Рашид Талышинский - приглашение к диалогу сердец

Радость Натали
Интервью с известным бардом Рашидом Талышинским из Израиля.

На фото - афиша 2008 года.


       Первая часть интервью - май 2007 года,
       вторая часть - 10 июня 2008 года



С известным автором, аккомпаниатором, поэтом и прозаиком Рашидом Мусаевичем Талышинским беседовала москвичка Наталья Алексеевна Исаева, член Московского представительства Международного Союза писателей «Новый Современник»


9 мая 2007 года

Наталья: Рашид! Сегодня в России отмечается день победы. В твоей семье были участники войны? Тебе дорог этот праздник?

Рашид: Да, Наташа. Этот праздник дорог мне. Ведь мой отец в 17 лет ушел добровольцем на фронт, стал зенитчиком и защищал подступы к Москве.


Наталья: А как сложилась его дальнейшая судьба?

Рашид: После войны он учился в Москве, в Военно-юридической академии, по окончании был направлен на службу в Тбилиси. В это время он был уже женат на моей маме.


Наталья: Они были однополчанами? Так моя родственница во время войны служила тоже зенитчицей и там встретила любовь своей жизни.

Рашид: Мои родители познакомились в послевоенные годы. Папа был тогда в чине лейтенанта, а мама училась в медицинском институте. Поженились через три года. Я родился у них в 1949 г. 20-го декабря. Потом ей пришлось переводиться в Тбилисский институт, и уже там заканчивать своё образование. Я в ту пору был совсем маленьким. Потом мама работала терапевтом, врачом скорой помощи.


Наталья: Так ты родился в Москве?

Рашид: Да, в "Образцовом Родильном Доме им. Грауэрмана" на Калининском проспекте в Москве. Хотя жили родители в Мытищах, и папа повез по железной дороге маму… Когда он постучал в дверь род. дома, то нянечка потребовала пропуск, на что отец, показывая на то пространство, откуда я должен был появиться на свет, произнес: «какой еще пропуск, вот он пропуск…»)


Наталья: Рашид, а ты знаешь о том, именно в этом роддоме родились многие известные барды?

Рашид: (Улыбается) Да, Наташа. Знаю. Заметил это, читая интервью своих любимых бардов.


Наталья: Рашид, как долго семья прожила в Тбилиси?

Рашид: В Тбилиси мы жили с 1951 по 1961 год. Родители много работали, но в период моего отрочества мы жили очень скромно. Я почувствовал себя взрослым в шестилетнем возрасте, когда в семье родился мой младший братишка. Мама, заметив мою серьёзность, спокойно оставляла малыша на меня. До сих пор помню: мне 9 лет, я жарю ему картошку, а он с аппетитом ест и смотрит на меня счастливыми глазёнками, ведь жареная картошка была для него самым любимым блюдом. Я вообще с большим удовольствием ухаживал за ним.


Наталья: Откуда в тебе появилась любовь к пению? В доме кто-то пел?

Рашид: Да, мой отец любил петь песни военных лет, и я с удовольствием пел с ним. Родители решили попросить соседку, которая работала учительницей музыки, заниматься со мной, у неё дома было фортепьяно. Но она, прослушав меня, отказалась. Сказав, что мне «медведь на ухо наступил». Видимо, ей просто не хотелось возиться с соседским ребенком. И мои родители поверили ей, как профессионалу, и огорчились.


Наталья: Когда же тебе удалось опровергнуть её поспешные выводы?

Рашид: Самое забавное, что это произошло буквально через пару месяцев. Мне было только шесть лет, когда меня приняли в первый класс, что, в общем-то, было не по правилам, тогда в школу брали с 7 лет. И вот в школу явилась какая-то специальная комиссия для отбора детей в хор. И меня, одного из немногих, взяли в этот хор! Это стало приятным сюрпризом для моих родителей.


Наталья: Тебе нравилось заниматься в хоре?

Рашид: Я впервые познал прелесть многоголосья (Сольфеджио). Но, к сожалению, у меня не было возможности специально обучаться музыке. Так все по пионерлагерям, общение с аккордеонистами, баянистами и музыкантами. Кроме того, мне очень нравилось слушать грузинские многоголосья по радио. Вообще многое в менталитете этого чудесного свободолюбивого народа привлекало мое внимание. Сама атмосфера Тбилиси располагала к поэтическому творчеству. Вспоминаю детские впечатления от тбилисского Фуникулёра. Тбилисское застолье.


Наталья: А после 1961 года тебе пришлось расстаться с полюбившимся городом. Почему это произошло?

Рашид: Отца перевели на службу в Красноводск, а ещё через несколько лет в Баку. Он получил звание полковника.


Наталья: Рашид! Когда ты впервые написал своё первое стихотворение?

Рашид: Хорошо запомнил, как все поразились тому, что дошколёнок, уже складывает стихи. Но тогда это было подражание Пушкину, а с 12 лет я уже стремится найти свой стиль. В этом возрасте я научился играть на гитаре. Вот с того времени и пишу стихи, которые уже изначально звучат в моей голове как песни. Я беру в руки гитару и, одновременно со стихами, складывается и музыка.


Наталья: Ты помнишь свои первые песни?

Рашид: Первые мои песни («ковбойская» и «Помни») прозвучали в пионерлагере «Спутник» в Мардакянах, близ Баку. Начальник Лагеря Михаил Григорьевич (не помню фамилии) полюбил меня. В последствии я там был председателем Совета Дружины. Выступал с песнями в квартете со своей гитарой, а потом пел вместе с баянистом Игорем и Наташей. Названия аккордов познавал на лету, но запись нотную так до сих пор и не освоил.


Наталья: Ты великолепно обходишься без нотной записи. Как тебе удаётся?

Рашид: Все, что исполнено мною и создано в плане композиций, это по гармоническому слуху. Вот именно с ним у меня все в порядке. Слышу все оттенки и нюансы. Уже с детства я чувствовал, как тянутся все к моим песням, слушают гитару. Аранжирую запись письменно только записью аккордов. Написал методику обучения игры на гитаре, которая на персональной странице моего сайта опубликована…



Наталья: А после школы чем занялся?

Рашид: В 1966 году поступил на химический факультет в АзиНефтехим в Баку. Это определило мою судьбу на долгие десятилетия жизни. В 1978 году защитил кандидатскую, в 92 - докторскую по физической химии.


Наталья: У тебя были хорошие наставники?

Рашид: Да! Мне повезло! Замечательные наставники! Профессор Савелий Львович Киперман (ИОХ, Москва) и Рамиз Гасанович Ризаев, который много лет был послом Азербайджана в России. Я до сих пор вспоминаю об их вкладе в мое профессиональное становление с благодарностью и любовью.

Наталья: У тебя было много серьёзных работ?

Рашид: Моему выезду в Израиль предшествовала сотня работ, 20 патентов и двое выпущенных докторантов. Серьезных… на мой взгляд… наберется не более полусотни.

Наталья: Удалось этим же заниматься в Израиле?

Рашид: Я переквалифицировался на биотехнологию, океанологию и гематологию, потом возвратился в химию на экологический проект.


Наталья: А был ли такой период, что тебе было не до песен, не до гитары?

Рашид: С гитарой не расстаюсь. Муза влечет меня всю жизнь, и с каждым годом всё настойчивее.


Наталья: С какого времени ты стал сотрудничать с другими авторами стихов?

Рашид: С 2000 года с Вячеславом Игнатовичем из Минска, Фаиной Мухамадеевой, Лилей Кликич из Уфы, Николасом Дерингом, Еленой Кабардиной, Юлией Небахаревой, Шорниковыми Владиславом и Розой, Ашукиным Павлом из Москвы, Джавидом Имамвердиевым из Баку и многими другими. Вот с тобой, Наташа, тоже сотрудничаю. Мне нравятся твои песни и манера исполнения. Будет возможность, ещё споём много раз вместе.


Наталья: Да, я тоже очень дорожу нашей дружбой и совместными работами. А скажи, Рашид, где в наибольшей мере проявляется твоё песенное творчество?

Рашид: На популярном сайте «Стихофон» (виртуальный театр).


Наталья: Я знаю ты принял твердое решение более полно посвятить себя композиторскому и поэтическому творчеству. Как давно это произошло?

Рашид: В 2007 году. Этот крутой вираж был объективно подготовлен всей моей предыдущей жизнью.


Наталья: Назови, пожалуйста, любимых авторов-исполнителей из числа популярных?

Рашид: Сергей Никитин, Андрей Макаревич, Александр Розембаум, Александр Городницкий.


Наталья: А кто из поэтов является источником твоего вдохновения?

Рашид: Сергей Есенин, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий.


Наталья: А сколько в общей сложности аранжировано тобой и написано песен?

Рашид: Более 150 опубликованных произведений.


Наталья: Можешь рассказать о самой яркой встрече с кем-то из знаменитых бардов?

Рашид: Самой яркой встречей была с Сергеем Никитиным, когда он с Татьяной приезжал в Израиль лет пять назад. Я очень люблю его манеру и энергетику исполнения. А в зрелом возрасте я очаровывался песнями Булата Окуджавы, Саши Розембаума.


Наталья: Как здорово! Даже в своих пристрастиях мы с тобой похожи! А клубы авторской песни тебя привлекали?

Рашид: Меня принял в свои объятия Клуб авторской песни Баку (КАП). Но это было значительно позже, незадолго до моего выезда в Израиль.


Наталья: А когда был выпущен твой первый диск с песнями?

Рашид: В 1997 году совместно с Председателем КАП г. Баку Джавидом Имамвердиевым. В Израиле я выпустил ещё несколько своих дисков.


Наталья: Я знаю, что кроме песен и стихов ты пишешь потрясающую прозу и сказки. Легко они у тебя пишутся?

Рашид: Вот тут и проявилась моя Восточная Сказка на прозе ру... Времена Хана Батыя. Это более похоже на батальную историческую эротику, чем на 1001 ночь. Старался очень подробно проанализировать исторические источники, прежде чем приступил к художественному изложению...


Наталья: Должно быть, твои родители очень гордились тобой?

Рашид: Отец часто просил меня перед гостями играть и петь свои песни, а также песни его юности. Я охотно с удовольствием выполнял все его просьбы. Папе настолько нравилось это, и он так гордился мной, что бывало посреди ночи уже, когда я был отцом своего семейства, и у меня было две дочери, мог позвонить мне и попросить, мол, приезжай, собралась у него компания школьных друзей. Товарищи его были самых разнообразных национальностей: русские, армяне, грузины и др. Тогда ведь вообще не существовало такое понятие как национальность. Наш адрес был Советский Союз. Мы все себя считали единым народом, братьями.


Наталья: Я знаю, что твоя мама жила в Загорске. Папа в Азербайджане. Ты родился в России, учился в Грузии, лето проводил в России – в Загорске. Теперь живёшь в Израиле и общаешься по Интернету с поэтами всех стран мира. Кем теперь по национальности ты считаешь себя?

Рашид: С Загорском у меня связано много приятных детских воспоминаний: природа, лес, пруд, Загорско-Печорская Лавра. Помню вкус парного козьего молока, малины и крыжовника. Раз семь в летнее время я бывал там, в Подмосковье. Последний раз приезжал туда в 26 летнем возрасте.
Да, я усвоил много различных культур, но я теперь – гражданин мира. Нет во мне ни социальной, ни национальной, ни ... половой гордости. Вне условностей я... Менталитет, конечно же, русский. Не потому что жил в Загорске, а потому, что читал литературу художественную только на русском. Дед Исмаил с 5 лет научил меня читать, а начал я читать с Пушкинского «Евгения Онегина». Когда в 55-летнем возрасте у дедушки случился инфаркт, он полгода пролежал на спине неподвижно (так тогда лечили), и занимался Русской литературой со мной, пятилетним мальчиком.


Наталья: Рашид! Твой талант так многогранен. Кем ты себя больше ощущаешь: учёным, поэтом, бардом?

Рашид: Я всегда себя чувствовал в большей мере: философом, чем химиком, поэтом, чем писателем, музыкантом, чем бардом, лириком, чем физиком, идеалистом, чем материалистом...


Наталья: Ты поедешь на Грушинский фестиваль в этом году?

Рашид: Да. Собираюсь. (В самом деле, Рашид собирался, но не поехал, потому что получил приглашение выступить в это время в ЦДЖ (Центральный Дом Журналиста в Москве, ул. Большая Никитская)


Наталья: Рашид! Спасибо тебе огромное, что выразил желание дать мне интервью. Продолжай радовать нас своими песнями и прозой ещё много десятилетий! Будь счастлив и здоров!

Рашид: Спасибо, Наталья! И тебе того же.

9 мая 2007 г.


Интервью было подготовлено к публикации в 2007 году, когда Рашид готовился к своему первому авторскому концерту в Москве в ЦДЖ. Этот концерт прошёл успешно 10 июля 2007 года, а потом было ещё много подобных выступлений в Москве, Ярославле, Уфе. С тех пор Рашид ещё дважды приезжал в Москву. Продюсером Рашида и соавтором многих его песен стал поэт Николас Деринг. Содружество Рашида и Николаса привело к потенциальному взрыву, в результате которого как при цепной реакции образовалась целая растущая как снежный ком команда. Рашид, шутя, называет Альтернативный Продюсерский Международный Центр Авторской Песни, возглавляемой Николасом Дерингом: «Деринг и его команда». Хотя подчеркивает, что в этой шутке на 99.9% все истинная правда.
Рашид принял участие в совместных выступлениях с такими исполнителями, как Игорь Евгард, Александр Юлин, Андрей Куряев, Станислав Коренблит, Владимир Стольный, Алексей Крупнов, Сергей Крымский, Виктор Попов…
С тех пор он написал ещё много новых песен на стихи Николаса Деринга, Павла Ашукина (Егорова), Владислава и Розы Шорниковых, Юлии Соколовой (Юлия Ворона), Феаны (автора Галактического Ковчега), Натальи Исаевой (вашей покорной слуги). Им аранжированы стихи Юлии Небахаревой, Эльдара Ахадова, Лилии Кликич, публикующихся на рифме.ру, на стихи Мухамадеевой Фаины… Этот перечень можно продолжить. За год работы в Москве (Рашид работает в РАН ведущим научным сотрудником) он написал несколько новых песен, которые практически экспромтом пел в популярном клубе авторской песни «Гнезде Глухаря» и «Золотом Драконе», выступая на концерте Кабардиной Елены. Её стихи «Духи» им давно были аранжированы и опубликованы на стихофоне. В общей сложности Рашид написал более сотни песен на свои стихи и более двухсот на стихи друзей.
У Рашида много страниц в сети. Среди ключевых страниц Интернета, на которых можно ознакомиться в общих чертах с его творчеством и послушать песни, я могу отметить:
http://www.stihi.ru/author.html?Rashid
http://www.proza.ru/author.html?Rashid
http://rashid.ucoz.ru/index/
http://www.stihophone.ru/users.php?user=Talyshinsky
http://www.stihophone.ru/users.php?user=Rashid
http://www.stihophone.ru/users.php?user=Gitara_Ra


Вот что сказал Рашид перед отлётом в Израиль 10 июня 2008 года:
«Подготовленный тобой материал, Наташа, который год назад был, с моей точки зрения, преждевременным, теперь, похоже, уже приобрел актуальность. Добавь только, что все реализовалось именно так, как того желали мы с Николасом Дерингом – объединить все лучшие силы и реализовать таланты, перенеся их из интернетовской сети в жизнь, сделать доступными для любителей авторской песни. Только вот, более кардинальной смены специальности в моей судьбе, о которой я упоминал в интервью после концерта в ЦДЖ, не произошло. Все осталось фифти-фифти - золотое сечение Пифагора. Наука и Муза. А я думал сместить равновесие в пользу музы, до 60-70%. Нет. Они обе, две мои стези, хорошо уравновешивают друг друга. Когда был в Уфе в командировке на конференции по альтернативным топливам, там рассматривались гуманитарные экологические проблемы... Поэты в науке (ученые-романтики) сейчас нужны как никогда. Поэтому говорил и повторяю, несколько переиначивая В. Маяковского: ученым можешь ты не быть, но поэтом быть обязан. Иначе все изобретения пойдут на войну, во зло…
Но это ведь хорошо, когда чувствуешь себя востребованным, способен дарить тепло и быть полезным близким друзьям и народу в целом. Я очень люблю москвичей. Не только потому, что я здесь родился, но и потому, что наш менталитет и духовность очень совпадают… За короткое время я приобрел в Москве очень много новых друзей, близких по духу.
Видно, так угодно было провидению, чтобы все это состоялось.… Наперекор всем препятствиям, возникавшим на моем пути… Спасибо. В добрый час!»

(с) Наталья Исаева, член Международного Союза писателей "Новый Современник"
http://www.stihi.ru/author.html?gladness
Москва, Россия
10 июня 2008 г.


               
Иллюстрация  - афиша - Рашид Талышинский КОНЦЕРТ в Гнезде глухаря 17.02.09

Песни в исполнении Рашида можно услышать также здесь:

До встречи на концертах!

Ваша Наталья Исаева





Фото Рашида Талышинского с его авторского концерта в ЦДЖ, сделанное 10 июня 2007 г. поэтом, фотографом Александром Соловьёвым:
http://foto.mail.ru/mail/gladnessnatalie/287/1393.html