Ветхий Завет

Георгий Бязырев
Глава первая
СОТВОРЕНИЕ МИРА

Все то, что люди видят и не видят
Сотворено Отцом Небесным нашим.
Но прежде Бог создал тот мир, который
Не могут наблюдать живые люди.
Невидимый нам мир — обитель духов.
Мы ангелами духов называем.
Ведь слово «АНГЕЛ» означает «ВЕСТНИК».
Бог посылает ангелов на землю,
Чтоб люди открывали БОЖЬЮ ВОЛЮ.
Мы бестелесных ангелов не видим.
Но если Бог захочет, эти духи
Являются к нам в виде человека.
И в знак того, что радостно и быстро
Те духи исполняют волю Бога,
Изображают люди на иконах
Всех ангелов с крылами за спиною.
Бог сотворил их сразу очень много.
Те были ангелы добры, послушны,
И все Отца Небесного любили,
Пока один из них не возгордился.
Решил тот ангел быть, как Бог, великим,
И слушаться Творца не стал однажды.
Часть ангелов пример непослушанья
Восприняла и перестала тоже
Любить Творца и подчиняться Богу.
Но ангелы, что верными остались,
Тогда войною выступили против
Зазнавшихся и непослушных духов.
Война закончилась победой добрых
Над злыми ангелами. Злых прогнали с неба.
С тех пор и разделен мир духов на два.
Одни из них прилежно служат Богу,
Зовем мы ангелами только этих.
Вредить Творцу стараются другие.
Восставших, непокорных называем
Мы бесами. А первого из духов
Кто стал противиться Всевышней воле
Мы, люди, называем Сатаною.
Он по-другому дьяволом зовется.
Всем людям при крещении в купели
Бог ангела дает, который любит
Означенного выше человека.
Зовется этот дух — ангел-хранитель.
Он самый близкий друг твой, самый верный.
Он за тебя всегда переживает,
и за тебя он молится на небе,
И помогает в трудную минуту.
И ангелу-хранителю молитву
В ответ читают люди вот такую:

Ангел Божий, святой мой Хранитель! данный мне от Бога с неба в охраненье, прошу тебя усердно: Ты меня сегодня вразуми и сохрани от всякого зла, научи меня доброму делу и направь на путь спасения.
Короткая молитва:
Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога о мне!


Глава вторая

Бог зримый мир творил шестью словами.
Не сразу мир создал, а постепенно.
Мы Словом называем День Творенья.
Тысячелетьям День Творенья равен,
Равно тысячелетьям Слово Божье.
Бог создал свет в День Первый, Словом Первым.
Вторым Он Словом создал небо, воздух,
И Третьим Словом — океан и сушу,
И реки на земле, траву, деревья.
В Четвертый День — луну и солнце, звезды.
И рыб, и птиц создал Бог Словом Пятым.
В Шестой День Бог создал зверей различных,
Царем над ними создал Человека.
А на Седьмой День отдыхал Господь наш.
(Поэтому работают христиане
Шесть дней, седьмой день — отдыхают люди).
Особенно творил Бог Человека.
Свой образ Божий Он вложил в творенье.
Господь дал Человеку разум, волю,
Любить добро и быть свободным духом.
Бог сотворил из глины Человека,
Затем живую душу вдунул в тело,
Назвал свое подобие Адамом.
Душа — есть часть невидимого мира,
Тот мир непостижим для человека.
Когда мы говорим слова молитвы,
То все равно мы молимся душою.
Нам радостно, когда творим добро мы,
Мы радуемся этому душою.
Нам стыдно, если делаем плохое,
Душою так же мы своей стыдимся.
Мы любим и не любим — все душою,
Душой бываем счастливы, страдаем.
Но человек однажды умирает,
И отделяется душа от тела.
А тело без души уже не может
Молиться и любить, и быть счастливым,
Переживать, страдать и быть несчастным.
Сначала жил Адам в саду чудесном.
Тот сад прекрасный назывался раем.
И все ж Адаму было одиноко.
Бог, зная это, усыпил Адама.
У спящего изъял ребро Всевышний.
Потом из этого ребра Адама
Бог создал спутницу, привел Адаму в жены
Ту женщину и дал ей имя Ева.
Так создан мир — все было хорошо в нем.
В нем не было ни смерти, ни болезни.
Так показал Господь в твореньи мира
Свою нам славу и Свою нам крепкость.
Псалом поют во славу Дней Творенья
такой:

«Благослови, душе моя, Господи! Дивны дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»


Глава третья

В раю Адам и Ева жили долго, и были счастливы, любимы Богом.
Их слушались и не боялись звери, на все в раю была Господня воля,
Поэтому царил порядок Божий. И люди, и зверье любили братски
Друг друга, никого не обижали. Плоды деревьев райских им служили
Едою очень вкусной и полезной. В раю два дерева росло особых:
У одного названье — древо Жизни, Древо Познанья добра и зла — другое.
Адаму с Евой Бог один запрет дал: не собирать плодов с Познанья древа,
Плодов добра и зла не кушать людям. И люди слушались с любовью Бога.
Когда создал Господь наш Человека, то подарил свободную нам волю.
Он сделал Человека — не машину, не слушаться вольны мы даже Бога.
Поэтому мы сами выбираем кого любить и что нам в жизни делать.
Однажды дьявол обратился змеем и в дереве Познанья спрятал тело.
Когда же Ева проходила мимо, решил он обольстить ее, спросивши:
«Ответь мне, Ева, правда, что Всевышний плоды вам запрещает есть с деревьев?»
«Нет, разрешает, — Ева отвечала, — лишь с этого мы не должны есть древа.
Умрем мы, если плод съедим запретный». А дьявол говорит всегда неправду,
И он попутал Еву лживой речью: «Бог обманул вас, люди, потому что
Съедите если этот плод запретный, узнаете тогда добро и зло вы,
И станете затем, как Бог, великий!» Запретный плод змей подал глупой Еве.
И женщина увидела красивый Плод, пахнущий так вкусно, аппетитно,
Что захотелось съесть его тот час ей. Взяла плод Ева, откусила — сладко! —
И половину отнесла Адаму. И съел Адам тот плод, жене поверив...
Ослушались впервые люди Бога, и совершили грех наш первородный.
Все изменилось в Еве и Адаме, и стала совесть их терзать и мучить.
И стали звери все людей бояться. Адам и Ева поняли, что голы,
Они хотели спрятаться от Бога и друг от друга, наготу скрывая.
Но Бог все видит, все на свете знает. И вот Господь спросил Адама: «Где ты?»
«Я здесь, — сказал Адам, — в листве я прячусь. Мне стыдно,
у меня ведь нет одежды».
«А кто тебе сказал, что людям стыдно быть без одежды?» —
вопрошал Всевышний.—
Ответь, Адам, плодов запретных с древа Познания добра и зла не ел ты?»
«Жена, которую Ты дал мне в радость, запретный плод мне принесла и ел я».
И отвечала Ева перед Богом: «Змей обольстил меня, и плод я ела».
Но не раскаялись в непослушаньи своем Адам и Ева перед Богом.
Не попросили у Творца прощенья. За это Бог изгнал людей из рая,
И осудил весь род людской навеки на тяжкую земную жизнь в несчастье.
Изрек Господь: «Болеть и умирать вам, и хлеб насущный добывать лишь потом».
Но, осуждая Еву и Адама, Господь пообещал всем нам спасенье:
«Наступит время и придет на землю Спаситель, чтобы взять грехи людские
Все на себя и пострадать за это. Спаситель, победивши зло в потомках,
Откроет им дорогу в рай небесный». И люди долго ждали с нетерпеньем
Спасителя, и он открылся людям. Теперь мы знаем, это был Сам — Бог Сын.
Чтоб нас спасти Сын Божий к нам явился, Он стал на время тоже человеком.


Глава четвертая
ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ

И почему же наш Отец Небесный так строго наказал Адама с Евой?
Один лишь раз они и согрешили, но душами людей владеть стал дьявол.
Младенцы, что рождаются сегодня, несут в себе корысть и злость, и зависть,
И грех ведет к болезням, горю, смерти. Поэтому нельзя жить человеку
В раю, где ангелы и Сам Господь наш. Ведь Бог настолько чист и добр, что рядом
Не может зла быть никакого вида. И если Бог нам что-то запрещает, —
Запрет нарушить нас толкает дьявол. Должны мы знать: добро — есть Божья воля,
Зло — все, что волю Божью преступает. Бывает с нами так, как было с Евой,
Нам хочется такое что-то сделать, чего Всевышний нам не разрешает.
Мы называем это искушеньем. В таких мы случаях должны стараться
Не делать это и забыть об этом, об этом больше никогда не думать.
Адам и Ева так не поступили, они в раю поддались искушенью,
Нарушили однажды волю Божью — и согрешили. Поселилось зло в них.
Не может с Богом жить носитель злого. Поэтому Бог не простил Адама:
Не только ведь прощенье людям нужно, а нужно Бог чтоб изменил внутри их.
Для этого и приходил на землю Бог Сын, Иисус Христос, он наш Спаситель.
И вдруг случилось, что мы согрешили. Так неужели мы уже погибли?
Нет, милосердный Бог простить нас может.
Лишь только нужно уничтожить зло в нас,
Чтоб умер грех — ПОКАЯТЬСЯ должны мы.
А как это покаяться? — а вот как:
Мы сожалеть должны душою всею о сделанном грехе. И перед Богом
Признаться в этом и просить прощенья. Господь наш добр, Он грешников прощает,
Коль люди каются в проступках честно. Бог не прощает грех без покаянья.
В рай попадут прощенные лишь души.
Вся наша жизнь — сплошные искушенья:
Хотим мы то, что запретил Господь нам. Давайте с искушением бороться.
А если согрешить нам вдруг случиться, то извинять, жалеть себя не станем,
И на других валить вину не будем. А будем сожалеть душою всею
О сделанном грехе, просить прощенья
У Господа такою вот молитвой:

«Боже, милостив буди мне грешному».


Глава пятая
ПЕРВОЕ УБИЙСТВО

Жизнь стала тяжкой у Адама с Евой. Они о рае вспоминали с грустью
И ждали все Спасителя от Бога. Прошли года. У Евы сын родился.
И первого на свете всем ребенка Адам и Ева Каином назвали.
Рос Каин грубым мальчиком, недобрым, расстраивал родителей все время.
Вот Ева родила второго сына, другому сыну дали имя Авель.
Был очень добрым Авель и послушным, он приносил родителям лишь радость.
Вот братья выросли, пришла пора работать. Овец пас Авель, брат растил пшеницу.
Однажды Авель с Каином решили свершить для Бога жертвоприношенье.
И принесли Всевышнему два брата в дар то, над чем они тогда трудились.
Принес плоды земные Каин Богу, и Авель Богу заколол ягненка.
Вот стали разжигать костры с дарами. У Каина костер не загорелся.
Господь у Авеля лишь принял жертву, дар Каина отверг Отец Небесный.
Вы спросите, наверно, отчего же? Тут надо помнить, что не надо Богу
Ни золота, ни прочих приношений. Ведь вся земля Его, и Бог нас любит
И хочет, чтобы мы Его любили. Лишь проявлением любви приятны
Подарки наши Богу, наши жертвы. А жертва без любви Творцу обидна.
С корыстью, может, совершилась жертва. И что-то Каин получить от Бога
Хотел, наверное, в обмен на жертву. Поэтому Господь не принял дара,
Тем Каину сказав о недостатке. Но Каин снова этого не понял.
Он Авелю завидовать стал злостно. Господь предостерег его еще раз.
Творец сказал: «Зачем ты огорчился? Коль хорошо ты поступаешь, честно,
То нечего тебе и огорчаться. А если плохо, то смотри же, Каин,
Грех около тебя, будь осторожен, борись с ним, Каин, и не поддавайся».
Но не послушался совета Каин. Он злобился на Авеля все больше,
И скоро совершил грех самый страшный. Однажды Авеля позвал он в поле
И там убил родного брата камнем. Господь убийцу даже тут не бросил.
И после жуткого греха такого к раскаянию обратить старался.
Спросил Бог: «Каин, где же брат твой Авель?»
«Я разве сторож брата моего?» — так ответил Господу убийца лживый.
Тогда Всевышний выговорил грозно: «Кровь брата твоего ко Мне взывает.
Когда земля кровь Авеля впитала, то прокляла тебя навек, убийца.
Земля не даст тебе плода и хлеба. Отныне ты — изгнанник и скиталец».
Тут только Каин испугался сильно того, что сделал. Потому лишь струсил,
Предположил — его убьют за это. Но на лице убийцы знак поставил
Всевышний, чтоб его не убивали. Ушел в далекие края убийца,
Он жил отдельно от Адама с Евой. А у Адама с Евой сын родился,
И сына третьего назвали Сифом. У Каина и Сифа были дети.
И дети Каина вдали от Бога старались на земле обосноваться,
И всех их звали «Дети человечьи». Благочестивы были дети Сифа.
Они просили помощи у Бога. Всевышний не отказывал им в этом.
Потомков Сифа звали «Дети Божьи». Вот до каких грехов скатился Каин.
Ругательным в веках осталось имя, беда, кого зовем мы окаянным.
Он с мелочи ведь начал: стал сердиться на Авеля за принятую жертву.
Такое чувство называют ЗАВИСТЬ. И кажется, что зависть — грех, но малый.
Но зависть вырастает до убийства. И если мы завидуем кому-то,
Хотим мы видеть в людях лишь плохое и замечаем только недостатки.
И нас влечет все больше зло им делать. Грех, значит, близок,
он к себе нас тянет.
И мы должны стараться с ним бороться, любить других.
А грех и недостатки выискивать в себе. И так молиться:

Господи, даруй ми зрети (то есть дай мне видеть) моя прегрешения и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь.


Глава шестая

Адам и Ева умерли, и много прошло веков. Род человечий вырос.
И жили люди Божии раздельно от человеческих детей сначала.
Но после Божьи сыновья брать в жены из человеческого рода стали.
Примеру женщин стали поддаваться дурному и греховному, и злому,
И стали обижать они друг друга, забыли Бога, о себе заботясь.
И, наконец, разгневался Всевышний. И от грехов решил очистить землю,
Чтоб обновленную морями сушу отдать благопристойнейшему роду.
А праведник всего один остался, и звали богомольца люди Ноем.
И было у отца всего три сына, их звали Симом, Иафетом, Хамом.
И вот однажды Бог открылся Ною: «Наполнилась земля людьми сплошь злыми.
Я наведу такой потоп на сушу, что истребит вода кругом живое,
А ты построй себе корабль огромный, войди в него со всем своим семейством,
И ото всех зверей возьми с собою по семь пар чистых и по две нечистых».
(Те чистыми животными зовутся, которые годятся в жертву Богу).
Корабль, построенный семьею Ноя, иначе называется ковчегом.
Едва в ковчег вошли по семь пар чистых животных и нечистых по две пары,
Как налетели тучи, хлынул ливень. Шел ливень сорок дней без остановки.
Вода покрыла всю былую землю, покрыла даже горные вершины,
Все люди и животные погибли. Лишь те спаслись, кто был в ковчеге Ноя.
Всемирным называется Потопом ужасное такое наводненье.
Вот, наконец, тот ливень прекратился, и начала вода спадать немного.
Земли еще не видно было долго. Ковчег полгода плыл по океану.
И выпустил Ной голубя на волю. День голубь полетал и возвратился:
Нигде земли он не увидел с неба. Через неделю выпустил Ной снова
На поиск суши голубя с ковчега. И голубь возвратился к Ною быстро,
Он веточку зеленую нес в клюве. А это значило: открылся остров,
На острове зазеленели ветви. Вновь голубь полетел через неделю
И к Ноеву ковчегу не вернулся. Тогда ковчег Ной к берегу направил,
И выпустил зверей и птиц на землю. И Господу принес Ной жертву тот час.
Была угодна Богу эта жертва. Господь сказал в ответ на жертву Ною:
«Не буду больше проклинать я землю и все живое за грехи людские.
Вон радуга на облаке, — ты видишь? — в знак обещанья Моего сияет».
Отец Небесный наш водой потопа, смыл все грехи с земли для новой жизни.

Ушла вода, и Ной работал в поле. Возделывая землю, научился
Выращивать он гроздья винограда. Но он не знал, что сок от этих ягод
Становится вином, перебродивши... Однажды выпил Ной вина так много,
Что опьянел, уснул и не покрылся. Когда сын Хам отца увидел голым,
Смеяться стал над пьяным человеком и братьям рассказал о позе Ноя.
Иначе поступили братья Хама: Они пошли в шатер, где спал отец их,
Не глядя на отца, его укрыли. Когда проснулся Ной, узнал об этом,
Тогда он проклял Хама, предсказавши, что в будущем потомки Хама станут
Рабами у потомков честных братьев. Благословил Ной Сима с Иафетом.
Ной предсказал, что средь потомков Сима
Родится человеческий Спаситель,
И что потомки Иафета будут
Богаты, многочисленны, могучи.

Любовь к родителям

Насмешки над родителями — это
Наитягчайший грех на белом свете.
Отца и мать какими бы ни были
Нельзя бросать и осуждать в несчастье.
Ведь для того, чтоб маленький ребенок
Мог вырасти здоровым и душевным,
Так много нужно ласки и старанья,
И сил души родителям затратить.
Родители ведь жертвуют собою,
Своих детей от горя охраняя,
И дети это чувствуют всем сердцем,
Расплачиваясь лаской и любовью.
Наступит день, когда нальются силы
Детей, а у родителей — увянут.
Тогда и о родителях заботу
Взять на себя должны вот так же дети.
Одна обязанность лишь неизменна
К родителям у нас всегда и всюду:
О матери с отцом молитва к Богу.
И даже смерть не отменяет это.
Умершие родители о нас, о детях
Так молятся, как на земле молились,
Ведь их молитвы утверждают тоже
благополучие детей живущих...