Эмоции - обзор стихов от Лёли Булатовой

Новый Конкурс
Не совсем внутренний монолог, или Эмоции, эмоции, эмоции…


Это даже не обзор. Точнее было бы сказать – вчепятления. Совершенно искренне скажу – не считаю, что они много кому интересны. Может быть, кому-то они интересны лишь с той точки зрения, что - «ааааа, вот Лёля и прокололась, вот тут она чушь несёт, тэкс-тэкс-тээээкс, на дыбу!» J))))))))))))))))))


Ну это я так, отвлекласьJ


Раз вчепятления – конструктив не обещаюJ За разочарование – простите.


Итак, сразу поясню: сей опус писался в процессе пролистывания списка стихов. Самого первого тура. Останавливалась я лишь на тех стихах, которое меня так или иначе (+ или - ) зацепили.

Осталось сказать банальное, но искреннее «без обид», и – поехали.


Алекс Денадьев, «Прелый шорох листопада». Уровень на фоне – весьма. Вот «сучьи будни»… Не знаю, может быть и к месту, но уж очень выбивается, на мой взгляд. С другой стороны – что-то вроде резкого взбрякивания (не знаю, как там по-умному?:) яркий аккорд?:) )на фортепиано после ровно льющейся мелодии. Может быть, и дисгармонично, зато встряхивает… тонизирует.


Евгений Авакумов, «Март». Вот честно – с первого раза не восприняла. Перечитываешь – начинаешь осознавать, что – одно из лучших. Понимаю, что воспринимается многими не очень из-за своеобразно-хулиганистого «посылает на…» и вообще сниженной лексики типа «прём»… Но тут, на мой взгляд, всё работает на настроение. Отдающее оптимистичной безысходностью. Всходящие на эшафот дворники вот кстати, да. Тут вопросы возникали… Не помню, если честно, пояснение Евгения, но представляю – помашите-ка в 5 утра тяжёлой от снега деревянной лопатой… Что-то от Сизифа Камю уже получается… Осознание неизбежности и победа над судьбой…


Татьяна Комисарова, «Знаки препинания». Стихо ровное, хотя и несколько пресно, но вполне грамотно сработано. «День на Патриках молод и розов» - замечательно, вкусная строчка, запоминающаяся. Живая.


Карен Черепова, «Надвигается беда». Бредеврально – однозначно. Зато не банально и не тухло.


Светлана Илларионова, «Вот и кончилось твое лето...».

Вот и кончилось твое лето.
Отлетало соловьем где-то.

И как людям эту андреегубинскую и димобилановскую попсятину писать не надоедает?


Гена Антошкин, «Сегодня я покину». Очень и очень достойное стихо. Острее, чем рокфор – находка. И, знаете, воспринимается на ура благодаря многозначности слова «острый». Цепочка ассоциаций – острый сыр – острый холод – холод до боли – острая боль. Душа и сорочка – тоже хорошо, не случайно же «душа нараспашку» - первоначально о расстёгнутом вороте рубашки (сорочка то бишь мужеская…) Ещё сорочка – в которой рождаются…. Отдельные щасливцы…

Пока другие ей не одичали – да, «ей» ошибка, правильно – «ею». Но! Мне вот тут подали любопытную мысль… может быть, можно одичать кому-то…. Ну, как надоесть…. Понятно, что тут явно не то, но всё одно интересно – переосмысление некоторое привычных отношений между явлениями нашей жизниJ.

Все эти дни, стоящие вверх дном,
Не стоят ни внимания,ни пульса.
Очень.

Почти афоризм.


Серж Савельев, «Улететь бы вместе с журавлями...» Про стихо в целом промолчу – Серж и сам оценил его невысоко. Один момент:
 
Чтоб начать всю жизнь опять сначала,
Чтоб любить не в клетке, а на воле,
Чтобы выбирать свои причалы,
Чтоб конём резвиться в чистом поле!
 
Улететь, чтоб крылья не немели…


Здорово, правда?:) Герой так и не может определиться, птичке ему хочется уподобиться или коню… Причём как-то странно…. То о коне, то – про немеющие крылья… О Пегасике стихо, точноJ


Саша Химкинский, «Философская песня». Очень. Завершённое, логичное (логика образов, где-то я об этом уже говорила). Интересный ряд вышел с «годами золотыми», местами градационный. «Всей роднёй отпетые» - игра значениями – отпетый хулиган, отпевание церковное… Напластование. Хм, а ведь хотя значения и разошлись, первоначально-то явно от церковного пошло… Оба-на, изобрела велосипедJ Спасибо, надо у Фасмера справиться. «Пылкое злорадство» - тоже, кстати, очень. Зримо.


Туманная Я, «Я сумасшедшая, ты - тоже псих!» .Из-за названия ожидала чего-то неординарного. Оказалось – просто неграмотное стихотворение, коих, увы, на Стихире немало.


Юрий Дэлуна, «Включите тучи в грозовую сеть!!!». Стихо, конечно, слабое, но вот эта строчка хороша. Казалось бы – элементарно: ну тучи, ну гроза, ну молния, ну электричество. Но надо ж было это вот так связать. Словом. Как сказала однажды моя подруга: «Бывает, возьмёшь хорошую строчку, да и запоганишь её стихотворением».:)


По Валуа, «Ты помнишь тот город...». Вот специально влезла в Тындекс узнать значение слова «фрамуга» (каюсь, не знала). Надо же – к месту. Порадовало. А то стихирцы этим грешат – воткнут за-ради красного словца какую-нить…не знаю даже… ну, словом, нечто совершенно неподходящее. Сразу дед Щукарь вспоминается. «Астролябия ты моя!» Хорошее стихотворение, настроенческое такое. Знаете, почему-то советским чем-то отдаёт – в хорошем смысле. Представляется Одесса первой четверти двадцатого. Ну вот как-то так. Про ветхую посуду повторяться не стану. Жаль, портит впечатление. Аж обидно за стихо.


Сонин, «Пик тишины». Вы вслушайтесь-вчитайтесь в название. Пик тишины. Представляете? Это же до дрожи. Пик. Накалённое… Тишина ведь – как нечто ползучее представляется, обволакивающее (имхо). А тут – пик. Точка максимума. Тугой комочек пыли. Тугой. Это же что-то… абстракционистское (простите, я плохо разбираюсь в живописиL. Просто я однажды картину видела на местной выставке, называлась – «Зачатие», графика. А похоже было – крыски какие-то мелкие из кулёчка вываливаются. Ну, абстрактный цинизм такой. По Довлатову.)

я-язык ворочающийся еле
надтреснутого колокола.
Отлично. И удивительно – как? Как человек мог увидеть это, сотворить, создать? И – одновременно – как можно было не увидеть и не написать этого раньше… Вернее – описать. Поэзия – это же не что, а как. Что – это он, она и луна, как сказал кто-то, по-моему, Мандельштам. Как – вот в чём искусство. Найти уникальное воплощение «он-оны-луны».

тишина есть способ избежать лавины
так тореро уходит от рогов быка.

Это же вообще…. Кстати, рифма… всё же Облака, не облакА, да? Но всё равно хорошо.

Ужасно жаль, что стихо вылетело так рано.


Вечер Расцвечённый, «Твой образ опять мне чудится..».


«СтрогИ очертанья Абриса…» Абрис – это и есть очертания.
 


Мелькор, «ничего говорю ничего ничего ничего». Мне сказали (не о Стихире речь), что здесь налицо элемент подражания. Вот честно скажу: в поэзии 20 века не сильна. Поэтому – насчёт подражания не знаю. Могу лишь оценивать с помощью общеэстетических критериев. По мне так – одно из лучших. Не буду построчно, не хочу и не буду. Лишь одно: «хорошо что есть воздух из воздуха делают ветер». Знаете, Мелькор… Бог-демиург… Художник-демиург… Почти наверняка у вас не об этом, а вот у меня у вас – об этом.


Надежда Ручеек, «Я носиком уткнусь в твое плечо». Это можно отослать любимому в смс или аське, можно написать в открытке. В сеть (даже в сеть!) подобное выкладывать нельзя. Ведь найдутся те, кто похвалит. О ужас.


Антон Прозоров, «Птицы Таллинна». Практически совершенное по построению стихотворение. И ведь ничто не смотрится чужеродно, вот ведь в чём закавыка! Учиться и учиться у Вас, Андрей. Думала, как лучше, может быть, «что б ни»? Вместо «что бы ни». Потом пришла к выводу, что Вы выбрали лучший вариант. Может, чуть и спотыкабельно, зато – звучит. Вообще очень звучащий стих, с удовольствием перечитывала его вслух.


Марк Гербери, «НАЗОВИ МЕНЯ».

Поцелуй обжигает укусом,
Отдавая неведомым вкусом.


И её изумрудные бровиииииии…. Не к ночи будь помянутоJ


Неразговорчивая, «Припасть к тебе...»


Я не буду приводить здесь всю дискуссию со Степом на страничке «Сетевой поэзии». И продолжать её не буду. Но «любовь – презумпция покоя» для меня по-прежнему звучит как «и падает стремительным домкратом».
 


Алекс Гриин, «Север Италии, причальные сваи Венеции». Замечательное стихо, может быть, несколько вторичное по отношению к Бродскому, но всё равно красивое. Полсапога до Рима, передозировка столетий… Вот только единственное:


 
Смотрю на талию
Проплывающей мимо, как по волнам невесты,
Подозревая, какую б устроил я ей баталию…

- не совсем внятно. Речь о девушке? С запятыми в сравнительном обороте неладно, это затрудняет восприятие. Да и про баталию – не самый удачный образ, внутренне не вполне мотивирован, мне кажется. Если, конечно, речь не об изнасиловании идётJ.


Вадим Бертье, «Макрель, тунец и капитан». О. О. О!! Удивительно – встретить на Стихире, да ещё и на конкурсе, стихо в кэролловской традиции. 5 баллов. Жаль, конечно, что по тематике не проходило. Хорошее стихотворение.


Игорь Гонохов, «ЗРЕЛОСТЬ». Вообще-то не люблю я стихи пейзажно-ностальгически-рефлективной направленности. Не люблю. И по настроению (чисто субъективно – видимо, возраст не тотJ ), и потому, что нередко они прямо-таки забиты наискучнеееейшими многовековыми штампами. Знаете, что-то вроде «Паду ли, стрелой пронзённый…» Пушкин же был тот ещё остростебистJ. А вот Ваше стихотворение, Игорь, объективно хорошо – раз, понравилось Вашей покорной – два. И слог, и размер (и правда что-то такое к античности, как заметил Игорь Царёв), и…. настроение, что самое главное. Ну, не хочется после этого пойти и застрелиться, понимаете? Хочется налить чаю с сушёной земляникой… сесть на веранду на дачке (Эх, найти б её ещё гдеJ )… Самое главное – стихо без претензий на, хотя если бы эти претензии и были, они, скорее всего, были вполне обоснованны. Но без них стихотворение – в ещё более выигрышном положении.

И последнее. «Ветер последние листья на сливе развеял» - абсолютно никакой двусмысленности (как указывал один из рецензентов, простите, просто не помню, кто).


Олег Анс, «Строчка».


Кому-то скажешь-творчество,
Лукавишь про рождение.
Ты строчку не выдумывал,
Её удочерил…


Казалось бы, энная версия о таинстве творчества. Но последние строки цепляют.


 
Алекса Пожарская, «Осень с перцем».


Много я уже об этом стихо писалаJ. Ну если коротко: стихо явно претендовало на оригинальность, и претензия эта оказалась вполне обоснованной. Необычный подход, адекватное подходу воплощение. Звукопись в сочетании со смешением лексики разных стилей. Умелая цитация («Летние ссоры людские «исперчены»)
вносит дополнительный элемент игры (а я, думаю, не ошибусь, если скажу, что на игре построено всё стихотворение), углубляет стихотворение, создавая второй план его восприятия. Словом – замечательно, стихо вполне достойно финала, я думаю.


Молчанов Виталий Митрофанович, «Кроха».

Вот она, псевдофилософия, ещё и не в самом ужасающем своём варианте.


За дверь любопытная кроха
Шмыгнула на солнечный праздник.
Закружит ее суматоха.
Завертит веселый проказник.


Ну кто бы сомневался, что у слова «праздник» рифмой будет стоять «проказник»….


Вопрос лишь один: как это стихо перешло во 2-й тур?


Крестьянка-Барышня, «Задористое». Притомилась я говорить о достоинствах этого стиха, тем паче что главным образом приходилось доказывать, что они у него в принципе есть. Так вот, моя позиция неизменна: очень хорошая стилизация. Потворюсь :да-да, стилизация может быть хорошим, более того – СА-ио-сто-я-тельным произведением, противоречие тут никакого нет. Лермонтов, Блок, Некрасов. Самое главное – не переиграл автор с атрибутикой, всё адекватно и достойно. В том смысле что – никаких падающих домкратов J.
 


Дмитрий Артис, «Хорошо началось…» Необычно, ярко, достойно. Легко, как ни странно – нет вымученности и, хотя со мной могут и не согласиться, нет выпендрёжа. Стихо воспринимается очень естественно, несмотря на внешнюю «навороченность» образов. Именно внешнюю, поскольку внутренняя логика присутствует в каждом из них. Игра формой не лишает стихотворение смысла, а углубляет его. Или даже их. И смысл, и стихотворение.

Слово «петтинг» автору простить не могут, кажется, даже те судьи, кто оценил это стихотворение высоко. По-моему, его просто нельзя рассматривать вне контекста последней строфы.


разбежаться легко
ноготочком по клавишам:
я тебя не люблю,
ты мне даже не нравишься.
как обычно, к банальности
липнет патетика.
в западании клавиш
есть что-то от петтинга.


Мне кажется, всё тут обоснованно и логично. Наигранность, подмена реальности виртуалом, искусственное стимулирование эмоций. Ложь.

Моя интертрепация, конечно.


 
Григорий Кардыш, «Мы идем в Вальпараисо. Cтаринная песенка китобоев».


У мыса Горн всегда холода,
зато кашалотов - тьма,
и самое время прийти туда
пока не вернулась зима !
Самое время поднять якоря,
любимый Бордо, адью !
Чтоб не пропала бутылка зря -
- ее за тебя допью.


По-моему, кто за кого допьёт – всё ясноJ Герой стиха за друга, к которому он обращается. Приём такой художсный. Одновременно герой обращается и к читателю – тем самым сокращая расстояние… Это тож художсныйJ


Чем разделывают кашалотов – не в курсе, возможно, и правда логически-фактическая ошибка (у Кардыша, напомню, ножами).


В целом же стих хорош, как ни крути. В особенности ещё и тем, что это – стих определённой…нет, не направленности….нет, не традиции…. Скорее жанра… но тоже неверно…. Ролевая лирика… перевод… всё это интересно. Но главное достоинство стиха – его «атмосферность». Такое стихо могло было быть включено в какой-нибудь приключенческий роман 19 века. Или в современный фэнтэзийный. Словом – весьма.


Елена Санникова, «Закат дрожит полоской узкой». Игриво, легко, интересно, хотя и не без огрехов. Например, рифма «вправе-разве».

Что это было, искушение?
Влияние недобрых чар,
Болезнь, рассудка омрачение
Или небес минутный дар?
Если честно, тут бы я взяла стяжённую форму – омраченье, искушенье (тут, кстати, снова рифма не очень – грамматическая).


В целом же – очень хорошее впечатление.


Лиза Волкова, «ПРАВО БЫТЬ РАЗНЫМИ». Да, не самое сильное стихо. Но игра с формой, и не просто с формой – формой слова, хотя бы и попытка такой игры, мне, как филологу, импонимрует.


Как мы запутались
Разными грязными,
Грозными, слезными,
Тленнобумажными,
Свеженавозными
криками-воплями,
Бредомаразмами...
 
Сдохли,сражаясь за право
быть разными...


Концовка, опять же. Знаете, без претензий, но ведь, в некотором роде – философия….
 


Юрий Соловьёв, «Мой Храм». Слабое, но выспренное стихотворение. Отвращающее сочетание. Штамп на штампе, иногда не к месту.


Хоругви тихо плещут за спиной –


Хоругви используются для крестных ходов, если что. В церкви они «плескать» не могут (уф, опять штампы…).

Поражает самомнение героя: «С престола Бог беседует со мной…»

Некрасиво, не по-христиански, если уж на то пошло. Это раз. Два – если уж на то пошло, Бог редко обращается к простым смертным напрямую. И очень часто «глас Божий» (случаи, когда люди слышат якобы голос самого Бога) – бесовское наваждение. Дьявол обращается к гордыне человеческой, даже… выдавая себя за Всевышнего.

Но это я так. Отвлеклась. Одним словом – стихо активно не понравилось.


Наталья Тихоненко, «Сокол». Обратно неясно, как стихо прошло дальше первого тура. Ни мысли, ни выражения. Глагольные рифмы, слова-затычки.
 
 


Нью-Эвелин, «Безразличие». Красивое, хотя и холодное несколько (впрочем, возможно, тут дело в оправданном названием подбором тропов).

Слов несказанных позвонки,
Друг за друга зайдя, не хрустнут. – слова-позвонки. Очень интересно.
 


Парамон Перегрин, «ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ БЫТИЯ».


На мой взгляд, стихо ниже каких-либо критериев художественной оценки.

Я вот всё думаю: человек, который берётся за такие глобальные философские темы….он ведь должен быть…. Очень… смелым. Знающим. Что такое бытие? Оооо…. Даже великие употребляли это слово с величайшей осторожностью. А тут – бравенько так, маршево: бы-ти-ё!бы-ти-ё!

А в чём суть-то стиха, объясните мне? В том, что нужно смотреть на жизнь оптимистично? Что этот мир прекрасен? О будущем? А автор уверен, что писать об этом – это писать о бытии?


Первая строфа с подгонкой рифмы «вопия» - настоящий перл. Цитировала много кому. Вот, вот именно это тот случай, когда использование слов другого стиля абсолютно неоправданно и порождает комический эффект. Это, а не случай с «Задористым».


Ибо нет во Вселенной такого,
Что не может не быть Бытием.


Степ прав. Не может не быть =должен быть. Должен быть бытием. Смысл: нет во вселенной такого, что может быть бытием. Так что же хотел сказать аффтар? Сие тайна великая есть.


Вот как-то так. Сильно не бейте.