Поэт Лидия Григорьева о Светлане Кузнецовой

Александра Плохова
ПАМЯТЬ

«БЕССЛОВЕСНАЯ НАША СЛОВЕСНОСТЬ…»
(Из Литературной газеты, апрель 2004 г.)

14 апреля этого года исполнилось бы семьдесят лет замечательному русскому поэту Светлане Кузнецовой. Шестнадцать лет назад она умерла в московской больнице, не приходя в сознание, после тяжелейшей и, к сожалению, неизбежной операции.
Этот факт надо отметить особо, ибо в одну из крупнейших антологий русской поэзии ХХ века (под редакцией В. Кострова) вкралась досадная ошибка. Там написано, что Светлана Кузнецова «покончила с собой в своей московской квартире». И хоть многие знают, что это не так, да только ещё более «многие» могут запомнить о поэте эту горькую неправду.
Горькую да не злонамеренную. Потому что «описки и оговорки» согласно учению о психоанализе не бывают случайными. Все обстоятельства жизни и творчества Светланы Кузнецовой, казалось, могли привести её именно к такому трагическому сведению счётов с жизнью. Но не привели, потому что счёты с жизнью она сводила в своих стихах, что ещё более усложняло не просто личную жизнь или судьбу, а так называемый творческий путь незаурядного поэта.
Она дебютировала в шестидесятые. Могучая волна всеобщего интереса к поэзии подняла и её, уроженку окраинной, золотоносной Сибири. Подняла, да так и хочется сказать, что вскоре «больно уронила».
Её стихи заметили и полюбили не только читатели, но и мэтры. Её стали печатать в столичных изданиях, в альманахе «День поэзии». Потом она и сама, вслед за стихами, переехала из Иркутска в Москву, поступив на Высшие литературные курсы.
От её стихотворных строк веяло необозримыми заснеженными просторами, в них были первозданная свежесть, необузданная дикая сила и безудержная жажда не просто свободы, а воли, в её опасном для тоталитарного общества понимании.
Смеюсь и падаю на белые,
На очень белые снега.
Всему, что делаю и сделаю,
Я говорю: «Закон – тайга!»
С таким независимым характером и в жизни-то непросто, а не то что в ограниченной «разрешёнными дозволенностями» тогдашней литературе. После первых книг, принятых литературными «авторитетами» ещё достаточно тепло и благодушно («Проталины» (1962), «Соболи» (1965), «Сретенье» (1969), «Забереги» (1972)), последовал негласный запрет на её творчество, и до следующей её книги «Гадание Светланы» (1982) она десять лет пребывала в забвении. С голоду ей не дали умереть – давали переводить с подстрочников поэтов национальных окраин советской империи. Переводила она столь блестяще, что один из этих поэтов даже стал лауреатом Ленинской премии.
Тогда же – в начале семидесятых – я и увидела её впервые в Доме литераторов, на большом вечере поэзии. На сцене царили властители поэтических дум тех лет, среди них были три поэта женского пола, блистательные и знаменитые. А Светлана Кузнецова, которую я узнала по портрету в одной из её книг и стихами которой была очарована, сидела в зале среди зрителей, словно бы сама была не поэт. Она поразила тогда меня своей величавой красотой, великолепной осанкой, гордой посадкой головы, над которой стояло золотое сияние её волос, взбитых в воздушную копну по прихоти моды.
«Сидящая в зале»… В то время как другие царят на авансцене эпохи... Увы, именно это стало потом метафорой её судьбы на многие, как оказалось, годы. Причины же этой ситуации не в каких-то конкретных житейских событиях или обстоятельствах. Да, говорили, что она поссорилась с влиятельнейшей литперсоной, «имперактрикс» от литературы, или якобы дала публичную пощёчину литературному «гертруду» (Герою труда то есть). Да мало ли кто из литераторов в те годы «нарушал» или бузотёрил! Не всех ссылали при этом «в зал» – до литературных седин. Тут есть другая разгадка. Осмелюсь высказать своё предположение.
Книга Светланы Кузнецовой «Гадание Светланы» в начале восьмидесятых всё-таки, вольно или невольно, но стала литературным событием. Раз уж её издали, «допустили» до читателя, то не заметить и «замолчать» её было нельзя. Появились статьи. В те годы я была дружна со Светланой особенно близко, потому что она, и это следует вспомнить, старалась помочь мне, автору первых, искорёженных несправедливой редактурой, поэтических книг, «войти в литературу». Так это тогда звучало: словно бы ты хотел попасть из прихожей – в бальную залу или из предбанника в моечный зал, где обитают только «чистые поэты», а «не чистых» не пускают на порог. А вдруг помоются и станут чище чистых!
Она была членом приёмной комиссии Союза писателей и помогала не только мне, но многим и многим, прошедшим это литчистилище. То, что я была принята единогласно, во многом её заслуга. Пусть и другие благодарно помянут эти её некорыстные благодеяния…
Появилась и в тогдашней, достаточно официозной, «Литературке» мягкая, осторожноодобрительная статья известного критика, литературного ровесника Светланы, и даже как бы её давнего приятеля (тем не менее не упомянувшего её ни разу в предыдущие годы). Я тут же позвонила ей и радостно поздравила. «Чему ты радуешься? – сказала мне она. – Перечитай внимательней!» – и повесила трубку.
Перечитала. И опять радость, оттого что «с любимого поэта снята печать запрета», затуманила мне глаза. Ну что такого, подумаешь, в том, что он после нескольких похвальных фраз всего-навсего посоветовал ей поменять «трагическое мировосприятие» на более оптимистическое. Критик ведь, вот и критикует!
Не то и не так думала сама Светлана Кузнецова. Трагическое восприятие было её органикой, самой природой и сутью её неординарного таланта. И это отмечали такие разные поэты, как Александр Межиров или Юрий Кузнецов. Я сама и слышала, и читала их признания в том роде, что именно поэтому она поэт, а не поэтесса, как многие.
Поменять мировосприятие значило перестать быть именно таким поэтом, а скорее всего, даже вовсе перестать быть поэтом. Стать никем, выровняться по поэтическому ранжиру. Она никогда не шла ни на какие даже более мелкие компромиссы. Одно слово – «гордячка» и другое «сибирячка» объясняют многое.
И всё-таки поэтическое бытие и бытование иногда подпитываются надеждой на то, что, когда набирается некая сумма деяний ли, творений, поступков, любое профессиональное сообщество, как бы ни упорствовало в заблуждении и непризнании оных, вынужденно будет рано или поздно считаться с конкретным художественным «мировосприятием».
И Светлана Кузнецова вышла-таки из зала на сцену. Но всего за полгода до своей скоропостижной смерти. И опять я стала невольным свидетелем, на этот раз её запоздалого триумфа. При мне к ней подошёл важный чин и устроитель всяческих международных мероприятий и пригласил на литературный фестиваль в Болгарию. Это был большой прорыв – до этого она была беспросветно невыездной…
За этим приглашением стояло признание её права на свой собственный поэтический мир, живущий по законам её поэтической вольницы («закон-тайга»).
В перестроечные годы её стали, наконец-то, обильно и много печатать толстые журналы. Вернее, стали не просто печатать, а даже зазывать печататься. Как тех, кто всегда был не на сцене в свете софитов. Если уж «Огонёк» Коротича не пожалел для её «Русского венка» целую полосу… Простые полевые цветы волей поэта стали носителями многих смыслов и поэтических обобщений («Незабудки», «Мак», «Богородская трава»). А то и символами жестокой эпохи, как в стихотворении «Васильки», где все понимали, что речь тут идёт о наших солдатах, гибнущих в Афганистане, о чём тогда вслух не говорили:

Синие рубашечки
Во зелёной ржи.
Синие фуражечки
Строем вдоль межи…
…Василёчки-цветики
На родных пирах.
Синие беретики
Во чужих мирах.

Жизнь как когда-то в самом начале творческого пути одарила её литературным признанием. И тут же оборвалась. Но забвение – страшнее смерти. Стихи Светланы Кузнецовой ждут своего переиздания и перепрочтения. Они, в отличие от человека, обладают возможностью возрождаться и восставать из пепла. Русская литература очень богата на такие обнадёживающие примеры.

Лидия ГРИГОРЬЕВА*


 
  * Стихи поэта Лидии Григорьевой :http://www.stihi.ru/avtor/lidagrig