Мое письмо в Ватикан

Владимир Кошкин
       Я подчеркивал и повторю сейчас: я не верю в жизнь после биологической смерти. Но многие миллионы людей верят в это. На этом постулате основаны без исключения ВСЕ религии. Есть ли возможность подвергнуть проверке эту исключительно важную гипотезу? Будучи научным работником, я полагаю, что любая гипотеза должна быть подвергнута проверке, которая может быть осуществлена при соответствующей постановке эксперимента. Сохраняется ли «нечто» после ухода из земной жизни? Есть ли контакт между умершим и оставшимися жить? Ответ на этот вопрос важен не только для религий и философий. Вопрос о существовании после земного бытия – самый главный для бытия земного. Ответив на этот вопрос, мы примирим науку и религию. Ответив на этот вопрос, мы умиротворим человечество. Можно ли ответить на этот вопрос? Есть идея, как попытаться найти ответ.
       Я привожу без комментариев (в переводе на русский язык, разумеется) текст письма, которое я направил в Ватикан, в Папскую Академию наук.

ОБ ИДЕЕ ПОПЫТКИ НАЙТИ КОНТАКТ С УШЕДШИМИ ИЗ ЖИЗНИ

Я хочу обратиться к Академии Наук Ватикана с предложением, которое может показаться неожиданным.
Должен, прежде всего, заметить, что я атеист, и a priori отношусь скептически к возможности какого-либо существования после биологической жизни. Но я научный работник, и считаю, что любая важная гипотеза требует экспериментальной проверки, тем более, столь исключительно важная, как гипотеза о возможности бессмертия души. Я считаю также делом моей чести сказать заранее, что мое обращение с предложением такого эксперимента именно к католической церкви не является свидетельством того, что я предпочитаю эту конфессию какой-либо другой.
Но есть действительно важные причины моего выбора. Академия Наук Ватикана, насколько я знаю, стремится к взаимному пониманию Веры и науки и не только не отвергает, но поддерживает теологические интерпретации научных результатов, так же как попытки научных толкований тех или иных постулатов религии. Вот почему я обращаюсь именно к Академии Наук Ватикана с предложением эксперимента, который принципиально немыслимо, как мы увидим, выполнить без привлечения очень большого числа участников, искренно заинтересованных в получении общего результата. Я не знаю никакого другого сообщества, которое обладало бы таким единством, основанным не на императиве внешней власти, но исключительно на императиве совести каждого.
Идея эксперимента возникла несколько лет назад. Ее авторы: ныне покойный выдающийся ученый, обладатель многих титулов и наград в области химии, известный писатель и мой ближайший друг профессор Юрий Фиалков вместе с автором этого письма, который все еще жив…
Прежде чем изложить идею эксперимента, должен заметить, что скептическое отношение науки к огромному количеству несомненно искренних свидетельств контактов с умершими связано с невозможностью воспроизвести результат. Действительно, повторить взаимодействие живущего человека с ушедшим – по крайней мере, на уровне современной науки - невозможно при любой постановке опыта. Все-таки, есть возможность количественного эксперимента, который дает надежду сделать выводы объективными. Эта возможность связана со статистикой, разумеется.
Вот идея эксперимента.
КТО-ТО ИЗ БЛИЗКИХ УЙДЕТ ИЗ ЖИЗНИ РАНЬШЕ ДРУГИХ. Это естественно. Группа достаточно хорошо знающих друг друга людей ДОГОВАРИВАЕСЯ заранее о возможностях коммуникации, о «сигналах» от того, кто уйдет ПЕРВЫМ. Мы не можем даже предположить, КАК осуществляется такой контакт, если он действительно возможен (при проблематичности самого существования источника информации после жизни). Поэтому каждый в группе договорившихся заранее в обусловленный день недели ЗАПИСЫВАЕТ В СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ тот сигнал из числа обусловленных, который, как ему (ей) показалось, он (она) восприняли. Можно сопроводить эту запись комментарием или не сопровождать, но при любых обстоятельствах никакого заданного алгоритма общения не предполагается. Какие «сигналы» могут быть обусловлены заранее? Например, «север – юг – запад – восток», или т.н. карты Зенера, или «вправо – влево – вперед – назад», или какой-либо другой набор символов. Каждый участник эксперимента записывает тот или иной ВЫБОР, который может быть прокомментирован или остаться без комментариев, но НЕПРЕМЕННО должен быть зафиксирован на персональном сайте этого участника и на сайте группы, к которой он (она) принадлежит. Записи могут быть кодированы, если кто-либо не хотел бы предавать гласности факт своего участия в эксперименте.
Получение достаточно большого массива данных позволит провести их корреляционный анализ (по той или иной схеме совпадений) и выделить те из групп, в которых коэффициенты корреляции окажутся значимыми.
Конечно, будут проанализированы также средние коэффициенты по всей совокупности групп, но реальный интерес для исследования представят те и именно те группы, которые выявят высокие коэффициенты (если, конечно, таковые обнаружатся). C этими группами следует продолжить работу по специальной программе.
Принципиально важно: если корреляции не будут обнаружены, это не станет свидетельством отсутствия жизни души после смерти ее земного носителя. Это будет означать только, что нам не удалось найти адекватный способ коммуникации. Но если корреляции обнаружатся, ЭТО БУДЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ НАЛИЧИЯ ФЕНОМЕНА.
Этот эксперимент, как Вы видите, исключительно масштабный. Я не имею возможности выполнить его своими силами и силами моих друзей, конечно, и поэтому предлагаю провести его совместно с Академией Наук Ватикана. Буду счастлив, если это сотрудничество состоится. Конечно, детали эксперимента должны быть подробнейшим образом обсуждены, прежде чем он будет поставлен.
Я уверен, что такой эксперимент не нанесет ущерба Вере – вне зависимости от той конфессии, к которой принадлежит верующий человек.
С уважением
Владимир Кошкин,
профессор, физик

       По прошествии двух лет я получил ответ. Мне написали, что Академия наук Ватикана поддерживает только те исследования, которые осуществляются в ее учреждениях.
       Что ж, жаль. Может быть, когда-нибудь кто-то возьмется за это богоугодное (?!) дело… Мне уже поздно – начинать. Готов быть одним из участников эксперимента – по ту сторону.
       .