Стихи из чужого дневника

Николай Марс
Мне его на днях передала мамина сестра, некогда работавшая в сельской школе. Много лет назад полупустая общая тетрадка была извлечена ею из идеологической макулатуры, обвязанной шпагатом для сдачи в утиль. Может историки перестройки (или перестройщики истории) найдут в нижеприведенных строчках что-нибудь любопытное.
Записи датированы 1993 годом и делались очень нерегулярно. Они перемежаются стихами автора дневника, Окуджавы, текстами песен Шуфутинского и Розенбаума (так называемого одесского цикла). Судя по тому, как использованы знаки препинания, автор скорее всего зануда-филолог. Но из дневника не вполне ясно чем же все-таки он занимался.
Я посчитал лишним обнародовать личные дневниковые комментарии. Тем более они довольно сухие (осторожные - я бы уточнил), но с упоминанием города и хоть и не публичных, но конкретных людей (себя автор небось не назвал). Поэтому – только стихи. В скобках до и после стихов – мои пояснения. Нумерация естественно моя – для удобства - а последовательность, как в дневнике.
Николай Марс

1.

Если каждый год – Новый год,
если каждый день – новый день,
если каждый час – новый час,
каждый новый миг – вечность.

(Ниже до очередной записи было оставлено много места – видимо для продолжения)


2. Себе, ведущему дневник

Соврешь любому – дальнему и ближнему,
Себя в два счета, дуралей, обманешь,
Наговоришь… иль ни полслова лишнего –
весь без прикрас пред временем предстанешь.

Как по утрам, умывшись, смотришь в зеркало,
так вечером, устав, в дневник заглянешь –
на месте ли душа, а в ней не мелко ли?
Стирая ретушь и сдирая глянец,

(Стихо явно неполное - страница аккуратно обрезана ножницами)


3. Арифметика

Я минус ты –
остаются мечты,
остаются листы
ненаписанных строчек любви.
ты минус я –
остается семья,
остаются моря
нерастраченной влаги любви.

(Это смутно мне напоминает стиль почитаемой мной Татьяны Залужной… Но точно не подражание, тетрадке действительно 15 лет – фабрика «Восход», филиал №3 Арт.1158 Первый сорт. Цена 44 коп. 96 листов, ГОСТ 13309-67, шариковый стержень был толстый и часто подтекал – сейчас захочешь так не сделаешь)


4.

Когда грызу я корку хлеба
иль пью шампанское когда –
всегда над нами купол неба,
а в нем горит одна звезда.

(Шутка что ли - или как?:(


5. Высоцкому

Дайте голосу петь –
докричит до ярчайшей звезды.
Дайте песне взлететь
вожаком в неизвестную даль.
До скончания лет
не сходить бы с такой высоты…
Невозможно, а жаль.

Так он пел – не играл,
был ли голос от нежности тих.
Так не пел, а страдал,
хохоча перекошенным ртом.
Сколько раз умирал
ты при жизни от песен своих –
столько раз
возродишься потом.

(Извиняюсь, не могу удержаться, чтобы не отметить – Высоцкому, насколько я знаю, никто не «давал» петь, он сам брал это право)


6.

(На листке, вложенном в дневник, были написаны вразброс фразы. Сбоку к словам нефть и дерьмо автор безуспешно пытался подобрать рифмы. А что сложного-то, бином Ньютона что ли? Сходу: дерьмо-эскимо ;-) Из этого материала мощная чернуха могла бы выйти, Крематорий обзавидовался бы)

Мы из учебников знали, как из дерьма рождается нефть.
Теперь мы увидели, как нефть превращается в кровь,
И что ими хорошо отмывать капусту.
(сбоку варианты рифмы – пусто дуста Заратустра густо Пруста шустро)

Нам не в диковинку, что за фуфло они покупают (получают) вино и любовь,
Но нам показали, как все это вновь обращается в прах и дерьмо.
Вот это на их языке называется «жизнь».
А по-нашему – круговорот дерьма в природе.


7.

Жажда больше утоленья.
Плачь над пригоршней воды,
Растворись…
Уже неделю
плачут над собой дожди.

(Тоже круговорот ;..(((((


8. Красота

Красота – билетик стать счастливым,
что дается, право, ни за что.
У одних – волшебное огниво,
а у прочих – горе-решето.

Красота напрасней и случайней
дара, именуемого «жизнь».
Жизнь, от глупой страсти отучая,
от красот избавь и дешевизн.

Красота – это сплошная мука
для убогих телом и душой,
это бесконечная «Разлука»,
это облик в зеркале чужой.

Красота души? Да что в ней толку?
Лучше чонить умное скажи.

…Зеркала разбитого осколки
множат одиночество души.

(Классная однако рифма – жизнь/дешевизн ; )


9.

Закрутило, завертело время вьюжное.
Обожгла любовь запретная, ненужная.
Ты такая неземная, но замужняя –
мужняя. (сту-у-у-жа, в луже я - ?)

Можно жить да поживать на подаяния:
Улыбнулась, прикоснулась – вот и пьяный я.
Нездоровое, больное состояние,
Я – не я.

- Ну чего тебе? – не скрыла раздражения.
- Ничего, это от головокружения,
да вот здесь, откуда кровь берет движение –
жжение.

Для кого-то перестук колесный радостный.
Опоздавшим – им вокзала кутерьма да сны.
Что осталось от цветов увядших, … -
гадости.

(На месте многоточия в предпоследней строке – пробел. Автор не сумел подобрать слово. Загнал себя в угол сплошной рифмовкой :-)Я бы конечно мог подправить коллегу, но – к чему?)


10.

Ты зачем возмечтал о высоком,
о таком – и умом не достать?
Бесполезное – вредно. Жестоко,
но пора тебе это понять.

Время, нервы, желанья и силы
порастратишь… Ведь ты же не глуп:
Да пускай это сто раз красиво,
Одуванчик не вырастет в дуб.

(Странно, но кажется, это стихотворение написано другим почерком. И красной пастой. Тем более странно, что автор, по всей видимости, берег дневник от посторонних глаз.)


11.

Кому – направо, кому – налево,
Кому-то – прямо, а мне – распутье.
Мои дороги – сомнений древо.
И в сердце смутно и не уснуть мне.

Наутро снова отправлюсь в путь я,
пойду ль налево, направо, прямо –
а мне выходит опять распутье,
и каждый камень – познанья камень.

Так не бывает: направо – слава,
А вот налево – бинты и шрамы…
В широком поле бушуют травы…
Чего ж ты ищешь, гордец упрямый?!..

(Я бы посоветовал автору дописать, а то какая-то незавершенность)


12.

Мне нравится высокое «всегда»,
а хочется манящего «сегодня»,
но я живу в постылом «никогда»,
от клятв и от предательства свободный.

Как невозможно чистеньким пройти,
так не удастся душу так изгадить,
чтоб на исходе своего пути
не лепетать «простите бога ради».

Свобода – блеф, прощенье – ни к чему
………….. не перестанет.

(Недоделано. Да и что доделывать-то, лепет? ;)