Обзор стихов 1 раунда от Кости Сергеева. Часть 1

Новый Конкурс
Как и было обещано, предлагаю Вашему вниманию краткий обзор, стихов, выбывших после 1 тура. О победителях мы уже поговорили вдоволь, логично поговорить и о тех, кто уступил.
Предупреждение: данный обзор - не истина в последней инстанции, а всего лишь мой взгляд на конкурсные стихи. Возможно кому-то это поможет уменьшить число ошибок в будующем или правильнее выбирать стихи на конкурс. :)

Группа 1.

Айне Хэксе - Я шагну в слепой рассвет...
Главное достоинство этого стиха лаконичность, она же и главный тормоз в понимании того, что хотел донести до читателя автор.
«Прошлой жизни листопад/Скоро канет в Лету,/Не свернуть теперь назад,/Не представить смету.» - О чьей прошлой жизни говорит автор? О своей, тогда это о реинкарнации. О природе, тогда непонятно, кому смета нужна? В-общем, в этой строфе лишнее слово либо «прошлой», либо «листопад».
«Погребет недавний твист» - боюсь, танец трудно закопать, если даже «нашу песню не задушишь, не убьешь!» :)
Последняя строфа под стать первой, то есть очень туманна. Все это, наряду с простой рифмовкой сущ. и прилаг. ухудшает впечатление о стихе. Легкость есть, ясность полностью отсутсвует.

Старый Пилигрим - «рыцарь»
Повествование о загадочном рыцаре написано с изрядной долей пафоса и массой поэтизмов вроде «извилистость путей», «плода науки», «ковчег судеб». Язык стихотворения устарел лет на 100, как минимум, при этом ощущения, что данное произведение — стилизация, не возникает. Рифмы местами очень слабы: «проклятья-счастья», «коне-земле», но главный недостаток в том, что читатель так и не поймет, о ком идет речь в стиховторении.

Ковалева Елена - «Скрипка»
Без особых изысков, но и страшных недостатков тоже нет. Возможно из другой группы оно вышло бы дальше. Рифма грамматическая в большинстве своем + очень неточная «скрипка-притихли». Стихотворение легкое, светлое по наполнению, автор получил радость от него - ну и слава Богу... Я тоже в накладе не остался! :)

Карен Черепова - «Надвигается беда»
Без прочтения первоисточника, стихотворение понять в принципе невозможно (один только яндекс знает, что такое «калиоп»). Я его не читал, поэтому стихотворение для меня полностью лишено смысла. По технике: «метле-тьме» - бедная рифма, «карусели» в коде зависли без пары, «тыща» и «мильон» — неуместные стяжения, повторы слов («крадутся»), отдельные сбои ритма, три последние строки выбились из размера. Очень невыразительно и неряшливо.


Группа 2.

Занзибар - «Расплата»
Стихотворная «страшилка», либретто триллера. Невыраизтелен лирический герой, как и его окружение. Что-то слишком гротескное.
 Технически исполнено на достаточно неплохом уровне, кроме пары моментов: «колени-время», «пропасть-плащ» - слабая рифма, дважды «сквозь» в одно строфе. Не всем по душе мрачность с пафосной концовкой, наверное это и повлияло на оценку стихотворения.

Тамара Семенова - «Последнее слово»
Эмоционально. Лично. Глаголы в рифмах и не совсем точная концовка — единственные недостатки.
«Спазмами горло как обручем сжато,
Но не прощающим – просто прощальным» - вот эти строки достойны похвалы, но их всего 2 на 12! :)

Светлана Илларионова - «Вот и кончилось твое лето...»
Стихотворение интересно построением с использованием цезуры, обеспечивающей чеканный ритм. Рифмы приемлимы. Сбоит логика:
«Отлетало соловьем где-то.» - соловей в роли певца понятен, в роли летуна смотрится дико.
Концовка слабая: глаголы в рифме, путаница со словом «судьба», фонетическая трудность «ссудьбой».

Эсминец - «Твои глаза»
Тема затерта до дыр, исполнение её не спасает. Первая строка вгоняет в ступор: «В твоих глазах рассвет/По утренней заре.» - рассвет по заре = забег по бегу. Несусветица.
Очень бедная рифмовка, неоправданный переход с мужской рифмы на женскую и далее на дактиллическую — это всё устранить невозможно. Действительно, самое слабое стихотворение 2 группы.

3 группа.

Серебро-Серебро - «Я донашиваю последнюю из ночей»
Яркий пример того, как неуклюжая форма может погубить на корню любое содержание. Ритмически все очень сложно, понять задумку автора мне не под силу. Почему одни строки рифмуются, а другие торчат обрывками? К чему относится «И за ней...»? Кто такая она?
В-общем, в таком виде это похоже на поток сознания, причем поток слишком сумбурен, чтобы простому смертному, не психоаналитику, его понять. Отсюда, и такие оценки от простых смертных. Не Сафо! :)


Туманная Я - «Я сумасшедшая, ты - тоже псих!»
Стихотворение оправдывает свое название, исполнено неплохо, но очень разношерстно: две строки хорошие, две проходные в рифму.
По технике несколько бросающихся в глаза моментов: «имела-вены» - не рифма, «ими» вместо «ними» в 4 строфе, «вводу».

Юрий Дэлуна - «Включите тучи в грозовую сеть!!!»
«забытья — орда», «венец-сеть» - слабые рифмы, «каккто-то» и «ядодна» - фонетические шероховатости. Однако, не смотря на перечисленные огрехи, стихотворение достаточно интересное и оригинальное.

Вероника Двинская - «Забыть всё...»
Тема вечная. Личное, женское. Автор рассуждает вслух, но читателю здесь места не уготовано. Слабые рифмы: «синева-земля», «тоска-сама», «судьбы-миры» в концовке вообще губят оную. Кроме этого, в стихотворении из 8 рифмопар — 4 одинаковых. Тоже нехорошо.

Группа 4.

Мельник Анастасия - «Сиреневым потоком малиновых мыслей...»
Можно было назвать стихотворение и «Вишневым потоком карминовых мыслей», сути это не изменило бы. Без первой строфы и с переделанной второй, стихотворение наверное заняло бы место повыше. Но первая строфа ужасна: здесь и цветной поток цветных мыслей и перековерканный амфибрахий и полностью выпадающая из размера 4 строка. Дальше стихотворение потихоньку разгоняется, но первое впечатление уже испорчено безвозвратно...

Валерий Алешков - «Из прошлого»
Стихотворение крайне слабо технически. Слабо до убогости. Рифмы грамматические, местами переходящие в полное отсутствие. В первой строфе — плеоназм «белый ватман, чистый лист», сомнительный неологизм «копьист». Но самые сильные перлы ждут читателя дальше: «черкну разрезы глаз и брови», «Изящным пальцам дам свободу», «Рта улыбнешься уголком» даже комментировать нечего. Такой вот неудавшийся Пигмалион-Пикассо у автора между строк. Ужас! :)

Карен Хачатрян - «Две Сестры...»
Серое стихотворение. Где-то рифмы недостает, где-то слишком просто и аляповато («земля» — «на земле» в 1 строфе, три «-ой» в 4 строке 2 строфы и т.п.). Чаще всего на разжевывание очевидного автор выделяет целую строфу. Строф — 5, но их легко уложить и в 5 строчек.

Ирина Волокитина - «Прекрати на меня смотреть...»
Штампы, штампы и штампы... От «опустевшего мира» до «поросла травой тропа» нет ничего авторского. Рифмы — под стать, то есть очень избитые. Увы!



Группа 5.

Любовь Шлегель - «Согрей»
Есть строчки, нет автора. Стихотворение как-будто составлено из обрывков множества других, написанных женщинами о любви, давно и не очень. Много штампов и в рифме и в оборотах.

Николай Андриевич - «На излете лета»
«лета- зенита» - совсем не рифмуется и не созвучно. То же самое и с «светло-колесо». Много глаголов, Бога надо с большой буквы, наверное. Образ «колесо жизни» не вписан, а впихнут. Пожалуй, только финал исполнен хорошо, но этого недостаточно...

Надежда Ручеек - «Я носиком уткнусь в твое плечо»
Насколько теплое и светлое это стихотворение, настолько избитое и узкое, почти интимное. Такие стихи наверное лучше показывать только их адресату.

Марк Гербери - «НАЗОВИ МЕНЯ»
Достаточно гладко и чисто, этих двух компонентов не всегда хватает. Из недостатков отмечу странную схему смены рифмовки с женской на дактиллическую и невнятный рефрен с «именем». Рефрен есть, а тема не развивается, не усиливается эмоционально.
«Смерть легка, словно жизнь без бремени
В безысходности и вне времени.» - в этой паре строк сбой ритма, должен быть анапест (--/ --/ --/), на деле имеем (--/ --/ -/ --) третья стопа анапеста заменена на ямб.

Группа 6.

Скрудж - «Кувшин»
Хорошее стихотворение, честное слово! Замечательный подбор слов, плавное звучание. Но два момента убивают впечатление: «на крае» вместо «на краю» и пропущенная рифма в концовке, снижающая её звучание.

Томилова Галина - «Пошли мне, Боже, благодать»
Хорошая молитва, но стихотворение посредственное, всецело балогадаря сплошной грамматической рифме. Я искренне полагаю, что молитвы не должны выходить за пределы обращений к Богу, это очень интимное дело, если стихи, то не молитва, а о молитве - никакой конкретики...

 Просто Рокер - «Рассуждение о слове»
Стихотворение очень искусственно. Рифмы примитивны и притянуты («больно-сольно»), обороты истоптаны: одна «правдивая ложь» чего стоит! :) Финал заставляет задуматься: «о чем это автор»? и, самое главное — «зачем»???

Маркъ Эрольдъ - * * *(Бывает, нет слов, чтобы снова писать...)
Грамматическая рифма с обилием глаголов и строчки подогнанные под рифму мешают рассмотреть в этом стихотворении то малое, что написано от души и не вопреки здравому смыслу. Неоправдано чередование “Бывает так” и “Как странно-горько” и т.п. Ритмически очень неровно.

Группа 7.

Евгений Вухан - “Памирская вишня”
Стихотворение последовательно и понятно, однако технически исполнено не очень.
Первая строфа насильно разбита на строчки с неудачными разрывами между подлежащим и сказуемым. Во второй строфе неудачная аллитерация “ресницу
куста в кисти” превратилась в скороговорку для развития дикции. В третьей строфе ударение в слове “клубЫ” падает неправильно на первый слог (согласно ритму стихов). В последней строфе последняя строка выпала из размера.

Владимир Игнатьевых - “Одесса - мамочка”
Наверное это – песня. Как стихотворение данный текст не смотрится в виду особой лексики и очень простой, почти народной, рифме. А еще стихотворение узко и для того, кто не был в Одессе, не даст никакой пищи для ума или воображения. Туристический буклет, в котором какой-то хулиган закрасил все картинки, оставив только сухое перечисление людей и мест.

Вадим Бертье - “Макрель, тунец и капитан”
Стихотворение не выстроено логически, как началось, так и закончилось. При этом, для финала автору не хватило одного слова, которое прошло в сноске! Приём шикарный! На этом находки заканчиваются. :)
Никак не верится в продвинутость капитана, сочиняющего сонеты о звездном небе, непонятно какой такой рубашкой укрыл рассвет историю ЛГ и т.д... Многовато ляпов на одну квадратную строку... :)

Анатолий Зайцев - “Я беремен романсом.”
Опрятное стихотворение в целом. Рифмовка простая, иногда банальная. Размер выдержан Идея – одна, изложена ясно. Особых недостатков нет (кроме рифм и пары ритмических сбоев вроде “пОка”и 4 строки 3 строфы), достоинств – тоже не вижу. При хороших раскладах стихотворение могло бы пройти и дальше.

Группа 8.

Марк Дубинский - “Тебе”
Стихотворение представляет из себя сухое перечисление различных вещей, правильно согласованных по родам и падежам, чтобы было в рифму. Именно грамматическая рифма и перебор существительных сводит на нет все попытки читателя (меня в данном случае) увидеть здесь не бесформенную массу чувств и воспоминаний, а философскую картину.

Александр Якунин - “Мечта”
Скромное грустное стихотворение. Многовато местоимений – вот всё, что могу приписать в недостатки. Однако, данный недостаток говорит о бедности поэтического языка, что само по себе очень немаловажно.

Вадим Соколов - “Уснули старые квартиры”
Без рифмы остались слова “ситро”, “благовест” - это результат кривой строфики. Переход к стандартным “абаб” в середине стихотворения непонятен. Финал приятный.

Эльдорадуга - “В грозу”
Неплохой эксперимент и задумка интересная, но такие места как “водя – Ной” - не понимаю, зачем, просто кич, не более. Шифруется – из другой пьессы слово, здесь неорганично. “на сумки дне” сливается до нечитаемого “насумкидне”. В целом, стихотворение могло пройти и дальше по сетке турнира.

продолжение следует...