Клавдия иное.

Повоюю. Вечный мир устрою.
Приведу рабов. Возьму добычу.
И, как Одиссей, ворвавшись в Трою,
Дам богам вино и сердце бычье.

Получу триумф и Рим забуду,
Всех своих врагов, друзей, знакомых.
Я поеду удивиться чуду,
Дружному гуденью насекомых.

Побываю в местном бедном храме.
Посмотрю на грешную весталку.
Жизнь свою мы выбрали не сами.
Отчего других нам больше жалко?

Легионы собраны за Тибром.
Ликторы явились и легаты.
Кончились сомнения и игры.
Все мы нынче римские солдаты.

Солнце отражается щитами,
И "орлы" плывут над вечным строем.
Клич летит над нашими рядами:
"Слава полководцу и героям!"

       1992


Рецензии
в почёте и достатке!
.
Полагаю, кривиты-матроны
.
ПлачА!... удостоен (плачем награждён)
.
ждёт (что?) иное ; не ждёт (чего?) иноГО!
.
Если устранить стилистические ошибки, то будет просто блестяще.

Евгений Морозов 3   08.12.2017 14:15     Заявить о нарушении
Мне и так хорошо...

Константин Помренин   08.12.2017 15:03   Заявить о нарушении
Стоит ли обиженно надувать губы!?

Евгений Морозов 3   08.12.2017 16:07   Заявить о нарушении
Вот и не надувайте...

Константин Помренин   08.12.2017 16:57   Заявить о нарушении
Да не ершитесь Вы, стремясь сохранить реноме поэта. На него я не посягаю, а отустранения стилистических огрехов Ваши стихи только выиграют.

Евгений Морозов 3   08.12.2017 21:13   Заявить о нарушении
Евгений Морозов, Вы неправы! Во всяком случае, в отношении

ждёт (что?) иное ; не ждёт (чего?) иноГО!

В винительном падеже ставятся вопросы "Кого? Что?" для одушевлённых и неодушевлённых предметов соответственно. Элементарная грамматика, 3-4 класс советской ещё школы. Вы же не скажете "ждёте девушкИ" (в Родительном падеже), а скажете "ждёте девушкУ", т.е. в данном случае Винительный падеж, а следовательно:

ждёт иноЕ.

В данном случае слово "иное" - не прилагательное, а существительное, поэтому форма в Винительном, а не в Родительном падеже вполне корректна.
И ещё... Родительный падеж в подобных случаях применяется тогда, когда подразумевается всего лишь часть чего-то, а не целое. Пример:

"Дай мне яблокО" - (что? - яблокО),

но:

"Дай мне кусоЧЕК (опять же Винительный падеж!) яблокА (Родительный падеж)".

Можно сказать:

"Дай мне яблокА" — если яблоко разрезано и вам нужен лишь кусочек, или если вы просите отрезать кусочек от него.
С уважением.

Елена Йост Есюнина   23.05.2018 13:47   Заявить о нарушении
В дополнение к сказанному мною ранее отмечу, что ПОСТУМ не имя, поэтому и писать его нужно со строчной буквы.

Евгений Морозов 3   24.05.2018 06:07   Заявить о нарушении
И ещё желательна такая правка:
Авторы меняют вдохновенье...

Евгений Морозов 3   24.05.2018 06:16   Заявить о нарушении
Евгений Морозов 3, словари дают написание именно с прописной буквы, так что...

Постум — (лат. postumus «посмертный»), прозвание, прилагавшееся в древнеримской системе имяобразования к именам людей, родившихся после смерти своего отца. Агриппа Постум внук Октавиана Августа Марк Кассиан Постум римский полководец … Википедия

Елена Йост Есюнина   24.05.2018 12:03   Заявить о нарушении
Это, на мой взгляд, противоречит русской грамматике, а является просто копированием древнеримского написания.
Тогда следовало бы писать так: Агриппа Посмертный внук Октавиана....

Евгений Морозов 3   27.05.2018 06:34   Заявить о нарушении
Ну, ремарка "на мой взгляд" не может служить основанием для того, чтобы писать подобного рода критические комментарии: взгляды взглядами, а правилами и словарями пренебрегать из-за каждого "взгляда" вряд ли кто-то будет — на каждый чих (взгляд) не наздравствуешься! Мало ли, у кого ещё какие "взгляды"?! )))

Елена Йост Есюнина   27.05.2018 10:53   Заявить о нарушении
Вы считаете что что у Википедии "толще", чем у русской грамматики!? Это Ваше мнение (чих), так позвольте поступить с ним согласно Вашему же совету (" не здравствоваться" на него)?

Евгений Морозов 3   27.05.2018 11:12   Заявить о нарушении
Так у меня не чих... Вы очень вольно обращаетесь с интернетом - принимаете только то, что вам удобно, и отрицаете вам неудобное... Прежде чем дать ссылку на Википеию, я обратилась не к одному словарю, а вот вы увидели только Википедию, априори отнеся её информацию к недостоверной и спорной. Думаю, что вам стоило бы заглянуть, например, в "Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона"... Кстати, и в латыни Постум пишется с прописной буквы, например Marcus Cassianius Latinius Postumus...

Елена Йост Есюнина   27.05.2018 11:33   Заявить о нарушении
Я отметил несоответствие Википедии грамматике русского языка и предположил копирование иностранного источника в написании слова с прописной буквы.
Или я забыл что-то из грамматики?

Евгений Морозов 3   27.05.2018 16:01   Заявить о нарушении
А что именно из Википедии не соответствует грамматике русского языка в данной дискуссии?! И в русских словарях слово Постум пишется с прописной буквы, во всяком случае, в словаре Брокгауза и Эфрона... Что же касается той части дискуссии, которая касается склонения по падежам, то Википедия не имеет к этой части дискуссии никакого отношения - на неё никто и не ссылался.

Елена Йост Есюнина   27.05.2018 18:49   Заявить о нарушении
Поскрёбыш - последний ребёнок в многодетной семье.
Сын Ивана Петровича Володя поскрёбыш.
Ивана Петровича Володя посмертный сын (постум).
Полагаю, что такое написание является правильным в рамках грамматики русского языка.

Евгений Морозов 3   27.05.2018 21:30   Заявить о нарушении
А вы обратили внимание, что термин "Постум" применяется, в основном (во всяком случае, именно в интернете) к особам императорских кровей и именно эпохи Римской империи?.. Думаю, "ваш" поскрёбыш, что говорится, не в тему... Да и по значению "поскрёбыш" и "Постум" - понятия разные.

Елена Йост Есюнина   27.05.2018 21:56   Заявить о нарушении
Значения у слов разные, а относятся они оба к категории прозваний. И только в отдельных случаях ПОСТУМ является именем собственным (при именовании императоров).

Евгений Морозов 3   27.05.2018 22:08   Заявить о нарушении
"Постум

Постум (лат. postumus — «посмертный»), прозвание, прилагавшееся в древнеримской системе имяобразования к именам людей, родившихся после смерти своего отца."
Обратите внимание на указание: прилагавшееся в древнеримской системе имяобразования к именам людей...
Раз имяобразование, значит В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ будет с приписной... Кстати, автор обсуждаемого с вами стихотворения за основу для своего ответа взял стихотворение Бродского... У Бродского Почтум тоже с заглавной буквы, а Бродский был человеком очень эрудированным и грамотным в том, о чём он писал... В его стихотворении имелся в виду вполне конкретный Постум, в обсуждаемом нами стихотворении, судя по тексту, подразумевался тот же самый Постум... Так что...
На этом я прекращаю нашу с вами "милую беседу", оставаясь при своём мнении, аргуменированном вполне конкретными и примерами, и источниками...
Всего доброго.

Елена Йост Есюнина   27.05.2018 22:47   Заявить о нарушении
Да и напрасно Вы встряли в чужую рецензию вместо адресата. И кое-что осталось без ответа, ну да всё равно вопросы не к Вам.

Евгений Морозов 3   27.05.2018 23:48   Заявить о нарушении
"Елена - чтобы не раздражать вашего оппонента, обращаюсь к вам - насколько известно, обмен мнениями на сайте происходит "без разрешения", так что
ваш собеседник, прикрываясь поучениями, пытается затушевать своё фиаско в вашей дискуссии, потому что вы абсолютно правы в аргументации своих доказательств.

Ирина Серебрякова 1   30.05.2018 06:50   Заявить о нарушении
А Вы, согласная с "абсолютно правыми во всём", для начала разберитесь, как прилагательное ИНОЙ стало существительным?

Евгений Морозов 3   30.05.2018 08:24   Заявить о нарушении
Для "особо одарённых". Читайте, повышайте уровень грамотности, хотя... ваш случай, наверное, безнадёжный...

ПЕРЕХОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

http://megapredmet.ru/1-25309.html

Елена Йост Есюнина   30.05.2018 08:39   Заявить о нарушении
Евгений, вы не только не последовательны (по вашим понятиям вы не должны были мне отвечать), не только склонны к склочности, но и безнадёжно упороты в своей - предполагаемой вами(!) - правоте. Налицо "набор" далеко не самых достойных качеств.

Ирина Серебрякова 1   30.05.2018 09:01   Заявить о нарушении
Эк вы хватили!

Константин Помренин   30.05.2018 12:00   Заявить о нарушении
"Это, наверное, Ипполит — что-то его давно не было!" ))))

Давненько же вас не было!..

"А мы тут плюшками балуемся!"...
Видите, сколько "наспорили"! )))

Елена Йост Есюнина   30.05.2018 12:50   Заявить о нарушении
Елена, переход прилагательных в существительные происходит по такой схеме: голубой - голубизна, злой - злоба. А что касается источника, на который Вы ссылаетесь, так его автор придерживается точки зрения новоявленных западных лингвистов, отрицающих разницу между частями речи и членами предложения. Вы живёте вне России и, видно, давно, и связь с русской культурой и языком у Вас ослабла и деформировалась.
Иной - прилагательное (часть речи), может являться и местоимением.
Прилагательное в предложении может быть не только определением (член предложения), но и подлежащим или дополнением. ( Взрослые остались, иные из них подошли к воспитателю).
Потебня в прошлом веке всё основательно раздевал. В вопросах русского языка нам Запад не указ!
.
А Ваша подпевала не стоит внимания.
Кстати, автор у Вас, похоже, подкаблучник, лишённый права голоса.

Евгений Морозов 3   30.05.2018 16:27   Заявить о нарушении
Что касается "подпевалы", то эта "подпевала" - бывший работник одной из редакций издательства "Правда"... Это так, для сведения...
В вашем понимании любой ("любой" - слово, которое, тоже, кстати, может быть и прилагательным, и подлежащим!), кто аргементированно вам возражает, поддерживая вашего оппонента — априори "подпевала"... С вами всё ясно...
Почему же вы решили. что это всё "происки Запада"?! Зачем далеко ходить? Слово "русский" может быть как прилагательным, так и существительным! Русский язык - прилагательное, а вот в предложении "Ко мне пришёл русский" — существительное. Аналогично и слова "больной", "дежурный", "ненормальный"...
И с чего это вы решили, что это "указ Запада"?! ВСЁ это лично я изучала ещё в советской средней школе. Что же касается того, что "связь с русской культурой и языком у Вас (т.е. у меня!) ослабла и деформировалась", то дай Бог, чтобы у вас он, хотя бы возникла, потому что, если судить по вашим неаргументированным настойчивым стараниям насадить вашу безграмотность под видом "борьбы за чистоту рядов", создаётся впечатление, что вы и не учились вовсе, и живёте не в России... )))
Что касается "подкаблучника", то не понимаю такого вашего резюме: с чего бы ему быть подкаблучником?! Мы не издатели, не продюсеры - он от нас никак не зависит, так что ваши предположения по крайне

Елена Йост Есюнина   30.05.2018 17:10   Заявить о нарушении
Самопроизвольно отправилось недописанным. "Продолжаем разговор!"

Мы не издатели, не продюсеры - он от нас никак не зависит, так что, ваши предположения по крайней мере смешны, ну а по более серьёзном размышлении — просто абсурдны.

Елена Йост Есюнина   30.05.2018 17:13   Заявить о нарушении
1.Русский человек не прост.
РУССККИЙ - прилагательное (часть речи) и определение (член предложения). Определение - функция слова в предложении.
2.Русский не прост.
РУССКИЙ - прилагательное (ч.р.) и подлежащее (ч.п.).
Если камень использовать в качестве гири при взвешивании, то он не перестаёт быть камнем, хотя выполняет функцию гири.
Так и слово РУССКИЙ в предложении 2 остаётся прилагательным, хотя выполняет функцию подлежащего (а не существительного).
И подлежащее, и существительное отвечают на вопрос КТО?
Существительное ЧЕЛОВЕК в предложении 2. подразумевается из контекста, в противном случае предложение теряет смысл, т.к. не ясно о чём речь: о человеке, народе , характере, костюме или языке.
Прилагательное РУССКИЙ, становясь подлежащим, не превращается в существительное.
Различение на части речи и члены предложения в русском языке необходимо.
Привет Германии и бывшей троечнице из редакции "Правды".

Евгений Морозов 3   31.05.2018 07:55   Заявить о нарушении
От ваших попыток заумничать факт существования трансформации прилагательного в сущесвительное или подлежащее не меняется, и не важно, будет это слово "русский" или "больной", или ещё какое-то иное слово, а значит в стихотворении слово "иной" будет стоять в Винительном падеже! Это раз!
Думаю, что ваши приветы Германии - как зайцу стоп-сигнал... Это два!
Судя по вашему хамскому поведению по отношению к человеку, которого вы совершенно не знаете, но пытаетесь унизительно отозваться только из-за того, что он не поддерживает вас в вашем ошибочном, но с такой упёртостью горного барана отстаиваемом мнении, вы просто склочник. Для мужчины это мало того, что непроститепльно — просто отвратительно. Если ваш оппонент Ирина Серебрякова "троечница", то вы ... вы даже не "единичник"! Склочник и "неединичник" Это три!

Елена Йост Есюнина   31.05.2018 12:48   Заявить о нарушении
Елена, разве я называл Вас, например, драной козой или упёртой овцой!? Почему же Вы позволяете диффамацию меня? Как-то некрасиво для эмигрантки с гуманитарным образованием и признаками интеллигентности.
То же можно поставить на вид и Вашему "упоротому" апологету.
Я ведь тоже не из пальца высасываю аргументацию, так почему же она не стоит не только Вашего внимания, но и корректного отношения?
Мне бесконечно жаль, что я вывел Вас из себя.
Прощайте.

Евгений Морозов 3   31.05.2018 21:51   Заявить о нарушении
Боже, слова-то какие - диффамация!
Евгений, от скромности вы, явно, не умрёте, будучи столь высокого мнения о себе, как о способном вывести меня из себя и достойном того, чтобы я "вывелась".
Образование у меня высшее техническеое, но я очень хорошо училась в школе. К тому же, работая над изданием своей книги, пришлось очень хорошо поработать корректором того, что мне накорректировали "профессионалы". Вы, очевидно, обладаете не очень хорошим образным мышлением, если готовы поставить в один ряд метафоры "горный баран" и "драная коза". К тому же, с какой стати вы решили, что имеете право вот так, априори, оценить знания совершенно незнакомого вам человека и записать его в "троечники"?!
Учитывая тот факт, что вы не привели ни одного более или менее подкреплённого аргумента, очень сложно даже представить, откуда именно вы высосали вашу информацию, если, как оказывается, это даже и не из пальца!
Почему вы считаете, что для того, чтобы выразить своё согласие во мнении, Ирина должна была вам предоставить какие-то научные выкладки?! Она просто поддержала мою точку зрения. Тем более, что и вы, являясь, в отличие от Ирины, "стороной конфликта", никаких вразумительных ни выкладок, ни аргументов не привели. Поэтому никакой "диффамации" с моей стороны, а только лишь сплошные "инсинуации" с вашей! За сим, прощайте, Евгений.

Елена Йост Есюнина   31.05.2018 22:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 127 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.