Советы о дисциплине

Сергей Вязёмский Панчешный
       Эти и все другие советы написаны под влиянием книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком Как?", за что ей огромное спасибо.

       

       А теперь о дисциплине разговор пойдёт неспешный:
Почему сейчас, не раньше? Это можно объяснить –
Потому что без учёта интересов и эмоций
У ребёнка и у взрослых, дисциплины вовсе нет.

       Что такое дисциплина? Это правило, порядок,
Объяснение ребёнку, что здесь можно, а что – нет.
И ребёнок инстинктивно чувствует заботу мамы –
Если что-то запрещает, значит, там опасность есть.

       Почему ж тогда нередко дети правила обходят,
Нарушают все запреты? Ну, наверно оттого,
Что они не против правил – против способа «внедрения»,
То есть, как доносит мама эти правила до них.

       «Не ходи, тебе сказала!..», «Спать ложись, ты что, не слышишь?!..»,
«Перестань собаку мучить!..», «Я велю тебе и всё!..»
Ну, а если постараться и найти пути другие
К бесконфликтной дисциплине? Предлагаю поискать.

       Первый пункт совсем несложный: требования, запреты
В жизни каждого ребёнка непременно быть должны.
Это значит, что ребёнок должен знать – не всё он может:
Говорить, смотреть и делать. Есть границы у всего.

       Пункт второй заслон поставит по количеству запретов –
Нужно их не слишком много – это тоже надо знать.
И родитель в воспитании, как сапёр на минном поле
Между пунктов двух шагает. Как? Давайте поглядим.

       В поведении ребёнка назовём четыре зоны,
Обозначим их по цвету, чтобы легче различать:
Первый цвет – зелёный будет, можно делать всё ребёнку
По желанию, усмотрению: дома, в школе, иль дворе.

       Зона жёлтая – внимание, первые ограничения
На желания ребёнка: время, место, где гулять.
К дисциплине вы ребёнка приучайте постепенно,
Бесконфликтно. И родитель важен здесь, как никогда.

       Зона третья – цвет оранжа. Это подразумевает,
Что все действия ребёнка не приветствуются в ней.
Но бывают форс-мажоры, исключения из правил.
Если редко, с оправданием – это можно потерпеть.

       И последний цвет, цвет красный. В этой зоне для ребёнка
Твёрдое, без исключений слово мамино: «Нельзя!»:
Брата бить, ломать игрушки, зажигать на кухне спички.
Каждый может дальше вставить что-то важное своё.

       И теперь, когда все зоны рассмотреть по кругу, вместе,
Мы поймём – они не догма, правила, что создаём.
Можно понимать ребёнка и быть твёрдым в то же время,
Ратовать за дисциплину и быть гибким в тот же час.