i По аллее парка шли трое i

Яков Шафран
По аллее парка шли трое – священник, высокий и широкий в плечах мужчина лет сорока, с редкой сединой, в тёмно-синей рясе и такого же цвета куртке поверх неё, и двое молодых людей – парень и девушка лет восемнадцати, оба в полуспортивных, не стесняющих движения, одеяниях.

Октябрь, оправдывая своё звание главного художника осени, дал полную волю своей кисти, и она смело, используя всю палитру жёлтых, оранжевых, красных и местами зелёных красок, рисовала аллею, над которой переплетающиеся ветви деревьев создавали длинную сплошную арку, отливавшую всеми оттенками листьев. Земля была устлана мягкой ковровой дорожкой тех же расцветок, и стволы деревьев стояли по бокам её, как колонны, местами в тени, местами освещённые ярким солнцем. Справа за высокой сухой травой стелилась полоса тумана, сквозь которую едва-едва виднелись деревья, а слева в ровной широкой канаве полной воды плавали редкие опавшие листья, и отражалось блекло-бирюзовое небо. Деревья отбрасывали длинные тени, которые ложились поперек, создавая иллюзию ступеней лестницы.

Путники вышли в сквер, прошли по ворохам жёлтых кленовых листьев, и, продолжая разговор, присели на одну из лавочек.

- Сергей, ты меня раздражаешь! - возбуждённо говорила девушка. – Ну, почему ты не можешь успокоиться?
- Почему не могу? Я могу, но не хочу!
- ???
- Я столько готовился к этой сделке!.. И всё сорвалось… Если бы это прошло через меня, я мог получить кучу зелёных и уже в этом месяце слетать в Париж! Ты ведь знаешь, я говорил, там в это время будет та самая престижная тусовка… А это такие знакомства, такие связи!..
- Ну, что ты замолчал? – нервно спросила Ирина.
- Да, ладно… - уныло проговорил Сергей.
- Вот всегда так, отец Николай, - обратилась Ирина к священнику, - наговорит идей, наобещает кучу всего, потом замкнётся, не ест, не пьёт, бегает с утра до поздней ночи, а когда возвращается, только желваки катает и глазами сверкает! И хорошо бы получалось что-нибудь, а то в основном так, пустое… Меня возбудит вначале, а потом раздражает очередным невезением… Теперь вот, сами видите в каком он состоянии…

К лавочке слетелись голуби. Они чинно похаживали, и, останавливаясь, вопросительно поглядывали на людей. А между ними сновали воробьи, то, делая вид, что они уже что-то клюют, то, хитро поглядывая, замирали на месте. Ирина покрошила птицам оставшийся в кармане кусочек бублика. Крошки, как всегда, достались не всем, и каждая птица старалась склюнуть корм, а иногда прямо из-под носа у зазевавшегося соседа. Но, что интересно, они не дрались между собой! Получивший и потерявший мирно стояли рядом и ждали следующей порции свыше…

- Всё вполне закономерно, мои молодые друзья, - приятным баритоном заговорил иерей,
- Человек, имеющий страстный, увлекающийся дух, стремиться, прежде всего, удовлетворить своё самолюбие через удовлетворение страстей, греховных стремлений и привычек.
- Что же было греховного в той сделке, или в поездке в Париж, отец Николай?- возразил Сергей.
- Мы не будем сейчас разбирать это. Давай, Сергей, лучше посмотрим на твоё теперешнее состояние чередующихся раздражения и печали. Вот, что нас сейчас должно интересовать, а не правомерность сделки и поездки. Те состояния, в которых ты находишься, говорят о душевном неблагополучии, поэтому, может быть, лучше найти причины, приведшие к такому результату?
- Это то, что нужно, отец Николай! – воскликнула Ирина.
- Ну, хорошо, давайте… - тоскливо ответил Сергей.

Облако закрыло солнце, всё потускнело, лишь золото листьев более весомо выделялось на общем сером фоне.

- Так вот, такой страстный, увлекающийся дух, - продолжал священник, - не добившись своего, не получив результата, вначале раздражается, а затем впадает в уныние и печаль. Но поскольку человек живёт в окружении других людей, то он своей страстностью, раздражением, а затем тоской, оказывает на них влияние: вначале возбуждает, затем раздражает и, наконец, заражает унынием.
- Всё так постоянно и происходит, - подтвердила Ирина.
- Тебе всегда всё не нравится, - возразил Сергей.
- Мы живём среди страстей, среди искушений, искушаемся, разжигаем и искушаем других. Всё это результат свободного волеизъявления людей.
- А Бог? Почему Он всё это допускает? – спросила Ирина.
- Да, Ирина, ты права, Бог это допускает. Он позволяет демоническим силам искушать людей, позволяет им вызывать у людей страстный настрой духа.
- Ха-ха! Вот здорово!.. – воскликнул Сергей.

И, как будто в ответ на эти слова, воробьи, дотоле спокойные, сбившись в кучку, стали драться из-за чего-то съедобного в ворохе жёлтой листвы.

- Серёжа, помолчи, а!..
- Да, я на них… - сказал Сергей, показывая на птиц.
- А зачем, отец Николай, Бог так делает? – допытывалась девушка.
- Воля Бога в том, чтобы мы жили среди искушений и соблазнов. Это необходимо для того, чтобы наши слабости проявлялись. Иначе, как бы мы могли о них узнать? Так бы и жили в неведении о своих недостатках…
- И хорошо бы жили! – заявил Сергей, - Всё, чего хотели бы, достигали, как в раю!..
- Да, как невинные дети, как девственные дикари на далёком острове… А когда нагрянули бы нежданные, непредвиденные трудности, все бы и сломались, и погибли, - сказал отец Николай.
- Интересно… Я ведь в университете изучал культуры Австралии и Полинезии… - сказал Сергей и впервые внимательно посмотрел на иерея.
- Повторяю, Бог допускает это, чтобы мы узнали о своих слабостях, и начали их преодолевать, укрепляясь и вырабатывая в себе иммунитет против искушений. Бог желает нам только добра, ибо любит нас, Он хочет, чтобы мы изжили в себе наши слабости, чтобы мы выработали в себе устойчивость к искушениям и соблазнам и психологическую устойчивость в трудные периоды жизни!
- Отец Николай, а как бороться со всем этим, с искушениями, слабостями?.. – спросила Ирина.
- Никак! - снова заспорил Сергей.
- С одной стороны Сергей не прав, а с другой в его возражении есть доля истины, - ответил священник, - Конечно, нужно изживать свои слабости, заменяя их сильными и хорошими качествами. Только вот бороться бесполезно, всякая борьба, как показывает практика, только укрепляет злой страстный дух, живущий в человеке, воюя с ним, человек его никогда не изживёт!
- А, что делать тогда, как быть? – не успокаивалась девушка.
- Внешним образом нельзя уйти от искушения, - продолжал отец Николай, - это можно сделать только внутренне с помощью правильного душевного настроя и через последующее получение благодати Божьей, которая связывает проявление греха и человек получает прощение.
- Я ничего не понял… - сказал Сергей, глядя на иерея.
- А хотел бы понять? – спросил тот.
- Я люблю логику, и чувствую, что за вашими словами, отец Николай, кроется методика, вы не могли бы пошагово изложить то, что нарисовали общо?

Выглянуло солнце, как-то по-особому всё вокруг засияло, и стало даже немного припекать.

- Да, Сергей, могу, – сказал священник. - Прежде всего, человек должен понять, что он что-то не так делает. Как правило, это происходит после той или иной череды неудач и тяжёлых обстоятельств, к которым приводит грех. И вот тут наступает очень важный момент. Большинство таких осознавших людей начинает бороться с собой, с тем страстным духом греха, который живёт в них. Но своими силами, своими трудами, сколько бы времени человек ни занимался, он не сможет ничего достичь. Поняв это, человек должен внутренне признать не только свою грешность, но и слабость справиться самостоятельно…
- Вы говорили, что бороться бесполезно, я согласен с Вами… Но, что же нужно делать? – спросил Сергей.
- Нужно, признав свою неспособность самому избавиться от греха, признав свою немощь, и, имея, таким образом, смиренный, сокрушённый дух, просить Бога в молитве о помощи, уповая и надеясь на Его милость. Это о таких, «нищих духом» говорил Христос, что они спасутся!..
- Интересно! И далее?
- А как нужно молиться? – воскликнули почти одновременно молодые люди.
- Молиться нужно так: «Господи, помилуй и очисти мя, грешного!» и «Ибо слаб и грешен я, и только на одну милость Твою уповаю!». Но одной молитвы, повторяю мало…
- А что же ещё?– удивилась Ирина.
- Вы невнимательно слушали. Я повторяю: некоторые молятся всю жизнь и толка никакого. Главное внутри, в душе и в сознании решить разорвать сочувствие ко греху и заменить его Божественным настроем. Но человек без помощи Божией этого достичь не может, он может только сильно этого возжелать, внутренне раскаяться и признать себя грешным и слабым. И вот с таким настроем с молитвой обращаться к Богу, и делать это многократно. В ответ на постоянные молитвы придёт благодать, человек это сразу почувствует, как освобождение от греха, от страстных духов, появится сила жить по-другому. Это и есть подтверждение силы Божьей и правильности избранного пути.

Ветер закружил листья перед сидящими, но не умчался прочь, а всё продолжал и продолжал, листья поднимались над землёй и, кружась, создавали золотой солнечный конус. Люди и разлетевшиеся в стороны птицы, замерев, любовались этим удивительным зрелищем. Прошло ещё несколько мгновений, и оно исчезло, как будто и не было вовсе. Так же светило солнце, так же дул лёгкий ветерок, птицы всё так же, разгуливая, поглядывали на людей в ожидании корма, и наши собеседники всё так же сидели в тех же позах. Всё было то же, что и несколько секунд назад, но что-то неуловимо изменилось, что-то стало другим, и это что-то проникало в мир через выражение глаз троих людей, сидящих на лавочке. А оно было одинаковым, словно кто-то один смотрел, словно кто-то один чувствовал и думал, словно кто-то один на несколько мгновений коснулся, и оставил в них неизгладимый след очарования истины и гармонии…

По аллее октябрьского парка шли трое людей…

01-12 ноября 2007 г.

© Copyright: Яков Шафран, 2007
Свидетельство о публикации №2711120203