Петушок - золотой гребешок

Никола Черашев
ПЕТУШОК - ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК
русская народная сказка в стихах


1
Жили-были кот и дрозд,
Ну а с ними – петушок.
Образ жизни их был прост:
Корешок есть, есть вершок
В деле каждом. Дело их –
Всё делить да на троих.
Жили же в лесной избушке,
Не в какой земной норушке.
Кот с дроздом дрова рубил:
Кот рубил, а дрозд чирикал.
Петушок же дома был –
Ожиданье тихо мыкал.
Кот и дрозд как уходили,
Петушку-то говорили:
“Остаёшься ты один –
Никуда не выходи.

2
Дверь кому не открывая
И в окно не выглядая,
Жди в сиденье терпеливо,
В кукарЕку не крикливо.
Дров нарубим и придём.
И, конечно же, вдвоём.
Помни – рядышком лисица,
С петушками – шаловница.
А придёт она коль вдруг,
Не кажись ты ей в окошко,
Нас жди – долго ли, немножко –
Не показывай испуг.
Мы придём, не постучим:
Есть у нас свои ключи.
Кто же будет коль стучать,
То тебе – не открывать”.

3
“Хорошо, друзья, идите
И быстрее приходите,
Буду ждать вас с нетерпеньем
И со всем моим уменьем”.
Всё сегодня как всегда,
Но итог как никогда.
Кот и дрозд ушли в засЕку,
Петушок им – кукареку!
Прибрался, помыл посуду,
А потом же – ни гу-гу.
Примостился в уголку,
Не было чтоб пересуду;
Был нашест там невысокий.
Срок-то ожиданьем долгий…
Чистит пёрышки свои.
Где товарищи твои?..

4
А товарищи далёко.
В небе солнышко высоко.
А лиса-то уж прознала,
Что кота с дроздом не стало,
Что пошли дрова рубить –
Петушок же, стало быть,
Одинок. Ей то проведать
Не мешало б. – Отобедать
Можно будет хорошо.
Эх, она – лисы удача!
Вот и дело подошло,
Может ли ей быть иначе?
Вот – избушка: дверь, окно;
Петушок один давно.
Как лисе его бы съесть? –
Песенку ей надо спеть.

5
И запела же лисичка,
Словно птичка-невеличка:
……… “Петушок ты, петушок,
……… Золотой мой гребешок!
……… Масляна головушка,
……… Шёлкова бородушка!
……… Выгляни в окошко –
……… Дам тебе горошку!”
Тонок был как голосок…
Не стерпел и чуть в окошко
Выглянул наш петушок.
А лиса ждала сторожко –
Цап-царап за гребешок!
Вот он – милый петушок
В лапах у лисички и
Все забыл мечты свои.

6
Громко всё ж закукарекал:
……… “Ах, несёт меня лиса
……… Да за тёмные леса,
……… Да за быстротечну реку -
……… Кука-кука-кукареку!..
……… И за горы высоки!
……… Где же вы, друзья мои?!
……… Ой, спасите же меня!
……… По любви и дружбы для!!”
Кот и дрозд же услыхали
И в погоню да бегом!
У лисы его отняли –
Были ведь они вдвоём.
А лиса-то убежала –
Никогда не допускала
Драк она с двойным врагом.
Будет ей ещё “потом”.

7
А “потом” и наступило,
И назавтра это было:
Кот и дрозд пошли трудиться.
Петушку - в избе храниться.
Строг ему опять наказ:
“Оставайся и жди нас
И лисе не поддавайся –
Просто ей не отзывайся!
Дальше мы теперь уйдём,
Где леса листвой темнее,
Вдруг тебя и не спасём –
Будет путь назад длиннее.
Никому не открывай
И в окно не выглядай,
А начнёт лиса вдруг петь –
Отвечать тебе не сметь!”

8
Кот и дрозд лишь отлучились,
Сразу музыкой полились
Вновь лисичкины напевки.
Сладок голос у соседки:
……… “Петушок ты, петушок,
……… Золотой мой гребешок!
……… Масляна головушка,
……… Шёлкова бородушка!
……… Выгляни в окошко –
……… Дам тебе горошку!”
Не выходит петушок –
В уголку сидит вмолчок.
Не унять меж тем лисицу –
Продолжает: “Всю пшеницу
……… Порассыпали ребята,
……… Петушок, тебе понятно:

9
……… Курицы клюют – раз! раз!
……… Всю они склюют тотчас,
……… Не дадут и петухам –
……… Посмотри скорее сам!”
Он и выставил головку
Из раскрытого окошку:
“Ко-ко-ко! Как не дают?!”
А лиса-то тут как тут!
Хвать его! – Он в кукареку:
……… “Ах, несёт меня лиса
……… Да за тёмные леса,
……… Да за быстротечну реку -
……… Кука-кука-кукареку!..
……… И за горы высоки!
……… Где же вы, друзья мои?!
……… Ой, спасите же меня!
……… По любви и дружбы для!!”

10
Кот и дрозд его не слышат,
Рубят лес далёко, дышат
В стуке громком топорином,
Кукареку петушином
Не доносится к ним звук –
Пропадает в гибель друг.
Завопит как петушок
Да в последний голосок –
Кот и дрозд и услыхали,
Перестали лес рубить –
Надо же лису схватить.
На подмогу побежали.
Еле-еле удалось
Им лису поймать за хвост,
Петушка вернуть домой.
Как дрожал он!.. – ой-ой-ой…
(Чуть ещё бы – не успели,
И пропал бы петушок –
И не в шутку: в самом деле,
Не усвоил коль урок.)

11
Выговаривать не стали:
“Понял суть?” – “Ага-ага” –
Еле ведь мы услыхали,
Чуть ещё бы и – беда.
Мы теперь уйдём далёко –
Дальше, нежель до сих пор,
Далее высоких гор;
Как бы ни кричал ты громко,
Не услышим уже мы.
Никому не откликайся,
Не ищи себе беды,
Тихо в уголку скрывайся.
“Ой, конечно, так и быть,
Буду время проводить
В думах, молча. Никому!..
Вас спокойно подожду”.

12
Да действительно далёко
Кот и дрозд сейчас ушли,
Никакого и намёка
Кукареку в той глуши
Не предвидится. Лисица
У избушки уж кружится –
Умыкнуть ей петушка
Хочется исподтишка.
Песенку свою заводит,
Петушок сидит-молчит,
Кукареку не кричит
И к окошку не подходит.
Но лиса-то терпелива,
Начинает снова мило
С добавленьем песню петь –
Петушку схитрить суметь:

13
……… “Петушок ты, петушок,
……… Золотой мой гребешок!
……… Масляна головушка,
……… Шёлкова бородушка!
……… Выгляни в окошко –
……… Дам тебе горошку!"
Нет – в избушке тишина.
Продолжает вновь она:
……… "А ребята всю пшеницу
……… Порассыпали в траву,
……… За крупицею крупицу
……… Куры всё клюют, одну
……… Не оставят петухам –
……… Как они клюют – раз! раз!
……… Всю уже склюют сейчас,
……… Посмотри скорее сам!”

14
Петушок уж это слышал,
Потому-то и не вышел
Из укромна уголка,
Там сидит ещё пока.
А лисица припевает:
……… “Люди мимо проезжали
……… И орехи просыпали.
……… Эх, добро-то пропадает –
……… Куры быстро как клюют,
……… Петухам и не дают!” –
“Ко-ко-ко! Как не дают!
Что за непорядок тут?” –
Не сдержался петушочек
Да и подал голосочек,
А лиса-то в третий раз
Цап-царап его. “Атас!..” –

15
Лишь для смеха закричала
После, как его уж мчала
На закорках, лапки сильно
Закрутив ему насильно.
Во всю силу петушок:
……… “Кукареку! Кукареку!.. –
……… Его громок голосок,
……… Только нет ему успеху. –
……… Ах, несёт меня лиса
……… Да за тёмные леса,
……… Да за реку быстротечну
……… В смертушку мою навечну,
……… Да за горы высоки!
……… Где же вы, друзья мои?!
……… Ой, спасите же меня –
……… Пропадает жизнь моя!”

16
Кот и дрозд же в глухомани
Криков вовсе не слыхали.
А лисица крепко держит
Петушка – несёт, не нежит.
Петушочек зря кричал –
Только горлышко сорвал,
Кот и дрозд на этот раз
Не услышали сей глас.
А пришли когда домой –
Петушка-то и не видят…
Поняли, кто был бедой.
Как же дальше дело выйдет?
Побежали в лес, к норе,
Где лисица в той поре
Уж вынашивала план.
Петушок бы в нём пропал.

17
Прибежали, кот настроил
Гусельцы, мотив исполнил
Да и песенку запел,
Подпевал дрозд – он умел:
……… “Трень да брень, вы, гусельцЫ,
……… Струночками молодцы,
……… Вы играйте-напевайте
……… Да лисичку услаждайте”.
А лисица: “Кто же там
Так на гусельцах играет
Да красиво напевает?
Прям душе моей бальзам…”
Из норы и выглядает
Посмотреть, а кот хватает
Враз её, и дрозд – клюёт,
Возвратиться не даёт.

18
Били-били, колотили,
Разуму лису учили:
"Петушка не похищай,
Песней не увещевай,
И не рой другому яму –
Попадёшь в неё по праву,
Можешь вот и убедиться,
Как она тебе сгодится”. –
Еле вырвалась лисица,
Еле ноги унесла.
Больше близко не подходит
К петушку – других находит.
Петушок же поумнел
И теперь был осторожным,
Если рядом кто-то пел –
Знал теперь,
Как может быть всё ложным.



* * *
И теперь всё хорошо:
Так втроём живут поныне.
А плохое – всё прошло
Горьким запахом полыни.


К О Н Е Ц



Примечание:

Общее:
Данная сказка-поэмка написана
16-ти строчной строфой, которую,
конечно, можно назвать авторской
(как любую строфу, впервые введённую
в оборот и которой нет у других авторов),
но назвать её черашем нельзя.
И не потому, что смешно называть
каждое сочетание четверостиший или
двустиший черашем, но потому что
чераш как строфа есть устойчивое
сочетание четверостиший (подстроф),
подчиняющееся Правилу сочетаемости
и являющееся одним из пяти видов строф
(16-ти; 20-ти; двух по 24-е; 28-ми строчной),
либо вытекающее из этих пяти видов
путем усечения и перестановки подстроф.
В данном случае 1, 2 и 3-е четверостишия
здесь составлены из двустиший (как правило,
– в 1-й же подстрофе видим исключение),
причем в первом четверостишии все четыре
строки с женской рифмой, а в последнем –
с мужской (со смежной рифмовкой
двустиший в этих обеих подстрофах);
строки внутри этих двух подстроф равностопны;
во 2-й же подстрофе первое двустишие
с мужской рифмой, а втрое – с женской
(так же со смежной рифмовкой);
наконец в 3-й подстрофе рифмовка
перекрёстная и род рифмы – соответственно.

Относительно подробно об авторской
строфе чераш, её вариантах и Правиле
сочетаемости см. на страничке внизу
в “ИНФО”.