Игра в Буриме No 6 - Балладное

Творческая Мастерская Ежи
______________________________ ИГРА В БУРИМЕ _________________________________


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Приглашаем вас поиграть в БУРИМЕ!

Но в этот раз буриме будет не совсем обычное. Потребуется написать БАЛЛАДУ.

Скажем сразу, чтобы не возникала путаница: мы имеем в виду не балладу, как жанр, не английскую или русскую балладу, а балладу французскую, балладу – разновидность твердой формы.

Итак, классическая французская баллада состоит из 3-х восьмистиший (реже – десятистиший), и одного четверостишия, которое называется посылкой или посланием. Называется оно так, поскольку обязано содержать обращение к тому лицу, которому посвящается баллада. Таким образом, баллада состоит из 28 строк, причем последняя строка каждой строфы, равно как и посылки, дословно повторяется, то есть является рефреном.

Вот пример классической баллады Франсуа Вийона:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скажите, где в стране ль теней,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Дочь Рима, Флора, перл бесценный?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Архиппа где? Таида с ней,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сестра — подруга незабвенной?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Где Эхо, чей ответ мгновенный
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Живил когда-то тихий брег, —
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С ее красою несравненной?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Увы, где прошлогодний снег!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Где Элоиза, всех мудрей,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Та, за кого был дерзновенный
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пьер Абеляр лишен страстей
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И сам ушел в приют священный?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Где та царица, кем, надменной,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Был Буридан, под злобный смех,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В мешке опущен в холод пенный?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Увы, где прошлогодний снег!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Где Бланка, лилии белей,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Чей всех пленял напев сиренный?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Алиса? Биче? Берта? — чей
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Призыв был крепче клятвы ленной?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Где Жанна, что познала, пленной,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Костер и смерть за славный грех?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Где все, владычица вселенной?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Увы, где прошлогодний снег!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О, государь! С тоской смиренной
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Недель и лет мы встретим бег;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Припев пребудет неизменный:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Увы, где прошлогодний снег!

Как видите, здесь очень строгая схема рифмовки: она проходит насквозь через все строфы: ababbcbc; в «посылке» рифмы такие, как во второй полустрофе, т. е., bcbc.
Это канонический вариант. В более вольной форме, однако, существуют и другие варианты - abbaacca, и ababcbcb. В еще более вольном варианте первые полустрофы вообще рифмуются как угодно, и рифма не переходит из строфы в строфу. Например, знаменитая баллада, которую сочиняет Сирано де Бержерак в драме Ростана:

. . . . . . . . . . . . Свой фетр бросая грациозно,
. . . . . . . . . . . . На землю плащ спускаю я;
. . . . . . . . . . . . Теперь же - появляйся грозно,
. . . . . . . . . . . . О шпага верная моя!
. . . . . . . . . . . . Мои движенья ловки, пылки,
. . . . . . . . . . . . Рука сильна и верен глаз.
. . . . . . . . . . . . Предупреждаю честно вас,
. . . . . . . . . . . . Что попаду в конце посылки.

. . . . . . . . . . . . (Они обмениваются первыми ударами.)

. . . . . . . . . . . . Меня вам, друг мой, не сразить:
. . . . . . . . . . . . Зачем вы приняли мой вызов?
. . . . . . . . . . . . Так что ж от вас мне отхватить,
. . . . . . . . . . . . Прелестнейший из всех маркизов?
. . . . . . . . . . . . Бедро? Иль крылышка кусок?
. . . . . . . . . . . . Что подцепить на кончик вилки?
. . . . . . . . . . . . Так, решено: сюда вот, в бок
. . . . . . . . . . . . Я попаду в конце посылки.

. . . . . . . . . . . . Вы отступаете... Вот как!
. . . . . . . . . . . . Белее полотна вы стали?
. . . . . . . . . . . . Мой друг! Какой же вы чудак:
. . . . . . . . . . . . Ужель вы так боитесь стали?
. . . . . . . . . . . . Куда девался прежний жар?
. . . . . . . . . . . . Да вы грустней пустой бутылки!
. . . . . . . . . . . . Я отражаю ваш удар
. . . . . . . . . . . . И попаду в конце посылки.

. . . . . . . . . . . . (Торжественно провозглашает.)

. . . . . . . . . . . . . . . . . Посылка.
. . . . . . . . . . . . Молитесь, принц! Конец вас ждет.
. . . . . . . . . . . . Ага! У вас дрожат поджилки?
. . . . . . . . . . . . Раз, два - пресек... Три - финта...

. . . . . . . . . . . . . . . . .(Колет его.)

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .Вот!

. . . . . . . . . . . (Вальвер шатается, Сирано раскланивается.)

. . . . . . . . . . . . И я попал в конце посылки!

Как видите, здесь только одна цепочка рифм, соответствующая рефрену. Все остальное – произвольно.
____________________________

Теперь о наших договоренностях. Чтобы не задавать много пар рифм, мы даем рифмы только для посылки.
Они таковы:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . СловА – Товар
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Слово – Земного

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия:
1. Три восьмистишия и посылка - четверостишие
2. Наличие рефрена
3. Рифмовка посылки должна совпадать с рифмовкой вторых полустроф во всех строфах
4. Посылка должна содержать обращение (не обязательно к человеку, у Пастернака, например: спи, жизнь)

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ условия:
1. Сквозная рифмовка по одной из трех схем – ababbcbc, или abbaacca, или ababcbcb. То есть весь стих строится фактически на трех рифмах, две из которых мы задали. Но если это кому-то сложно, допускается и вольная рифмовка, но только с соблюдением пункта 3 обязательных условий.
2. Четырехстопный или пятистопный ямб. Но при желании можно писать любым размером, хоть амфибрахием, хоть логаэдом.

Вот и все. Остальные вопросы будем решать по мере поступления.

Успехов!

**** Ведущие игры: Александр Спарбер, Светлана Митрошенко

Победителем в игре станет стихотворение, получившее большее количество голосов в шорт-листах (вывешиваемых зрителями и участниками в конце игры).

Срок проведения Игры: 14 июня – дата будет объявлена дополнительно.
Срок подачи стихотворений для участия: 14 июня – дата будет объявлена дополнительно.
Объявление победителей: дата будет объявлена дополнительно.

ПРИЗЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ:
1 место – 350 баллов
2 место – 250 баллов
3 место – 150 баллов


Организаторы и Ведущие желают всем приятного времяпрепровождения и творческих находок!