Болт принца датского. Рецензия нах

Фима Жиганец
Главный балетмейстер Ростовского музыкального театра стал человеком года


В общественной и музыкальной жизни столицы Южного федерального округа произошло событие, которое по праву можно назвать знаковым: «Человеком года – 2008» в Ростовской области назван народный артист России Алексей Фадеечев - главный балетмейстер «Белого рояля» (так в Ростове называют действительно напоминающее этот инструмент здание государственного музыкального театра).

Как сообщается, высокого звания в номинации «Театральный деятель года» маэстро удостоен за создание на сцене театра балета «Гамлет» на музыку Дмитрия Шостаковича и большой личный вклад в развитие балетного искусства на Дону. Награда учреждена администрацией Ростовской области, администрацией города Ростова-на-Дону и Региональным фондом защиты прав творческой интеллигенции.


ФАДЕЕЧЕВ, ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ФАДЕЕВА
Cудя по всему, Вильям наш Шекспир к числу представителей региональной творческой интеллигенции не относится и его права защищать не надо. Во всяком случае, «человек года» заставил датского принца на манер краснодонского молодогвардейца Сергея Тюленина и ростовского пионера-героя Вити Черевичкина сражаться на сцене против фашистского режима. Возможно, и против сталинского тоже. Зритель может выбирать на свой вкус.

С одной стороны - грозные символы тевтонских орлов и черные гестаповские мундиры королевских охранников. С другой - узнаваемые строки либретто: «В стране объявлен траур. У гроба - вдова Гертруда, брат Клавдий, сын Гамлет. Мимо гроба проходят государственные деятели, чиновники, дипломаты, военачальники, простые граждане». Буквальное воспроизведение скорбных речей Левитана, под которые в Стране Советов провожали любимых вождей. И, наконец, аллюзия на оба режима: спортивный парад в честь нового короля Клавдия, воспроизводящий то ли знаменитый фильм Лени фон Риффеншталь «Олимпия» - о берлинской Олимпиаде 1936 года, то ли кадры сталинских физкультурных шествий. Сам балетмейстер утверждает, что не пытался воссоздать какой-то конкретный режим: «Это эпоха Сталина, Муссолини, Гитлера — легендарных диктаторов; проблема власти, заложенная в «Гамлете», напрямую перекликается с тем временем».

Балет «Гамлет» стал событием, выходящим далеко за рамки ростовской культурной жизни. Чего и следовало ожидать. Для того Фадеечева на Дон и приглашали. В определенном смысле это можно считать результатом извечной борьбы за первенство между южными монстрами Ростовом-на-Дону и Краснодаром. Это противостояние вылилось в перетягивание на Юг опальных московских знаменитостей. В 1996 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович после разногласий с руководством уезжает в Краснодар и основывает здесь театр балета, привезя с собой кое-кого из труппы (в том числе балерину Анастасию Волочкову).

Ответ последовал нескоро - но какой! В декабре 2004 ростовчане приютили у себя экс-худрука балетной труппы Большого Алексея Фадеечева, который еще в 2000-м со скандалом ушел из родного театра, не найдя общего языка с новым руководителем Геннадием Рождественским. К тому времени Алексей Николаевич уже получил две национальные премии «Золотая маска» в номинации «лучший балетный спектакль» за «Сны о Японии» и «Вечер балетов Дж. Баланчина». А в 1999 его «Дон Кихот» был признан лучшим балетным спектаклем в Лондоне.


А ТАКЖЕ В ОБЛАСТИ ШЕКСПИРА ОН ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ?
Ростовский «Гамлет» уже окрестили мировой сенсацией. Можно сказать, даже троекратной сенсацией. Во-первых, как уже отмечалось, действие трагедии перенесено в обстановку 30-х годов прошлого века. Во-вторых, до Фадеечева никто в мире вообще не ставил балета «Гамлет». И, наконец, сам покойный Дмитрий Шостакович никакого гамлетовского балета никогда не писал!

Правда, с «эксклюзивностью» балета о датском принце - неувязочка вышла. Переиначивая слова булгаковского Шарикова, эту сову надобно прояснить.

Итак, о мировом первенстве в области гамлетовских плясок. Нет, наверное, ни одного сообщения о ростовском балете, где бы не подчёркивалось это обстоятельство. На самом деле, однако, утверждение о том, что балет «Гамлет» до Алексея Фадеечева никто в мире не ставил, мягко говоря, является большим преувеличением. Собственно, это признал и сам Алексей Николаевич в интервью «Аргументам и фактам»: «…Хотелось сделать полноценный спектакль — с 2 действиями, по 45 — 50 минут каждое (20 — 25-минутные балетные постановки «Гамлета» на музыку Шостаковича известны)».

Действительно, на музыку Шостаковича уже поставлено как минимум два балета. Первый, одноактный, 1969 года (либретто Натальи Камковой, хореография её сына В.Камкова), довольно известен хотя бы потому, что роль принца исполнял молодой Мариус Лиепа. Кроме того, это был телевизионный балет. Фильм имел большой успех, его много раз показывали по советскому телевидению и за рубежом. Лиепа вспоминал позже:

«Как выразить пластикой тела главный вопрос: "Быть или не быть?" Как раскрыть глубину философской мысли Шекспира, построить разговор с Гертрудой, "продекламировать" танцем монологи? Конечно, во многом помогла музыка Д. Шостаковича, яркая, интересная музыкальная драматургия. Если бы Шостакович писал ее специально для балета, она наверняка была бы другой, но это была музыка для большого масштабного спектакля, для фильма, и она была великолепна».

Помимо «Гамлета» Камковой, балет на музыку того же Шостаковича поставила в 1991 году балетмейстер Людмила Воскресенская. Назывался он «Размышления на тему. Гамлет».

Однако, помимо уже упомянутых постановок на музыку Шостаковича, можно назвать минимум три «датских» балета на музыку других отечественных композиторов. В 1942 году, во время второй мировой войны, насыщенный драматизмом и символикой балет «Гамлет» на музыку Петра Ильича Чайковского ставит в Англии балетмейстер Роберт Хелпмен. В 1971 году балетную миниатюру «Гамлет» создаёт нынешний художественный руководитель Государственного академического театра танца, народный артист Республики Казахстан Булат Газизович Аюханов - тогда ещё молодой танцор. Музыку к балету написала композитор Аида Исакова, партию принца датского исполнял сам Аюханов. Этот спектакль в то время побывал и за рубежом. И, наконец, «Гамлет, принц Датский» балетмейстера Анатолия Дементьева на музыку Реваза Габичвадзе, увидевший свет в 1982 году.

Так что «первопроходцем» Алексея Фадеечева явно не назовёшь.

Хотя надо отдать Алексею Николаевичу должное: он пошёл намного дальше предшественников. И дело не только в том, что его «Гамлет» - самый длинный из всех доныне существующих балетных спектаклей по шекспировской трагедии. Он поражает прежде всего своей музыкальной составляющей.

«Поначалу я связывал «Гамлета» с музыкой Густава Малера, австрийского композитора прошлого века, современника Шостаковича и Прокофьева, - признается Фадеечев. - Но идеального совмещения его симфонической музыки и шекспировского сюжета у меня не произошло. А Шостакович оказался наиболее подходящим для воплощения идеи».

Хотя насчет побудительных мотивов отказа от Малера режиссер, возможно, лукавит. Во всяком случае, именно на музыку Малера в Санкт-Петербурге недавно театр Бориса Эйфмана поставил балет… «Русский Гамлет» - о судьбе царевича Павла, сына Екатерины Великой. И в ростовском, и в питерском спектаклях художником выступил Вячеслав Окунев. Так что не исключен «раздел музыкальных сфер влияния». Фадеечеву достался Шостакович, что символично: ведь, когда на экраны Советского союза вышел фильм «Гамлет», Дмитрий Дмитриевич находился как раз в Ростове на фестивале «Донская музыкальная весна».

Как бы то ни было, главный балетмейстер Ростовского музтеатра утверждает:
-В моём балете нет ни одной ноты, не написанной Шостаковичем. Мне удалось логически увязать в целостное полотно музыку Шостаковича к вахтанговскому «Гамлету», фрагменты Первой, Пятой и Десятой симфоний, балетов «Светлый ручей» и «Болт», музыку к трем кинофильмам - «Гамлет» Григория Козинцева, «Зоя» и «Пирогов».

Если быть совсем точными, увязывать пришлось заслуженному деятелю искусств России Александру Гончарову - доценту Ростовской консерватории, дирижеру музыкального театра. И далось это нелегко. Ведь необходимо было состыковать немыслимые вещи: веселую музыку, написанную Шостаковичем в 1932 году по заказу Николая Акимова, который поставил комедийного «Гамлета» в театре имени Вахтангова (где маленький принц-толстячок смахивал на Винни-Пуха), и мрачные темы к знаменитому козинцевскому фильму с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Добавьте вальсы и фокстрот для джазового оркестра, а особенно - балет «Болт» 1931 года с феноменальным либретто: «Пьяница и прогульщик вставляет в механизм станка болт, бдительность комсомольцев предотвращает взрыв; вредитель разоблачен». А что? Гамлет в роли стахановца-стакановца - весьма органичная находка. Ведь в конце сцены встречи с папашей-призраком принц громко восклицал:

Полозья века потеряли колею -
Но я опять в пазы его вобью!

Слава Богу, вовремя проявил бдительность комсомолец Лаэрт…

В общем, пришлось решать музыкально-кулинарную задачку высшей сложности. Хотя, по мнению многих музыкальных критиков, Гончаров решил её с блеском, составив причудливый паззл. Ноты некоторых произведений пришлось специально выписывать из фондов Шостаковича. На всякий случай получили разрешение вдовы и детей композитора.

«ПРИЗРАК-ДВА», ИЛИ «ВИЗИТ ПОСЛЕ ПОЛУНОЧИ»
Либретто для ростовского «Гамлета» сочинил Николай Оганесов, известный в Ростове автор детективов. До этого он уже «отлибреттировал» балет «Ромео и Джульетта» (вообще-то планировали ставить «Доктора Айболита», но, как резонно заметил главный балетмейстер, «Ромео и Джульетта» - это несколько переосмысленный «Доктор Айболит»). А кому же выступать соавтором Шекспира в кровавых триллерах, как не сочинителю ужастиков «Визит после полуночи» и «Доктор по имени Смерть»? Мало того, Оганесов выступил как «автор адаптированных стихотворных текстов» (так значится в либретто)! Подправил Шекспира рукою мастера…

Да, в ростовском балете время от времени звучат известные монологи - хотя и изрядно кастрированные, в том числе знаменитый «Быть или не быть?». Но этим не исчерпывается новизна подхода. Например, Офелия, красиво отбивая чечеточку на манер Любови Орловой из «Цирка», поднимается по лестнице на пьедестал и… почему-то вешается, а не погибает в бездне вод.

Вторая часть балета разворачивается на новогоднем маскараде, куда принц втаскивает труп Полония, как Санта-Клаус - святочный подарок. В сцене дуэли Гамлета с Лаэртом последние так увлекаются, что на сцене образуется гора трупов из придворных, наблюдавших за поединком.

Короче, как незадолго перед премьерой Фадеечев и обещал журналистам: «Вы увидите балет, где все несчастны и даже мертвы». Так и напрашивается аналогия с одним из персонажей комедии «Баня» Владимира нашего Маяковского: «Когда мы умирали под Перекопом (а многие даже умерли)»…

Зато Розенкранц и Гильденстерн в финале остаются живы. И тут уже впору вспомнить уничтоженное Юрием Олешей продолжение «Трёх толстяков», где на место пухлых диктаторов приходит ничтожный учитель танцев Раздватрис.

Хотя, если честно, нашего искушённого зрителя такими фортелями уже давно не удивишь. По большому счёту, нынешний марлезонско-ростовский балет можно назвать скромной вариацией давнишней студенческой песенки, сочинённой в начале 50-х годов прошлого века Владимиром Шрейбергом, Алексеем Охрименко и Сергеем Кристи:
       
И ходит ГамлЕт с пистолетом,
Всё хочет кого-то убить,
И стоит вопрос перед ГамлЕтом:
Быть или не быть?

ПАЛАТА НОМЕР СЕМЬ
Столь необычная трактовка сюжета потребовала особого оформления. Поначалу заслуженный художник России Вячеслав Окунев честно пытался ограничиться пошлым замком Эльсинор. Но под влиянием авангардной атмосферы перешел к конструктивизму, создав три башни в стиле хай-тек, разъезжающиеся модули, бешеную игру цвета и света. Как заметил Фадеечев, декорации создавались в начале года, когда произошёл скандал вокруг выездной парижской экспозиции Третьяковской галереи. Видимо, не случайно в одной из балетных сцен телохранители застывают в позе целующихся милиционеров.

Единственное, на что не хватило смелости главному балетмейстеру, так это отдать свое детище на откуп ростовской труппе, которой исполнилось в этом году всего семь лет. И на премьеру в конце мая, и на нынешний спектакль 25 октября он пригласил танцоров Большого театра. Заслуженный артист России Юрий Клевцов исполняет роль злодея Клавдия, Александр Смольянинов - Гамлета, солистка Большого Виктория Литвинова - Офелию… Хотя, думается, со временем ростовчане сумеют их заменить. Возможно, уже в следующем году, когда создатели «Гамлета» планируют представить его на «Золотую маску».

А там и до зарубежных гастролей рукой подать. Во всяком случае, музыкальный консультант Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» Кейт Херберт, видевшая балет, сказала, что это «чистый Шекспир», которого должны увидеть в Европе, особенно в Англии. По ее мнению, Шекспир прочувствован очень точно, а решение — неординарное.

Что-что, а неординарные решения на Западе любят. Вот бывший редактор Казахского телерадио Юрий Егоров рассказывает:
«Был при рекламе «Гамлета», итальянцы сделали из Шекспира порнуху: «Е..ать иль не е..ать? Вот, в чем вопрос». Рекламировали без многоточий».
Так что забугорный успех ростовскому "Гамлету" обеспечен.

В этом смысле вспоминаю недавнюю беседу с Данилом Корецким, автором знаменитого "Антикиллера". Данил Аркадьевич рассказал, как бился он с режиссёром Егором Кончаловским, который пытался всунуть в экранизацию "Антикиллера" воров-педерастов, карликов и драматическую встречу двух евреев у синагоги: один - сотрудник СОБРа, другой - бандит. Корецкий сумел защитить нравственность российских угловников от грязных поползновений. В результате - фильм провалился на международном фестивале.

-А будь там пидоры, уродцы и еврейские страсти, "Антикиллер" бы наверняка какой-нибудь приз отхватил, - уверен Данил Аркадьевич.

Возможно, нечто похожее подразумевал и балетмейстер Фадеечев, когда заявил:

-Мне нужно было расставить акценты зрительского восприятия таким образом, чтобы он испытал шок. Традиционный балет не в состоянии вызвать эти эмоции.

Судя по присуждению звания «Человек года», с задачей Алексей Николаевич справился на отлично. Шок таки был. Точнее, шок и трепет, как сказал бы известный любитель трагических постановок Жора Буш-младший.

Но матёрый человечище на этом не остановится. В одном из интервью отчаянный балетмейстер решил замахнуться на Антона нашего Чехова:

-Не за горами 150-летие Чехова. И мы обдумываем постановку балета по одному из его произведений. Пока совершенно точно одно: это будет не «Чайка» и не «Дама с собачкой» — таких спектаклей и так предостаточно! И точно не «Палата №6» (смеётся), не трагедия, не кошмар… Скорее, что-нибудь весёлое, доброе. Или мелодраматичное.

Действительно, зачем ставить «Палату №6», если вы её уже представили на суд зрителя, Алексей Николаевич? Нет уж, никаких повторений! С нетерпением ждём «Палату №7»…