Рецензии Татьяны Панченко и на неё

Валерий Белов
Кому бы в морду дать за эти слёзы? (Валерий Белов)

Валерий, написано, конечно, очень сильно, НО... меня смущает начало и концовка. Я что-то не поняла, какую роль Вы отводите в своем произведении Создателю? Там, где присутствует Бог, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ, И ИРОНИИ ТОЖЕ.
Спаси Вас Бог!
Татьяна

Татьяна Панченко 10.10.2008 23:53 • [Заявить о нарушении правил] [Удалить рецензию]
Добавить замечания
Что вы понимаете под "там, где присутствует Бог"? Можно сказать, что он присутствует везде. Чтобы иронизировать над чем-то и допускать двусмысленности в чей-то адрес, надо этот объект персонифицировать. А Бог это не объект. В таком понимании, что это Нечто, с Кем я веду диалог, для меня Бог не существует. Дело веры и убеждённости каждого как его воспринимать, но если как Боженьку на картинке, то именно это и дает поводы для насмешек у людей с отсутствием внутренней культуры, позволяющих себе издеваться над чужими убеждениями, даже если они представляются им неправильными.
Мне нет никакой необходимости спорить о присутствии либо отсутствии Бога, тем более предъявлять ему какие-то претензии, даже в завуалированной форме (двусмысленности или намёках).
Моё стихотворение сугубо светского характера с присутствием религиозных персонажей, которые являются представителями религиозной культуры всего человечества.
Обращение к Создателю у меня здесь нельзя принимать буквально. Неужели он действительно замешивал глину. А если это не так, то за то мироустройство в смысле социума, могут отвечать только люди.
Создателя здесь нет и в помине (как Высшего начала И Абсолюта). Люди, только люди с их свободой воли. А если говорить по духу Слова, а не по букве, то поступить в той грубой форме как у меня с виновниками несправедливости на земле - это ближе к попытке сделать мир лучше. Вопрос непротивления злу сугубо риторический, так как допускает разные толкования.
Думаю, вы ещё не раз увидите с мой стороны резкие высказывания, которые не очень соответствуют официальной доктрине Православной Церкви. Для меня Христос особая личность, в которой духовное и рациональное начало сходятся для меня в понимании Божественной сути, к которой я стремлюсь приблизиться своим путём, далеко не всегда совпадающим с той столбовой дорогой, на которую мне указывают авторитеты (кстати, по их понятиям я заблудший).
Думаю, вы обратитесь и к моей книге «Лучше всех или завоевание Палестины)… (Библия в стихах), расположенную полностью на моём сайте. Не хотелось бы, чтобы вы усмотрели бы в ней элемент богохульства. Это просто мой взгляд на очень разные вопросы, имеющие отношение к истории религии, а не самой её сути. А уж если взять иронию и сарказм, которых там в избытке, так они направлены исключительно на современное мироустройство, за которое ответственны только люди.
С уважением

Валерий Белов 11.10.2008 00:54 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
Валерий, на мой взгляд, нет ничего плохого в том, что Вы критикуете современное мироустройство. Критика всегда дает противоположной стороне стимул к действию, заставляет думать. Я также не являюсь сторонницей непротивления, к которому призывал Толстой. Меня гораздо более привлекло философское творение И.А. Ильина "О сопротивлении злу силою". Своими словами я всего навсего хотела сказать, что не стоит упоминать имя Божие всуе. Тем более в светских произведениях. А что касается Православной Церкви, то критиковать ее в глобальном плане - значит уклоняться в ересь. Это очень страшно. А если критиковать по мелочам, то надо всегда помнить, что все мы люди, в том числе и церковные иерархи. Не знаю как Вас, а меня жизнь учит очень жестко: покритиковала кого-то, осудила, посмеялась - и уже в скором времени (видимо, пока все в памяти свежо) сама вляпываюсь в то, за что кого-то критиковала тайно или явно. Это закон такой. Поэтому я очень далека от критики не то что миропорядка, но даже простого человека с его грехами и пороками. Во всяком случае стремлюсь к этому. У каждого свое призвание: кто-то критикует, а кто-то, наоборот, пытается переключить и свое и чужое внимание на что-то позитивное.
Может, я что-то упустила, но если коротко, то моя позиция такая.
Спаси Вас Бог!
Татьяна

Татьяна Панченко 12.10.2008 00:13 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
Я тоже больше сторонник Ильина, но очень осторожен в критике отдельного человека, только если меня с ним ситуация лбами столкнет.
Имя Божее всуе упоминать, конечно, не стоит, но как говорят - разве красного словца не пожалеешь и отца. Критиковать Православную Церковь (как доктрину) - у меня нет никакой необходимости. Ересь - понятие относительное. А вот люди с их частными устремления - явление вполне конкретное. И если они используют высшие истины не совсем по назначению, то у меня это вызывает протест.
Но я стараюсь в их разборки не встревать. Правда, до конца в стороне оставаться трудно.
Валерий

Валерий Белов 12.10.2008 01:22 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
Вот теперь совсем другое дело. А то Вы меня поначалу очень напугали несколько непродуманными высказываниями.
Татьяна

Татьяна Панченко 12.10.2008

Рецензия на «Ангел, мятущийся в тесном пространстве» (Валерий Белов)

Валерий, стихотворение у Вас получилось практически исповедальное. Но за Вашего ангела уже можно не бояться, ведь осознание и покаяние уже свершилось. А написано сильно. Представляю, какую боль Вам пришлось пережить.
Добра и мира Вам и Вашему ангелу!
Татьяна

Татьяна Панченко 07.10.2008 11:37 • [Заявить о нарушении правил] [Удалить рецензию]
Добавить замечания
Спасибо за оценку. Я действительно мучался когда его писал. Это было очень давно, теперь я уже так не напишу, а тогда очень мучался своего рода раздвоением личности. С ангелом себя я уж никак не мог сопоставить, но его атрибуты были для меня не пустым словом, даже значимы.
Удачи

Валерий Белов 07.10.2008 11:48
Рецензия на «Та что ярче ста свечей на чужом лежит плече» (Валерий Белов)

Валерий, судьба обязательно к Вам пожалует. Куда же она денется? И гореть будет даже ярче, чем Вы сможете это себе представить. Да Вы и сейчас судьбой не обижены - вон какое стихотворение трепетное написали.
Татьяна

Татьяна Панченко 06.10.2008 23:26 • [Заявить о нарушении правил] [Удалить рецензию]
Добавить замечания
Спасибо. Заглянул на вашу страницу и был приятно поражён

Валерий Белов 07.10.2008 00:30 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
это песня. это точно.

Мира Горцева 09.10.2008 19:19

Рецензия на «Красота» (Татьяна Панченко)

Очень понравилось и пришло определение красоты, которое когда-то дал Л.Толстой. Привожу на память.
Красиво то, что когда-то было полезно.
В чём-то созвучно и вашему настроению? Я не прав?
С уважением

Валерий Белов 09.10.2008 01:16 • [Заявить о нарушении правил] [Удалить рецензию]
Добавить замечания
В корне не правы! Этот стих - маленький обрубок когда-то большого стихотворения, которое малолетняя влюбленная дурочка посвятила предмету своей любви. Уж очень привлекательный был молодой человек. А вот полезен ли он был?.. очень сложный вопрос.
А над фразой Толстого я уже минут 10-15 бьюсь, но ближе к пониманию не стала. Окончательно запуталась, как Вы в моей бритве, кожице и молитве. Так что теперь Вы мне помогайте.
Татьяна

Татьяна Панченко 09.10.2008 23:12 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]
Хорошо. Попробуем разобраться.
Во-первых, я пропустил ключевое слово – пришло на ум (перед определение красоты).
Таким образом, определение красоты из вашего стихотворения не пришло , в трактовке которую дал Толстой. (Красота – бывшая польза). Мне всего лишь пришло на ум то, что когда-то Толстой рассуждал по поводу красоты и определил её в такой трактовке (и то я не уверен, что я точно выразил его мысль).
Ассоциация возникшая и точное определение далеко не одно и то же. Я, конечно, предположил, что красота у вас имеет отношение к вполне конкретной личности и вполне субъективна (красота в глазах смотрящего), но само построение стихотворения (в рамках обрубка, как вы выразились) допускало посмотреть на красоту с более общих и даже абстрактных позиций - как на нечто существующее очень давно и до сих пор не дающая ответа на многие «почему». Вы об этом сказали, а я задумался, действительно, что же это такое. Понятно, промелькнуло общезнакомое, что «красота спасёт мир», но на сам вопрос что же это такое Достоевский ответа не дал. Толстой попытался, но он не столько раскрыл её содержание, сколько обратил внимание на ее несомненную пользу. Сказать, что красота обязательно приносит пользу немедленно, он не мог, это не ощущается сиюминутно, а по прошествии какого-то времени оказывается, что Бог ни делает – всё к лучшему. А в таком случае формируется отношение к прошлому, к тому что запомнилось и сподвигло к чему-то, то есть имеет самое непосредственное отношение к красоте.
А на ваш вопрос полезен ли был тот молодой человек? Теперь можно сказать, да полезен – Для самого факиа появления этого стихотворения, пусть даже как результат негативного опыта и т.д.
Подобный переход от личного и частного к абстрактному и универсальному, происшедший совершенно естественным образом, дорогого стоит. Появился он из вашего «обрубка». А вы говорите девочка.
До встречи.

Валерий Белов 10.10.2008 00:19

Рецензия на «Из заката Европы смотрю на Восток» (Валерий Белов)

Повернувшись на Запад спиной,
К заходящему солнцу славянства,
Я стял на стене крепостной,
И гигантская тень предо мной
..........иные пространства.

Вспомнила эти строчки Юрия Кузнецова (как видите, плохо вспомнила) и решила прочитать Ваши. Очень интересно написали. И самые резкие строки, я думаю, самые лучшие.
А я вот недавно в газете прочитала, что китайцы... боятся русского нашествия! Дело в том, что китайцы, которые не могут жениться на родине, едут в Россию за русскими женами. И очень быстро женятся. Говорят, это становится у них национальной проблемой.

Татьяна Панченко 12.10.2008


Интересно, Татьяна, а читали вы у Юрия Кузницова цикл стихов, посвященный Иисусу Христу?

Валерий Белов 12.10.2008

 Читала, Валерий. Он много сил вложил в эту поэму, очень ревностно относился к ней, не принимая никакой критики. И все же, да простит меня Юрий Поликарпович, это не самое лучшее, что он написал. Странноватая такая поэма. Думаю, все самое лучшее у него собрано в книге "Русский узел". Когда-то она вдохновила меня на издание своей книги "Русское измерение". Я никому не говорила, под чьим впечатлением написала ее, но наши поэты на очередном разборе в Союзе высказали мне: у нас только Кузнецов так пишет. А далее смысл был такой, что Кузнецову это позволительно, а мне - нет. Но это было уже давно. А сейчас чего только и как только не пишут! Но Юрий Поликарпович все равно пока ни для кого недосягаем.

Татьяна Панченко 12.10.2008

 
А вот теперь я вас немного разочарую. Но вы к этому уже почти готовы. Если вы интересовались моим сайтом, то вряд ли прошли мимо Библии в стихах (Лучше всех или завоевание Палестины). Там я представил свой взгляд и свою манеру изложения, для многих крайне шокирующую, поскольку я осмелился прикоснуться к "Святая святых" - Священному Писанию.
Частично, почему я это сделал, вы уже себе представляете. Более полно я написал в "К читателям". Книга по объему получилась очень большая (я не хотел пропустить ничего главного и писал очень обстоятельно буквально по каждому стиху в Библии, но при этом со своими экскурсами в нашу действительности, что объема только добавило).
Из-за большого объёма, множества возражений и просто из-за неудобства чтения больших текстов в Интернете, книга получилась просто нечитаема. Для удобства чтения, я ее разбил на главы и поместил их на Прозе РУ и в Самиздат Ру. При желании можно найти по имени, фамилии, названии и т.д.
Поместил я пока там где-то с половину написанного (по тексту Библии я закончил Книгой Руфи). Но дело не в этом. Я коснулся только Ветхого Завета, но об учении Христа в подобном вольном изложении я бы сейчас писать не стал. Это сейчас, но не в молодые годы. Где-то ещё до 1980 года, я написал поэту по Библии, в которой в разных аспектах затронул и Бытие и Книгу Иова и Новый завет. Из двух экземпляров один, как сейчас помню, я отдал Татьяне Луковниковой (очень о ней хорошие воспоминания) в Дом литераторов. По-моему, она была секретарём чего-то там. Уже не помню. Потом наши с ней пути разошлись, в Дом литераторов я не заезжал, а второй экземпляр благополучно утратил, как и первый. Я вообще очень легкомысленно относился к своему творчеству. Потерял штук 15 сказок на народные темы, но в моём изложении (осталась всего одна) да и много чего ещё о чём и не вспомню. Но дело в другом. Каково было моё удивление, когда уже в процессе написания моей книги (после 2003 года) я встретил у двух очень уважаемых мной авторов Кузнецова и Черных (Евангелие от Иуды) вещи на ту же тематику, которую я затронул намного раньше. Я не могу ни в каком виде обвинить их в плагиате. Это очень талантливые и, думаю, честные поэты и порядочные люди. Но у одного я встретил мои приёмы изложения (характерные повторы и т.д. - У Кузнецова), а у другого общий подход к тому, что квинтэссенцию учения Христа можно изложить в виде одного Евангелия (что и сделал Черных). Стилистика у них иная, значительно более уважительная и выдержанная, но вы как автор наверняка определите ваши приёмы и особенности, если встретите нечто похожее у других авторов.
Приведу только один малый отрывочек, который помню наизусть с тех давних пор.

Праздник в Галилейской Канне,
Всяк прохожий мимо ус
Свой мочил в глубоком чане,
Приложился и Иисус.

Со стаканом всяк при деле.
Третий день идёт гульба,
На четвёртый оскудели
Винных бочек погреба...
..........

Сделал бы Христос поблажку,
Привередничать не стал
И водицу нам на бражку
Между делом перегнал…

Дальше не помню, да это и ни к чему.
Вот такая занятная ситуация.
Надеюсь не встретить с вашей стороны осуждения, которое выходит за рамки чисто литературного подхода к тому, что для каждого свято по своему.

С уважением

Валерий Белов 13.10.2008