Юбилейное па Майи Плисецкой...

Журнал Мастерство и Вдохновение
Материалы *Российской газеты* в связи с фестивалем в честь великой балерины Майи Плисецкой...

Событие!
 
оrg.ru от 9 ноября 2005 г.

Ярослав Седов.
       
С 16 по 20 ноября на Новой сцене Большого театра пройдет фестиваль в честь великой Майи Плисецкой, празднующей 80-летие. В программе — балеты, в которых она блистала: "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Кармен-сюита" и гала-концерт, в котором будут представлены фрагменты ее любимых партий: Раймонды, Лауренсии, Заремы из "Бахчисарайского фонтана" и многих других. А в Новинском пассаже все эти дни будет открыта выставка, посвященная творческому пути артистки.


Плисецкая — не единственная балерина в истории, добившаяся того, что каждый ее шаг (не фигуральный, а буквальный шаг по сцене) воспринимался как общезначимое культурное событие. В былые времена весь мир с таким же замиранием сердца следил за полетами Марии Тальони, фуэте Матильды Кшесинской, лебедиными взмахами Анны Павловой, бегом Джульетты — Галины Улановой. По существу, танец каждой выдающейся балерины, как и весь балет в целом, несет в себе общезначимые ценности. Плисецкая оказалась одной из самых ярких артисток, подтвердивших эту истину и в ХХ веке.

Майя Плисецкая закончила школу Большого театра и вступила в прославленную труппу в 1943 году. Яркость ее артистизма оказалась так заметна в первых же небольших соло, что она быстро заняла в театре ведущее положение. На ее "Лебединое озеро" в Большом театре в течение 30 лет водили все официальные делегации, посещавшие Москву, фактически приравняв визит "на Плисецкую" к приему в Кремле. Она покорила не только сильных мира сего, но лучших представителей мировой художественной элиты и привезла в Россию постановки Бежара, Ролана Пети, Альберто Алонсо, Сержа Лифаря, бывшие в свое время новым словом европейской хореографии. Она привлекла к балету выдающегося кутюрье Пьера Кардена и поддержала целое направление балетного театра, сумевшего перевести на язык пластики шедевры русской литературы.

Иными словами, Плисецкая построила свой "театр в театре". Она — неотъемлемая часть славы Большого балета и в то же время — автономная единица, принадлежащая не одному театру, но всему балету в целом. Эмблемой этого драматического противоречия между стремлением к абсолютной свободе и неразрывной связью с родной стихией стала Кармен Плисецкой. Она остается неповторимой исполнительницей этого образа в элегантной сюите, сделанной для нее супругом Родионом Щедриным и поставленной хореографом Альберто Алонсо.

Кармен танцуют и другие балерины, первая среди которых — легендарная сестра постановщика, создательница кубинского балета Алисия Алонсо. Но для каждой исполнительницы балетмейстер делает новую редакцию постановки. Не исключение — и нынешняя звезда Большого балета Светлана Захарова, которой Плисецкая доверила исполнить Кармен на своем юбилее. Почтенный Альберто Алонсо прибыл в Москву, чтобы подготовить новый вариант, не копирующий легендарные па великой Майи.

Впрочем, самое завидное качество Плисецкой, которое невозможно скопировать, — это ее умение создать художественное пространство и стать его центром просто самим фактом своего появления. Там где она — там и театр. Говорят, Майя Михайловна придумала себе эффектные выходы в каждом спектакле своей юбилейной программы. Какие — заранее неизвестно. Ясно только, что Плисецкая, как всегда, окажется не почетной зрительницей торжества в ее честь, а главной его участницей.

Ярослав Седов.
*Российская газета*