Пока принцесса гуляет

Барт Фарт
Сцена 1

Полупустая комната. Стол, пара стульев. Включен свет, шторы задернуты. Нельзя сказать, день на улице или ночь, зима или лето. Мы видим двоих – это рыцарь и дракон. Герои по ходу действия почти не остаются на своих местах: вскакивают, прохаживаются по комнате, меняются стульями, подходят к окну и притрагиваются к занавескам, но никогда не открывают их, как будто они одновременно и хотят, и боятся выглянуть за окно.
Рыцарь направляет пистолет на дракона.

Дракон. Брось. Может, попробуем решить всё миром?
Рыцарь. У любой проблемы есть два решения. Во-первых, мирное. Во-вторых, окончательное.
Дракон. (Кивает на пистолет). Бывают задачи, у которых вообще нет решений. Или решения, у которых нет задач… Так ведь недолго и человека убить.
Рыцарь. Ты не человек. (Убирает пистолет.) Ты злобный дракон.
Дракон. Я знаю. (После паузы.) Я пошутил! А ты, наверное, сказок начитался. Как вы мне надоели, инфантильные романтики! Всё одно и то же, вплоть до прилагательных: прекрасная принцесса, злой дракон, благородный рыцарь… Хоть бы местами их поменяли для разнообразия. Скажем: благородный дракон. А? Звучит?
Рыцарь. Где она?
Дракон. Кто? Ах, принцесса… Под столом.

Рыцарь делает инстинктивное движение, чтобы заглянуть под стол, затем, сообразив, что его провели, распрямляется, гневно глядя на дракона.

Рыцарь. Ты лжешь!
Дракон (иронически) Как ты догадался?
Рыцарь. Где она?!
Дракон. Не горячись. Выпьешь?
Рыцарь. Нет, спасибо.
Дракон. А я выпью. (Наливает и пьет.) Пойми: мне это на-до-е-ло. Я устал. Все, ну поголовно все, приходят к принцессе. Хоть бы раз, ну из приличий, поинтересовались: а как ты живешь, дракон, давай выпьем, дракон…

Рыцарь несколько смущен. Он, в сущности, хорошо воспитанный и незлой человек, просто его одновременно пугает и раздражает отступление от шаблона.

… А вы все врываетесь как герои боевиков и орете: "Где принцесса, подавай нам принцессу!" Откуда я знаю? Принцесса – юная, красивая девушка, ей нужны впечатления, развлечения, молодые люди… а не старый дракон… (Пауза.) Где-то гуляет. Я не задаю вопросов. Да она и не ответит.
Рыцарь. И… она возвращается? Сюда? Я-то думал, ты ее на цепи держишь, или что-то вроде того. (Расслабляется и устраивается поудобней.) А знаешь, что про тебя рассказывают? (Дракон кивает.) …Но я всё же не понимаю. Ведь ты же похитил её?
Дракон. Да.
Рыцарь. И держишь против её воли?
Дракон. (с усмешкой) О, вот это вопрос!
Рыцарь. Это простой вопрос. На него можно ответить либо "да" либо "нет".
Дракон. (назидательно) Юноша, такие вопросы – самые сложные, самые.
Рыцарь. (вновь ожесточается) Ты – змей! Меня ведь предупреждали, а я забыл: ты способен одурачить любого.
Дракон. Твоими бы устами…
Рыцарь. (выхватывает пистолет) Отвечай!
Дракон (стремительно достает свой пистолет) Не надо мне угрожать, юноша. Если б я и захотел ответить – то не смог бы. А я не хочу. (Пауза.) Расслабься. Выпьешь?
Рыцарь. Наливай. Так говоришь, она возвращается?
Дракон. (Наливает рыцарю.) Да, каждый раз. Когда захочет.
Рыцарь. У тебя есть её телефон?
Дракон. Нет.
Рыцарь. Хорошо. Тогда я подожду пока она вернется. И сам спрошу у нее.
Дракон. Видимо, выбора у меня нет.
Рыцарь. Видимо. Налей еще, рептилия.

Сцена 2

Рыцарь. Она у тебя первая?
Дракон. Что?
Рыцарь (смутившись) Я хотел сказать: ты воровал принцесс до неё?
Дракон. А ты убивал драконов до меня?
Рыцарь. Глупый вопрос.
Дракон. Не менее глупый чем твой. Ну зачем тебе принцесса?
Рыцарь. А тебе?
Дракон. Я первый спросил.
Рыцарь. Ты не спросил. Ты ответил вопросом на вопрос.
Дракон. (удивленно, будто его упрекнули в том, что он дышит) Все драконы так делают. Мы же хитрые змеи.
Рыцарь. За это вас и не любят.
Дракон. Нас не любят за то, что мы похищаем прекрасных принцесс и убиваем благородных рыцарей.
Рыцарь. Так вот. Фабула мифа: дракон похищает принцессу. Вопрос: каков его мотив? Чтобы съесть?
Дракон. Бог с тобой! Я ж не Чикатило!
Рыцарь. Потребовать выкуп?
Дракон. И не Шамиль Басаев.
Рыцарь. Но ты же не планируешь завести с ней семью!
Дракон. Помилуй, что за фантазии! Я и не смог бы, даже если б захотел.
Рыцарь. Потому, что она не хочет?
Дракон. Потому, что мы – разные виды! Учи генетику, и хватит об этом!
Рыцарь. Остается вопрос: зачем тебе принцесса?
Дракон. Драконы, знаешь ли, ещё и сокровища собирают. И при этом не открывают ювелирный бизнес и не ставят дома золотых унитазов.
Рыцарь. Так она для тебя – просто красивая побрякушка?
Дракон. Ну что за слова…
Рыцарь. Ты отпустишь её если она захочет?
Дракон (смущенно) Да мы как-то не обсуждали…
Рыцарь. Отпустишь?!
Дракон. Если, если… А если не захочет?
Рыцарь. Король обещал, что отдаст её в жёны любому…
Дракон. … кто принесёт мою голову, знаю. А кто интересовался мнением принцессы? Ты на себя в зеркало-то смотрел?

Рыцарь инстинктивно приглаживает волосы, потом гневно смотрит на дракона.

Рыцарь. Подумать только: ты похитил ее из дворца, принес в это логово, чтобы она служила тебе украшением; ты убивал всех, кто пытался ее спасти… И теперь строишь из себя борца за женское равноправие. Благородный дракон – это ж надо!
Дракон. Откуда тебе знать зачем я…
Рыцарь. Это неправда?
Дракон. Я не знаю. Что я делаю, зачем…
Рыцарь. Отпусти ее. Если ты откажешься, я убью тебя.
Дракон. Или я тебя. А что ты будешь делать, если она откажется?
Рыцарь. Она не откажется! Никто не хочет томиться в плену дракона.
Дракон. Фабула мифа: бедный, но благородный рыцарь убивает дракона и спасает принцессу, которая тут же благодарно раздвигает ножки перед избавителем…
Рыцарь (бьет дракона по физиономии) Заткнись!
Дракон (злорадно) …раздвигает ножки… А папаша-король дарит герою дочку и в придачу – полцарства. Неплохого такого царства. Вопрос: стоит ли интересоваться мнением принцессы при таком раскладе? (Пауза.) Есть возражения кроме удара по морде?

Рыцарь злобно смотрит на дракона. Дракон, утирая кровь, наливает себе и рыцарю.

Дракон. За чистую правду! (Протягивает свой стакан рыцарю, чтобы чокнуться, но тот молча выпивает.) Правильно: не чокаясь, как на поминках. (С усмешкой выпивает.) Когда она вернется, места для правды уже не будет.

Рыцарь явно хочет что-то спросить, но не решается. Дракон выжидательно смотрит на него. Рыцарь оглядывает комнату.

Рыцарь. А что же… твои сокровища… они тоже ходят гулять и возвращаются, когда захотят?
Дракон. А что же… мои сокровища тоже тебя беспокоят?
Рыцарь (фальшиво) Просто интересно, я их тут не вижу.
Дракон (с насмешкою) О времена, о нравы! Или нет, "Ужасный век, ужасные сердца!.." (Смотрит на рыцаря.) Хоро-ош, ничего не скажешь. Сокровища, в отличие от принцессы, ни в коем случае не заупрямятся, да?

Рыцарь вяло пытается вновь ударить дракона, но тот, после недолгой борьбы, отбрасывает его.

Дракон. Вопросом на вопрос, значит, нельзя, а ударом на вопрос – можно? Вот за это вас, рыцарей, и не любят.
Рыцарь. Ты не человек, ты – хитрая тварь, ты всё время стремишься обмануть и унизить меня!
Дракон (пожимая плечами) Разве это запрещено? Ко мне врывается вооруженный бандит, грозит убить и ограбить – неужели я должен вести себя по-рыцарски?
Рыцарь. Полегче, ты сам грабитель и убийца! Забыл откуда тут взялась принцесса, забыл чьи кости лежат вокруг твоего логова?!
Дракон. Не забыл… Но с тех пор кое-что изменилось. Её никто не держит на цепи, ты сам это сказал.
Рыцарь (зло, но сдержанно) Да. Без неё нам не обойтись. Именно поэтому я до сих пор не убил тебя.
Дракон. Именно поэтому я до сих пор не убил тебя.

Сцена 3

Дракон. Устал я… Знаешь, чего хочет дракон, сторожащий сокровища?
Рыцарь вопросительно смотрит на него.
Дракон. Спать. А еще ведь приходится ждать когда она наконец вернется…
Рыцарь. Скажи еще, что ты влюблен.
Дракон. Нет. Потому что, если я это скажу – пути назад уже не будет.
Рыцарь. Это ж надо – сентиментальная ящерица!
Дракон. Извини, я просто хочу спать.
Рыцарь. Каков бедняга, сторожит сокровища! А ты думаешь, твоим жертвам приходится лучше?
Дракон. Я о них не думаю.
Рыцарь (не слушая) "Бедный рыцарь", говоришь? А почему бедный, рассказать?
Дракон. Не люблю биографий. Они обычно слишком скучны.
Рыцарь. Соскучиться не успеешь. Моего отца разорил дракон. Сжег и разрушил всё, что смог!..
Дракон. А-а, так тут еще и мотив личной мести.
Рыцарь (не слушая) Может, это был ты?
Дракон. Может. Я, знаешь ли, дневника боевых вылетов не веду.
Рыцарь. "Благородный дракон", тоже мне!
Дракон. А-а, зацепило? Ну хорошо, не один ты здесь сволочь. Доволен?
Рыцарь. Я знал.
Дракон (хлопая в ладоши) Хорошая подобралась компания! Устроим вечеринку? (Наливает.)
Рыцарь. Не изображай клоуна. Всё серьёзно. (Пьет.) Ты спрашивал, что будет если принцесса откажется от спасения. Я в это не верю. Все принцессы хотят, чтоб их спасли…
Дракон. А может, я это и сделал?
Рыцарь (игнорируя реплику) Наверное, я всё равно убью тебя.
Дракон. Из-за сокровищ, конечно?
Рыцарь. Не только. (Обличающе.) Ты – разрушитель мифа. Этому надо положить конец. Принцессы должны хотеть чтобы их спасли.
Дракон. Я? Разрушитель?
Рыцарь (твердо) Да.
Дракон. А с ней ты что сделаешь? Почему во всем опять виноват дракон? Её ты тоже убьешь? Кто опасней для мифа? Может, стоит убрать всех свидетелей? Как насчёт такого расклада, а, благородный рыцарь?

Дракон бросает эти вопросы как опытный боксер наносит удар за ударом новичку. Рыцарь порывается ответить, теряется, содрогается от каждой реплики, но не может выдавить из себя ничего кроме междометий. Наконец он, скривившись, изрыгает:

Рыцарь. Проклятый змей! (Наливает и выпивает махом.) Умеешь ты всё запутать. Неужели в этой истории нет места для благородства?!
Дракон. Ты, похоже, ошибся временем. Для благородства, может, и есть. А вот для рыцарства… Единственное, что может сделать рыцарь – извиниться, одеть шляпу и уйти.

Рыцарь медленно, как во сне, одевает шляпу, встаёт и идет к двери. Берётся за ручку.

Дракон. Стой! Ты что, серьёзно собрался уйти?
Рыцарь. А что? Ты же сам объяснил…
Дракон. Не сейчас! Так нельзя!
Рыцарь (удивленно) Почему?
Дракон (с неловкостью) Что же ты думаешь: ты вправе явиться сюда, внести в нашу жизнь сомнения – а потом просто так сказать "адью"? Не выйдет!
Рыцарь. Это почему?
Дракон (достает пистолет) Садись и жди.
Рыцарь. Ты не выстрелишь. (Пауза.) Иначе ты бы давно убил меня.
Дракон. Ну а вдруг она согласится?
Рыцарь. А вдруг нет? Что мне тогда останется? Пуля в висок?
Дракон. Но ведь я – не единственный дракон, а она – не единственная принцесса.
Рыцарь. Именно поэтому я собираюсь уйти.
Дракон. Я знаю, это звучит глупо… но как же я? Неужели тебе всё равно, что будет со мной?
Рыцарь. Абсолютно. (После паузы, неуверенно, даже с испугом.) Нет, чёрт, нет, мне не все равно.
Дракон. Сокровища! (Торопливо.) Я отдам тебе все… нет, половину, но половина – это очень много, сказочно много, ты обогатишься… половину моих сокровищ, если дождёшься принцессы.
Рыцарь (деловым тоном) А они не прокляты?
Дракон. Так, немножко. Род прервётся на десятом поколении.
Рыцарь. Ну, это мелочи. Замётано. (Они пьют, на этот раз чокаясь.)
Рыцарь. Знаешь, может, я бы и не ушёл. Мы с тобой уже повязаны.
Дракон. Догадываюсь. Но так надёжней. (Буднично.) … Да, возможно, я убью тебя… потом.
Рыцарь. С тебя станется.

Дракон клюет носом, почти засыпает, рыцарь сидит и смотрит.

Рыцарь. Поспи, если хочешь. Когда она вернется, я тебя разбужу.
Дракон. Ну уж нет. А вдруг ты всё же решишь уйти? (В полудреме, как бы про себя.) И почему от драконов все уходят?

Сцена 4

Рыцарь. Подумать только. Пока я не оказался здесь, я и не подозревал, насколько сложная штука – жизнь… И не задумывался, насколько она у меня пуста.
Дракон. Жалеешь?
Рыцарь. Да, но – нет.
Дракон. Как ни странно, я тоже. Драконам нужны принцессы, но драконам нужны и рыцари. Иногда бывает неясно, кто важнее… (Пауза.) Стокгольмский синдром.
Рыцарь. Это что-то вроде… вроде любви к своему мучителю?
Дракон. Н-не совсем. Скорее некоторая внутренняя близость, сродство между заложником и его тюремщиком.
Рыцарь. Да, похоже. Но вот кто есть кто?
Дракон (Смеется) О-о!
Рыцарь. Клубок так запутан… Она – твоя заложница…
Дракон. Или я – её.
Рыцарь (поправляет) Мы оба. И тюремщики друг для друга.
Дракон. И все втроём мы только кружим вокруг огромной фикции под названием "жизнь".
Рыцарь. Аминь!

Выпивают и улыбаются друг другу, кажется, в первый раз за всю эту историю.

Дракон. А ты знаешь, что драконья кровь обладает магической силой?
Рыцарь. Слыхал о таком.

Дракон протягивает платок, которым утирал кровь после удара рыцаря.

Рыцарь (с опаской) И что мне с ним делать?
Дракон. Промокни губы. Говорят, будешь понимать язык зверей и птиц.
Рыцарь. Ну, а ты… понимаешь язык зверей и птиц?
Дракон. Нет.

Смеются. Входит принцесса.

Сцена 5


Эта сцена проходит в атмосфере тотальной неловкости и скованности мужских персонажей. В отличие от них, принцесса ведет себя игриво-легкомысленно, как будто не воспринимая происходящее всерьез.

Принцесса. О! Я не помешаю?
Дракон (восторженно) Здравствуй, ты сегодня так поздно. Я еле дождался, спать хочется страшно.
Принцесса (рассеянно) Бедный дракоша... (Оглядывается на рыцаря.)
Дракон. ...А к тебе гости. (Тоже смотрит на рыцаря.) Ну? Расскажи ей.
Рыцарь. А? Почему я? Расскажи сам. (Пауза.)
Принцесса. Дайте я угадаю! Вы – прекрасный принц и мой потенциальный спаситель. Верно?
Рыцарь. Н-ну, не совсем принц...
Принцесса. И не совсем прекрасный... Но... ничего.
Пауза. Рыцарь, набравшись духу, выпаливает.
Рыцарь. О прекрасная принцесса! Я – благородный рыцарь, прошедший через тысячи испытаний, чтобы спасти тебя от этого ужасного дракона, возвратить безутешному отцу и завоевать твое сердце!
Принцесса. И это всё? Фу, как банально...
Рыцарь. Да. Банально. Я понимаю. Но сути дела это не меняет – ты хочешь вернуться домой?
Принцесса. Что я слышу? Кто-то в кои-то веки интересуется мнением принцессы?!
Дракон. Всё зависит от тебя. Если ты захочешь уйти... Если захочешь вернуться к отцу... Разве тебе здесь плохо?
Принцесса (манерно) ...Завоевать мое сердце... (Смеется.)
Рыцарь. Я ведь хочу подарить тебе свободу.
Принцесса. Мне? Но я и так свободна!
Дракон (рыцарю). Видишь?
Рыцарь (упрямо). Принцессы должны хотеть, чтобы их спасли. (Принцессе.) Неужели тебе здесь нравится?
Принцесса. Я так сказала? Ах, извините. Ничего подобного.
Рыцарь и дракон (хором). Не понимаю... (Переглядываются.)
Принцесса (будто говоря с детьми). Ах, что тут непонятного? На небе оранжевая луна.
Рыцарь. Так чего же ты хочешь?!
Принцесса (беззаботно). Гулять. (Пауза.) Какие вы скучные! "Я хочу от тебя того, я хочу от тебя этого"... Вы все чего-то от меня ждете, а на самом деле мои желания вам безразличны. А я хочу гулять.

Рыцарь и дракон обескуражены, фигурально говоря, повержены во прах, который принцесса топчет своими каблучками. Дракон пытается что-то сказать, но в этот момент у принцессы звонит мобильный телефон.

Принцесса. Аллё!.. да, да-да... Ой, ну конечно... Нет, не занята, что ты, ни капельки... конечно, могу... Давай, жди... Покасики. (Дракону и рыцарю.) Ну, я побежала.
Рыцарь. Постой, ты же должна ответить...
Принцесса. Ничего я не должна. Да! (Бросает на стол кредитную карточку. Дракону.) Твои сокровища... похоже, они закончились.
Дракон. Как?.. (Принцесса пожимает плечами.)
Рыцарь. Твой отец, кстати, обещает полцарства в награду, тому, кто тебя вернет. Или... если ты не захочешь остаться со мной, у твоего отца всё равно сохранится другая половина.
Принцесса. (Бездумно.) Полцарства здесь, полцарства там, тарам-пам-пам, тарам-пам-пам! (Пауза.) Знаете что: решайте сами, не хочу я ничего выбирать! И когда я вернусь – вы уже во всем разберетесь, смотрите у меня. (Грозит пальчиком.) А я сделаю всё наоборот. Или как захочу. (Смеется.) Поняли?
Рыцарь. Но мы не можем разобраться без тебя! Как же так...
Принцесса. Ах, бросьте. Зачем я вам нужна? Вы прекрасно решаете за меня. Меня может вообще не быть – и я всё равно буду с вами. Ведь я же была с вами. Разве нет?
Дракон. Это правда.
Принцесса. Вот и всё. Пока, дракоша. (Рыцарю.) Не дуйся, ты лапочка. Чао!
Уходит.

Сцена 6

Дракон. Видишь, какая она...
Рыцарь. Итак, мы снова в начале. Вернулись к отправной точке. Что делать будем?
Дракон. Неверная постановка вопроса. Что будешь делать ты? (Поигрывая карточкой.) Сокровищ у меня больше нет.
Рыцарь. Ты ведь знал?
Дракон. Подозревал. (Ломает карточку.) Надеюсь, мы не будем снова разводить дурной психоанализ? Хватит о мотивах и намерениях. Пора бы обдумать действия.
Рыцарь (прохаживаясь по комнате). Да, да, да. Есть такие действия, которые не имеют мотивов. И всё же они лучше чем мотивы без действий. (Пауза.) ...Знаешь, мы все же не вернулись к началу. Кое-что я понял. Огромная фикция под названием "жизнь"... Как это бывает – сначала ты не видишь, не осознаешь этой фикции, как муха, сидящая на великой картине, как муравей, ползущий по статуе. Но! в какой-то момент ты поднимаешь глаза – и на тебе, вот она – тайна, раздутая мистерия во всем своем уродстве. Теперь ты созерцаешь её целиком, а толку-то?.. она так же чужда, непонятна и загадочна. Это самый страшный момент. Но он проходит.
Дракон (тихо). Не всегда.
Рыцарь (с жаром). А потом – потом мозаика складывается в картину, загадочная машина начинает работать, всё становится на места! И этот путь можно пройти не раз, не два, не три – насколько хватит вечности.
Дракон. Говори, что ты решил. Я устал.
Рыцарь. Рыцарь, дракон, принцесса – вот вечный треугольник, откуда не выйти таким же, каким вошел. Есть только два варианта – либо перестать быть прежним, либо перестать быть. Но рыцарь, принцесса и дракон должны существовать! У меня, рыцаря, никогда не будет принцессы. Но это неважно. Жизнь имеет смысл только тогда, когда ставишь перед собой великую цель.
Дракон. Жизнь имеет смысл только тогда, когда что-то создаешь.
Рыцарь. Сейчас это одно и то же. Вот что я решил. Здесь был убит миф – легенда о принцессе и драконе. И я обязан её возродить! Потому что дракон должен похищать принцессу, рыцарь должен мчаться ей на выручку, а принцесса должна хотеть чтобы её освободили. Правда никогда не выйдет в мир, и рыцарь не вернется к королю – ни с драконьей головой, ни с пустыми руками.
Дракон. И как же ты этого добьешься?

Рыцарь подходит к столу, за которым сидит дракон и опирается руками на стол. Они молча смотрят друг другу в глаза – долго, пока темнота не скроет от нас их лица.

Сцена 7

Принцесса подходит к двери и приоткрывает ее, заглядывая в комнату. Она видит дракона, спящего прямо за столом. Принцесса мягко и грустно улыбается, прикрывает дверь и уходит. Мы видим, что помимо дракона, в комнате есть и рыцарь. Он стоит у стены за дверью, склонив голову. Когда дверь закрывается, рыцарь нетвердым шагом идет к столу, зажимая бок рукой. Сквозь пальцы прижатой руки на пол капает кровь.

Оказывается, дракон не спит. Он мертв, и струйка крови с его головы стекает на пол. Рыцарь подходит к дракону, снимает шляпу, пиджак и медленно, морщась от боли, переодевается в вещи убитого. Тьма.