Алексей Хвостенко. Дурное дерево

Футурсобрание
=======БИБЛИОТЕКА ФУТУРСОБРАНИЯ=======

АЛЕКСЕЙ ХВОСТЕНКО. "Дурное дерево". (1965-1974).
http://www.geocities.com/kkkoka/xvostenko/2ahv307.htm


"А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом: буду петь духом, буду петь и умом".
1-ое Коринф., 14ст. 13-15.


1. существует единственное место, куда приходят всегда, чтобы видеть, исследовать и молиться.

2. каждый, кто приходит сюда, каждый приходящий сюда, видит это одинокое дерево, это дурное дерево, плоское дерево.

3. оно является частью пейзажа, оно и есть пейзаж, единная часть пейзажа на плоском небосводе.

4. все сучья и вся кора одинокого дерева знают свою принадлежность пейзажу иену, которому поклоняются, месту, на которое приходят умирать и молиться.

5. каждый су, каждый суксамоубийцы, живущего среди нас, превращается в руку со стертыми пальцами, трогает дно небосвода, стеклянное дно небосвода колодца-пейзажа.

6. каждый проникший сюда исследует этот пейзаж своих мыслей о дереве, исследует их всевозможные качества, начинку; и контуры мыслей его встают перед ним несомненно в виде растенья иль дерева.

7. каждый проникший сюда исследует этот пейзаж своих мыслей о дереве, исследует их всевозможные качества, начинку; и контуры мыслей его встают перед ним несомненно в виде растенья иль дерева.

8. так, здесь вознамерившись, в этом пейзаже, у этого дерева, видит слова свои, мысли он в странном сплетеньи корней, уходящих под землю, к самому дну небосвода.

9. все качества дерева, каждая мысль и каждая подлая мысль о зле
именуемом "качество" здесь собираются вместе, чтоб видеть свое отражение в качестве зла и насилия.

10. все птиц голоса и животных, все шорохи листьев, песка, муравьев и людей, принимающих образ растения, огромного дерева чрево в себя поместило.

11. каждый, кто мог бы гордиться размером своим, отделенным от плоской картины, от плоского вида пейзажа, здесь превращается в тело текучее, тело смолы древесины и /всего?/, чем питаются корни.

12. каждый, отведавший вкус превращенья отдельной секунды пространства в единую плоскость пейзажа, дальше уж подло приплясывая, кружится в такт откровению вкруг или около дерева.

13. это тюрьма, - говорит он, - по вкусу мне, этой тюрьмы, - говорит он, - по вкусу мне тело и место. здесь создается в едином мгновеньи все то, чем питало нас время, нас отделяя от общего дерева-тела колодца-пейзажа.

14. страх, страх подвигает нас быть в этом месте, единственном месте, страх превращается в благо, единственном месте, где узника благо становится выше всего.

15. да, – говорим мы, - то страх это страх, это ужас пустынного зрелища нас привлекает в тюрьму, в ту древесную плоть бытия, где свершается высшее благо познания.

16. существует единственный раз та блаженная данность картины, совершенная благость пейзажа, где слова превращаются в часть наших мыслей о дереве, в самое дерево.

17. трудно! о, трудно бежать искушения этой мучительной прочности, этой священной тюрьмы, возведенной мудрейшими нашими.

18. твари все падают ниц, преклоняясь в коленях своих, наклоняясь а суставах своих, умножая ползучую фауну радости видеть исследовать и молиться.

19. хор голосов оголтелых, мощный хор голосов, исходящий из глоток луженых славят предмет свой - картину с единственным деревом, деревом дивного умысла, трупа живого.

20. здесь хоронить мертвецов своих близких, покойников, братьев каждый считает за дело семейное, право семейное, право любви и достатка.

21. вот посмотрите, - кричит он, - смотрите! в любви моей вы не найдете блуда ни капли. похоть и семя свое возложил на алтарь я растенья, дерева лучшего. в нем да продлится весь род мой, семья моя, совесть живая.

22. да, посмотрите, - вопит он, - смотрите! я от избытков своих хороню престарелого брата-сестру свою, имя которой "неверие".
я от достоинств своих провожаю отца своего недостойного в путь его легкий, в дорогу порока и праздности.

23. так приходящий сюда восторгается верой своей, умиляясь от мыслей своих о проделанном трудном пути.

24. о, как был долог мой путь. - тщится мыслию он, - долог и тяжек. но претерпел я недаром. вот наконец всей души своей деревом я обладаю. вот, наконец, всей души моей дерево знает причастность пейзажу, месту, которому поклоняются, на которое приходят умирать и молиться.

25. так говорит он. так говорим мы, так намеренно трудимся. так на могиле-пейзаже нам тело растения чудится храм сотворившее в чреве своем, сохранившее плод свой внутри нас.

26. говорим, говорим, говорим... это плод, это камень! не живой, а подобье живого, не живой, а подобие мертвого, мертвого, мертвого идола-дерева с нашим "живым" в середине.

27. пресловутое дерево, имя рек - дерево, дерево дерева, детское дерево, дерево жизни, пейзажа, колодца, небесного олова, дерево веры, учения, святости, дерево флоры.

28. вот и его атрибуты: вот корни - приличная прочность, ветви - последняя видимость, ствол - непроглядная тьма, или свет, или, лучше сказать вся вселенная нашей тюрьмы.

29. что же спешить нам туда, где внутри и снаружи пейзажа устроена точная копия всех наших слов о приличии, о приличии дерева, его совершенствах и свойствах? что же? - спешить? - обнадежившись мыслью, что смерть лишь бежит нас, а растения труп и плоды его собирать это дело проворства?

30. посмотри на себя - что ты есть! часть ли коры, древесины иль трепета листьев? будешь доволен ли тем урожаем, что сеешь в себе?

31. ну и довольно об этом. картина меняется. крик или всплеск, эхо блуждает в горах или волны зерцало воды искривляют - это теперь нам не важно. мы теперь видим другое. аминь.


/1965 - 1974/
ленинград - москва