Басурмане

Сак Тан
Еще Геродот – отец истории, писал не только о греках, но и об остальной части мира, называя скифов – скитами, рассказывая об этих кочевых племенах, и о том, что в их среде жили скиты – земледельцы, землепашцы, упоминая их ареал обитания и Днепр.
Ведь кочевой образ жизни, его культура, начиная с древних тюрков, в том числе и скифов, где- то с VI в д.н.э, на протяжении всей своей истории изменялся. И вполне возможно, что эти земледельцы вели не совсем кочевой, а полукочевой образ жизни, переходя на оседлость.
Везде в степях, ставших потом намного и намного позже южнорусскими, в Крыму, Причерноморье, Кубани, Украине, Днепре и на Дону жили кочевые древнетюркские племена. Имевшие отношения с греками, персами, культурой Междуречья – шумерами, Урарту, и они никак не могли являться варварами. Их потомки стали басурманами, уже потом, за счет гладко писанной «выбритой», можно сказать, подкрашенной истории России и Европы. Они расселялись во всех степных зонах, в том числе и в суровых условиях степей центральной Азии, Монголии и Сибири, они соответственно становились и суровыми воинами.
История переплетается везде, выходцы Алтая, Алатау и Каратау, а затем Монголии и Центральной Азии расселялись по всем степным просторам, рекам и морям. Переселения бывали многоэтапными и многовекторными, как и история великих переселений народов, во главе с гунном (хунном) – кипчаком Аттилой.
Преодолевать расстояния на друге – коне, в тысячи и тысячи километров, для них было образом жизни, как и войны и тяготы – реальной действительностью времени. Набеги их были столь стремительны и неотразимы, но в то же время древние тюрки были людьми чести и толерантны, как их народы. В историю тому есть немало свидетельств. Быть именно такими им помогало Тенгрианство, вера в единого бога Тенгри, ровесника Будды. Они мирно соседствовали с угорскими, славянскими и другими племенами, жившие в лесах. И соседи становились под их знамена! Да, да – знамена, имевшие символы, в том числе равносторонние кресты.
Это потом у христиан они стали другими – вытянутыми. Они создавали государства волжских булгар, Хазарию и Болгарию, Хунгарию (Венгрия).
Как и Киевскую Русь до IX века истории. До IX века, Русь еще не была Русью. А кем она тогда была?! И при чем тут тогда варяги?! История заходит столь далеко, и говорит об этом столь сложно. Как и в средние века, часть тюрков, но уже огузы стремительно взяли Константинополь и проявили терпимость к церквям и памятникам, не тронув их первозданную красоту. Они просто расселились там, превратив эти церкви в мечети. Это происходило и на Руси, когда тенгрианские храмы превращались в православные церкви (М. Аджи), как и Аттила, покорив Рим, выслушав монахов, не предал вечный город разорению. Эти свидетельства – свидетельства толерантности, терпимости, великодушия, желания совместного проживания.
Была такая история, помимо истории войн, битв и разорений. Следует об этом помнить.
Когда маленькому Пушкину няня Арина, прямой потомок кипчакских кровей, рассказывала истории и легенды своих предков, то их предания удивительнейшим образом были воспроизведены потом в его стихах, став уже достоянием русской литературы. Где влияние далекой кипчакской культуры несомненно! В древнетюркских эпосах, как и в казахских жырах, батыры или богатуры действительно “растут не по дням, а по часам”!
Страна «Дешт-и-Кипчак» имела огромные степные просторы – реки, озере и моря. Центральная Азия была его сердцевиной, т.е. Казахстан, Туркмения, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан были его частью, как и составной частью великого Турана и Туркестана.
Кочевники жили и на Дону, и на Кубани, и на Волге (Едиль). Примеры истории бывают разные. Есть свидетельства великой любви к свободе – как кипчаков так и казаков, так и казахов!
Например, кипчаки по договору с грузинской царицей Тамарой отстаивали свободу и независимость Грузии, выполняя роль регулярных войск, и благородные потомки должны помнить эти усилия, давшиеся нелегко. И часть кипчаков осталась в далекой стране.
Кипчаки воевали не только за свою собственную свободу, но и за независимость других государств. Как казаки – потомки кипчаков, а не крепостных крестьян, дрались за свою собственную свободу! И лишь потом царствующие особы заключили с ними мир и соглашение, чтобы они были «рекрутами» русской армии.
Да и история Казахии – прародины всех древних тюрков, в том числе тюрков- монгол, складывалась нелегко. И встреча казаков и казахов , скажем на Урале, где течет река Яик, была уже встречей других составляющих этих народов. Все возвращается на «круги своя». Но до этой встречи были еще саки Семиречья, если снова заглядывать в глубину истории.
Предполагается, что слово «кассак» (лысый сак) трансформировалось в «казак» и «казах».
Это у нас были лысые и полулысые прически, с закрученными на макушке хвостами и косичками, и без них. Торчала только бровь «кас».
Потом наступила история тюрков- монгол. Мы- тюрки были монголами, а не нынешние монголы, мы расселяли эту страну, и говорили на тюркском языке, а не на монгольском. Мы оставили гордое имя «монгол» (могол) этой стране, когда нынешние монголы, или скорее их предки расселяли только северную часть своей страны, и говорили на тюркском языке и верили как и мы – богу Тенгри.
История переселений, переправ- это тоже наша история.
Переправы на Днепре, Дунае, Волге, Яике. Мало ли было таких переправ. Зачем нам ворошить историю?! Но иногда приходится ворошить эту историю, чтоб восстановленная память начинала работать на наше общее будущее!
Я не претендую на труды историков, моя ипостась- это поэзия, она тоже имеет свое назначение и познания.
И знаю точно что слова «атаман», «хорунжий», «есаул» имеют тюркские корни, а значит, произошли от наших корней. Казачий язык Шолохова, «Тихого Дона» - это тюркско- старорусский язык!
И нам казахам – наследникам древнетюркского, кипчакского, чагатайского языков, у которых один корень и одна история, нельзя отказываться ни от своего языка, ни от своей истории, ни от своей культуры. Это последнее, что я пишу как бы в предисловии этого своего стихотворения.

Автор

***

Слово казак, как возможная древнетюркская форма этнонима это слово в свое время привлекло внимание ученых А. Маргулана, В. Юдина и др. «Существительное каз; образовано от глагола каз;зан – «добывать, приобретать» с помощью суффикса –аз ; и означает «добыча, приобретение», а также «тот, кто добывает», т.е. «добытчик».
Близко к этой трактовке и толкование слова русских ориенталистов: «удалец, вольный, разбойник, бродяга». Очень удачно перевели это слово русские летописцы – половец (полов- польское «добыча», лов- болгарское «добыча», русское «ловец»). Так они называли западных кыпчаков.
Одно из загадочных свидетельств об этом, не дошедшее до наших дней, было в поэме Фирдоуси (Х – ХI вв.) «Шахнаме», где рассказывалось о Казах- хане и народе казак, который был известен своими разбоями (А.Левшин, А.Вамбери, В.Радлов и др.). Ему вторят более поздние авторы, неизменно отмечавшие воинственность тюркских казаков.
Весь парадокс слова «;каза;» заключается в том, что название сословия и имя народа сосуществовали в течении веков, и «первые» казахи появились задолго до образования первого Казахского ханства. Но по мере потери воинственности казахи стали забывать и сокровенное значение своего имени. Со временем они стали производить его от синтаксически неверного словосочетания «казлар;» (лебеди). Еще некоторое время дух казаков- добытчиков, которые «длинным копьем и острой саблей» добывали славу великих воинов, жил в душах казахов. Еще некоторое время имена Чингиз- кагана и его потомков хранила Степь. Но в XIX веке с этим было покончено.

Дастан Ельдесов

***

Казаку Громову Валерию Леонидовичу


Мы есть – казах,
а вы сейчас -
казак,
вы может были
скифские
крестьяне?*
Не крепостными
 были вы. ардак*
И вовсе были
братья –
не славяне!
И ваши корни
эти
с басурман*,
Такие вы
крестьяне
и славяне…
Мы вместе
в прошлом
Скит*и Сак*, казак
А в прошлом
называлися -
кипчак!*

И Дон течёт
как прежде,
и   теперь,
И ты казак
истории
поверь.
И эти сказки -
вовсе
не бурда,
Стояла там –
кипчакская
Орда!
За сказкой правда
прошлого
и пыль,
Там, вырастая,
гибла
дальше быль.

И сказки все
рассказывать
Арине*,
И было ей
совсем - совсем
легко.
И сказки все
кипчакской
старины,
Стать русскими
велели
и легко

И вырастал
кудрявый
арапчонок*,
Чтоб воспевать
потом,
свою страну.
Он славный был-
не русский
он ребенок,
Чтоб сказывать
про русскую
войну!
И он узнал
те сказки
басурман,
И русским стал
воинственный
Руслан!*
Из богадура*
вырос богатырь,
и там:
Он рос,
как тюрк*
по дням и по часам.
И стал потом
воинственный
батыр*,
Русланом
стал он
 - богатырь!

Не очень пахла
Русью
та земля,
И со стариной
такая
вот судьба.
В Европу Петр
вырубал
окно*,
И вместе жить
нам было
не дано!

И мы давно
совсем уже
не те,
И стали мы
страной уже
другой.
И вы другими
стали впрямь
теперь,
Не новой ты
истории
поверь!

И вы – казак,
и я теперь –
казах,
А в прошлом
называлися
кипчак.
Врастали мы,
кольчугами
в седло
И не за славу
вовсе
воевали,
Мы воевали
за свободу
стран,
При всем при том
свободу мы
спасали!

И счастьем было
в битвах
умереть,
И не за свои
мы умирали
земли
Переиначивать
историю
не сметь!
Века ушедшие
нас помнят
и поныне.

Ведь и по нашей,
может быть,
вине
Они живут
сейчас
в своей стране.
И было много
защищенных
стран,
Что вспомнят,
может,
этих басурман!
Хазария, Огузия,
Хунгария*,
кипчаки,
Неведомы им
подлости
и страхи.
И как могли
грузины
позабыть*,
Что предок наш
сумел их
защитить?

Дерутся с братьями-
абхазами
теперь,
Какой же в них
вселился
зверь?!
Хотя с другими
жизнь
соединить,
Но в памяти
нетленна
дружбы нить!
И из могилы
дух царицы*
встанет,
Чтобы вернуть
утраченную
память.
Царица
не потерпит
этой свары,
Нужны ль
грузинам
новые удары?

И мы давно
совсем уже
не те,
И стали мы
страной
уже другой.
И вы другими
стали
впрямь теперь,
И этой ты
истории
поверь.

И вы – казак,
и я теперь –
казах,
А в прошлом
назывались мы
кипчак.
Мы жили там
где Дон течет
теперь,
И жили мы
не только
на Дону…
И ты истории,
казак, своей
поверь,
Ведь я пишу
про это
не в бреду.
И эти сказки –
вовсе
не бурда,
Стояла там
кипчакская
Орда!

Из памяти 
встаёт
она,
Встает
седая
старина!
И мы ушли
за Волгу,
за Урал,
Чтоб нас потом
никто
не притеснял.
И вместе были
Скит и Сак,
По сути
близкий нам
казак.
С ним в прошлом
вместе были мы
кипчак!

Но к Яику
пришел
казак другой*,
И вновь мы
спорили
с судьбой-
Не избежали
драк
с тобой.
Пришел казак
к нам
на Орду и Стан*,
Мы снова вместе
расселялись
там.

Своя мечта
была у нас
с собой,
И к ней стремился
мой народ
родной!
Свободу
встретить
на реке другой*
И на реке
мы находили
брод,
Свободу ведь
любили
мы с тобой!

И по реке
с конями
надо плыть,
С конями вместе
плыли
за мечтой.
И сколько было
этих
переправ…
А прошлого
никак
не изменить!
В истории
 – ты прав
или не прав,
Неправду тут
никак
не подменить!

Правители
лукаво
исправляют,
Историю
из-за кулис.
Бог знает,
что в нее
вкрапляют,
И не краснеет
почерневший
лист…
И нам хорунжий
и есаул
знакомы*,
И вы любили,
может,
барымтачить*.
Скакать любили,
тоже
с ветерком…

Но мы давно
совсем уже
не те,
И стали мы
страной
уже другой.
И стали вы
другими
здесь теперь,
И ты истории
казак своей
поверь!
И вы – казак,
и я теперь
 – казах,
А в прошлом
назывались мы
кипчак!
Мы в прошлом
вместе -
Скит и Сак,
Судьба одна –
казак
или казах…
Былое
оживает
на глазах!
Вы поменяли
Тенгри
на Христа,
Мы поменяли
Тенгри
на Ислам.
И вы блаженны,
значит,
во Христе,
А мы совсем
блаженные
не там.

Какая разница –
Христос
или Ислам?
Ведь бог един
бывает
в небесах.
Спасенья ищем
в вышине,
лишь там:
-Храни нас вместе,
Боже,
во Христе,
-Храни нас вместе
бережно,
Аллах!
О, касиетті кудірет,
сакта бізді,
сакта!*


2006год.


*упоминание Геродотом – отцом истории в районе Днепра скитских (скифских) крестьян позволяет думать, что так и было. Они жили не только на Днепре.
*С басурман- имеется в виду, что ваши корни ведут к нашим корням, к «варварам»
*Культура и Скифов и Саков тесно сплетается между собой, характеризуется звериным стилем изделий и украшений.
*Кипчаки племенной союз, создавший свое государство Дешт-и-Кипчак.
*Едиль- Волга. Старые названия русских рек Итиль, Ильмень свидетельствуют об их тюркской основе. Итиль – есть Едиль.
адак, обращение к другу.
*Арина- няня А.С.Пушкина кипчакских кровей.
*Арапчонок- А.С.Пушкин.
*Имя Руслан, как и имя Темирлан, имеют тюркские составляющие, слово лан, означает- луч, свет. Скандинавское «ланд» и лан совсем не одно и то же. Если иметь в виду Ирланд, Русланд, Гренланд и т.д.
*Во всех старых тюркских эпосах о батырах, богадуры растут «не по дням, а по часам».
*Батыр – богадур- богатырь.
*Окно прорубалось не только за счет строительства кораблей и стрижек бояр, но и за счет «изничтожения» тюркского – басурманского прошлого России. Его указ гласил: «А басурман зело, тихим образом изничтожать», именно изничтожать(!) Значение Петра I в строительстве окна в Европу российской истории известно, но неизвестна другая история – тюркской составляющей этой истории. Не поэтому ли, до сих пор, потомков тюрков – осман, не хотят принимать в состав единой Европы, памятуя это прошлое. Лучше поселить в Европе негра и араба, чем турка, хотя в Германии после войны это произошло
*Хазары, огузы, хунгары – хунны, всюду тюрки, всюду кипчаки.
*Именно кипчаки заключили союз с грузинской царицей Тамарой по защите ее рубежей от интервенции. И Абхазия, где базировались может быть кипчаки, а потом часть их осталась на этой земле, свидетельствуют о славном кипчакском прошлом.
*Дух царицы- дух Тамары
* «Казак другой» - это уже действительно другой, беспамятный казак, забывший о своем прошлом, полностью адаптированный в составе другого, русского этноса- сословия.
*Стан- Орда, место проживания, Родина.
*Переправа через Едиль позволила встретить свободу на реке Яик (Урал). Это образное выражение, ибо и до Едиля здесь проживали басурмане – предки казахов.
*Хорунжии, есаул, атаман – слова тюркского происхождения.
*Барымта – угон скота, в т.ч. и коней. Барымтачить – угонять.
*О, святая сила бога, храни нас, господи, храни! (каз.)



Картина:
гравюра «Донской казак«, Англия