Извлекаем пользу из рецензий

Дмитрий Маслов -Критика
Лесть - фальшивая монета, которая имеет хождение только из-за нашего тщеславия
Ларошфуко

На написание заметки меня подвигла просто удивительная слепота авторов, склонных к самообольщению.
С одной стороны, где-то я повторяю высказанные неоднократно и не только мной мысли, где-то пытаюсь продвинуться дальше при ответе на вопрос: "Как и что можно извлечь из получаемых вами отзывов?"
Первый приближенный ответ - СОВСЕМ НЕ ТО, ЧТО ВАМ СООБЩИЛИ! Вам могут наврать, сказать не все или вообще ловко уйти от обсуждения. Самое забавное, что именно тогда, когда автор получает наиболее близкую к реальности оценку, он предпочитает ее проигнорировать. Ведь это тоже естественная реакция человека: не замечать то, что вредит его самолюбию.
Нужно видеть между строк: в реакции читателей, даже казалось бы бессодержательной, всегда заключена информация, хотя почти всегда не та, что идет прямым текстом. Ваша задача (как автора нацеленного на творческий рост) уловить и использовать эту информацию себе на благо.

Исходите из худшего. При огромной конкуренции стихов, существующей в настоящее время, правом называться ценнейшими обладают действительно самые интересные, профессиональные творения, а отнюдь не все подряд. Поэтому жесткая критика чаще бывает объективной, нежели положительный отзыв, как бы вам ни хотелось верить в обратное.
Бесспорно, всецелое одобрение приятно, но оно несет множество подводных камней: если все и так замечательно, то зачем развиваться дальше? - только самые начинающие авторы могут черпать отсюда дополнительное вдохновение. Да и вообще, нужно ли поощрять авторов, пишущих слабые вещи, вот вопрос.

Будьте недоверчивы. Всегда помните, что ваши рецензенты следуют своим интересам (пообщаться, пропиариться и т.д.), и в общем равнодушны к вашему творчеству. Вы для них никто - еще один из ста тясяч бедолаг, возомнивших, будто они умеют писать стихи...

Итак, вы получили долгожданный отзыв. По некоторым признакам можно сразу отправить его в ту или иную "корзину".

ОТЗЫВЫ РАДИ ОБЩЕНИЯ
Почти все "рецензии" (кавычки тут очень к месту) попадают именно в эту категорию. Человек общителен либо просто "по жизни", либо использует имеющиеся навыки для продвижения своего творчества. Эта повальная практика имеет место не только на стихи.ру, но и на всех известных мне сетевых форумах.
Комментарий от знакомого вам человека (особенно если он знаком вам лично) с большей вероятностью будет не вполне искренним (потому что для него важнее сохранить вас как своего собеседника, чем пытаться направить вас на путь истинный). Если он вам друг, то тем более, он предпочтет закрыть глаза на все огрехи ваших стихов. Если вы получили отзыв от ваших друзей, родных или хороших знакомых, то можете сразу забыть все что они вам сказали. Бывают исключения из этого правила, но редко.
Бывает, знакомый вам человек находит действительно сильные стороны вашего творения, но при этом промолчит по поводу сторон слабых... Но даже застенчивый намек на ошибки гораздо важнее, чем самые торжественные восхваления. Будьте бдительны!
Если вы получили отзыв, не имеющий отношения к вашему стихотворению (замечания о фотографии, о погоде и т.п.) то повод бить тревогу. Либо человек невнимательно читал, либо не нашел в стихотворении ничего такого, чего стоило бы обсуждать. Все это говорит не в вашу пользу.
Отдельный разговор - отзыв-экспромт. Экспромт под вашим стихотворением - это в переводе означает следующее: "ваш опыт, дорогой мой, никуда не годится, смотри, как это У МЕНЯ получается!" Иногда это выражение скуки, иногда лишняя возможность потренироваться. А по сути - неуважение к автору.
Односложная похвала также как правило бессодержательна, даже если конкретна. Если человеку действительно что-то понравилось, он не пожалеет времени чтобы вам об этом сообщить и способен развернуть свое сообщение.
И еще: если вам пишут молодые (а иногда и не очень молодые) лица ПРОТИВОПОЛОЖНОГО пола, подумайте, зачем они это делают.
Очень многие парни и девушки сознательно или бессознательно ищут внимания со стороны ровесников. Для этого не обязательно подводить статистику: и так ясно, что большая часть отзывов идет от мужчин к женщинам и обратно. Все это не очень серьезно, если вы претендуете хоть на что-то значительное.
И совсем не смешно: не забывайте, что время от времени любовь становится необъяснимо однополой...

ОТЗЫВЫ-КРИТИКА
Критика-критике рознь. Но обычно чем более развернуто и конкретно, тем лучше для вас.
Односложные эмоциональные замечания типа "бред", "вы бездарный поэт" не несут никакой информации, такие возгласы можете спокойно проигнорировать либо вежливо попросить, чтобы вам объяснили, где вы ошиблись. Обычно после этого наезжающий либо испаряется, либо меняет тон и действительно покажет вам, где вы допустили неточности, ошибки и т.д.
Неразвернутая критика (иногда с кучей реверансов в вашу сторону) гораздо более ценна, но и здесь не забывайте, что рецензент может о чем-то сознательно умалчивать.
Критерий качественной критики, на мой взгляд, это всего-навсего, точность, а также абстрагирование от личности автора. Что бы там ни говорили, что критик обязан вживаться в роль автора, все обстоит ровно наоборот: критик должен оценивать исключительно стихотворение, вне зависимости от внутреннего мира автора. Непереход на личности - всего лишь частный случай этого основополагающего правила.
Полноценный критический разбор - достаточно редкое удовольствие - обладает такими свойствами. Почти наверняка он вам не понравится, но если вы действительно хотите совершенствоваться, откроет вам глаза и может быть укажет пути развития. Но это вовсе не означает, что вам нужно со всем соглашаться! Критик, в не зависимости, расположен он к вам или нет, тоже может оценивать стихи тенденциозно или даже прямо ошибаться. Главный судья все равно остается автор, главное, чтобы он действительно был судьей, а не ленивым созерцателем собственных успехов на фоне потока пустых восхвалений.