Крылатое имя

Варвара Скобарка
КРЫЛАТОЕ   ИМЯ


ВАРВАРА  СКОБАРКА


Посвящается Дню Ангела
и Святой мученицы Ларисы*
(Готфской, около 375г.н.э.)
8 апреля,
второму после Благовещения
и ПАСХИ (в прежние времена),
а также дню Собора
Архангела-Благовестника
Гавриила!

иллюстрация - икона мч. Ларисы

Предисловие

Полёт над землёй только в детстве во сне-
И то не заоблачный - грезился мне,
Боюсь высоты, если нету опоры,
И бедного сердца биение скоро…

Но именем мне крылья чайки даны-
Душа замирает от ветра волны!!!
Пусть страх охраняет меня от падений-
Мой Ангел - Хранитель, а предназначенье-
Поэзия - чтоб БОГУ-СЛОВУ служила
И дар, словно крылья, вовек не сложила.

А силу и смысл чтобы слог не утратил,
Есть Ангел МОЛЧАНИЯ…
Тоже крылатый!

*Лариса (греч.) - чайка



*  *  *


Был Словом Божьим* мир сей сотворён
И словом от Адама наречён
И каждый зверь, и птица, и родник,
И Океан огромный, и тростник.
Всю сотворённую Вселенную назвал
И имя Праотец всей твари дал**…

Смысл в слове, как алтарь, святящий храм.
Все с трепетом внимали именам.
И времена сменялись, и цари,
Но даром имени не говорить***
Был мудрых сердцем праведным совет,
И смысл имён в молитвах был воспет…

*  *  *

Усилий потратив немало,
Корабль довести до причала
И с миром вернуться домой
Из плаванья хочет любой…

Над морем в неспешном круженье
Их крылья вселяют надежду,
И шторм морякам предвещает
Отлёт к побережиям чаек...

*см. Бытие, гл.1, Евангелие от Иоанна, гл.1, стихи 1-5
**см. Бытие, гл.2, стихи 19-20
***в древности не произносили вслух имя Бога, чтобы не прогневать Его и не умереть, а имена свои и близких держали в тайне от чужих, чтоб не навредили злые люди.
В имени, по убеждению наших предков, заключена существенная информация об именуемом, за использованием которой тщательно следили.


*  *  * 


Где море было главною дорогой*,
Добравшись до родимого чертога,
Их сладким** именем любимых называли
За верность и терпение в печали.
Напоминали крылья чаек лёгких
Жён руки в путешествиях далёких.

Лариса – город в Греции приморский,
И им гордится этот полуостров.

Но речь я повела не ради птицы
Иль города, а в имени девицы
Разумной и простой хочу понять я
Предназначение, а не проклятье…

В моих словах ты не ищи подвоха:
Об имени не рассуждая плохо,
Заметила я тень пренебреженья
К нему в художественных представленьях.***
И стало так досадно и обидно:
Клеймо стоит –
Кому должно быть стыдно?!!

*Греция – полуостров, связанный сухопутно лишь на севере с Европой, основные торговые пути пролегают морем
**мне встречалось толкование имени Лариса, как «сладкая». Думаю, оно не противоречит значению «чайка», ибо услада сердцу - весть о доме
***всё чаще героини фильмов с таким именем, по замыслу авторов, злокозненные стервы или истерички. Жизнь нас убеждает в обратном: Лариса Голубкина (в честь которой родители назвали меня), Лариса Лужина, Лариса Удовиченко,  Лариса Долина, Лариса Рубальская и Лариса Вербицкая – достойные, прекрасные женщины.



*  *  *


Счастливая судьба тому изменит,
Кто дара Божьего в себе не ценит!*
И дело тут не в самолюбованье,
А в трудности последовать призванью.

Менять свою судьбу**
Способны люди,
Чьё сердце верой
Никого не судит…***

*  *  *   


Тщеславию и гордости не сродна,
Душа, как птица в небесах, свободна-
Жила, как пела, - тёзка и святая
Моя; как жить, мне явно открывая.
И каждый день простой ёё хранил
Размах Святых Архангеловых крыл!


Но вот беда - следов не сохранилось.
Всё житиё в три строчки уместилось…


*см. притчу о талантах в Евангелии… сам, не ленись, найди
**судьбы, как рока, неминуемого пути, в православном понимании нет. Судьба, как путь жизни, зависит от Промысла Божия и от свободы выбора каждого человека
*** «Не судите, да не судимы будете!» - слова Спасителя, а слово святых отцов: «В чём кого осудишь, в том и сам побудешь!», т.е., осуждая, рискуешь согрешить тем же



*  *  *

Четвёртый век от Рождества Христова.
В Европе проповедуется Слово
О Господе Распятом
И Воскресшем
По ученическим рассказам свежим.
Простых крестьян иль верх державной знати
Христос равно зовёт в Свои объятья!
Так много званых пировать во Духе,
Но мало избранных…
Христовы слуги-
Они оставили весь мир в покое,
Чтоб Богу послужить своей судьбою.
Не миновал бы мир
Последней Битвы,
Когда б не их
Усердные
Молитвы.

*  *  *
Не растекаясь мыслию по древу,
Рассказ я поведу про нашу деву…
Европы север готы* заселяли.
Их воины средь прочих выделялись
Задором, смелостью… при грабеже соседей.
Стремительны и яростны, как ветер,
Безудержны в веселье и суровы,
На подвиги, лишения готовы…


*готы (готфы) - группа вост.германских воинственных племён ,пришедших из Скандинавии и заселивших течение Вислы. В конце 2 в.под натиском северных соседей отодвинулись на юго -восток, до Северного Причерноморья, где смешались в нач.3в.со скифами и сарматами. С 238г.в союзе с др.племенами начали походы в пределы Римской Империи. В 271г. отторгли от Рима Дакию. К 4в. готы разделились на вестготов и остготов.



Как за деревьями не видно леса,
Их наслаждения манили лестью.
Пусть старики твердят, что всё пустое!
Соблазны жгут!
А слово - только слово…
Но видел Бог их искренние души!
Пришёл,
Воззвал,
И власть греха
Разрушил!
Как  - будто те же люди, да другие;
Их очи просветления просили,
Едва ушей коснулось жгуче СЛОВО,
И совесть больно сердце уколола.

*  *  * 
 
Власть Божьего глагола не земная:
Свободы подданных не попирает,
Но выбор каждый совершит делами,
На Божие призванье отвечая.

А выбор приходилось делать часто
Из-за гонений, скорбей и напастей!
Порой бывали мучимы до смерти…

Тут безполезны все земные мерки…

Как славно Бог
Одерживал
Победу
Терпеньем слабых,
Не предавших веру!!!


*  *  *
Была со всеми в храме на молитве
На праздник Благовещенья Лариса.
И лилия в руках у Гавриила*
Ей Весть Благую в сердце возвестила!
Дни праздничные, дни упокоенья
От тягот, от трудов и от пощенья.

*  *  *
Душа суровой северной природы
Готовилась к сей радости приходу:
Весенние цветы по бездорожью
Всех лилий Палестины** нам дороже!
Не я одна не в силах мимо них
Пройти, услыша, как ольшаник тих.
Подснежниками украшая храм,
Я, кажется, внемлю и тем векам…
Слов незнакомых в тёплом ветре отзвук-
И вот, нездешний я вдыхаю воздух!
Душа к душе - связь невесомой стрункой
Вдруг тянется, соединяя руки…
Лариса, я понять тебя пытаюсь,
Не подражать, а следовать стараясь.
У каждого своя стезя, я знаю.
Свой путь в твоём, быть может, угадаю?

*Гавриил - один из семи Архангелов, предводителей Ангелов, являвшийся во времена Ветхого Завета праведникам с извещением от Бога, открывший своим явлением Деве Марии Рождество от Неё Спасителя и Новый Завет.
**Палестина - историческая область между Средиземным и Мёртвым морями, «Земля Обетованная», завоёванная древними иудеями у филистимлян, от имени которых произошло название этой узкой полосы суши. Место событий подавляющего числа Книг Ветхого и всего Нового Завета. Лилия в Библии – символ чистоты и непорочности. Не случайно поэтому явление  Архангела Гавриила Божией Матери с лилией в руке и приветствием: «Радуйся!»


*  *  *
Однажды, якобы «духовный», кто-то
Сказал, что путь мучений беззаботный.
Мол, надо только муки потерпеть-
И в райских кущах с Ангелами петь!
Я не согласна: муки не спасают,
Когда душа- кимвал* , к любви пустая.
Потеря жизни - высшая потеря,
Но для любви и в ней приобретенье!
Недаром восклицает Павел** Богу:
«Пусть в Рай вовек я не сыщу дорогу,
Пусть в жутком месте вечно мучим буду,
Коль о спасеньи ближнего забуду!»
Но ведь не всем прилично наставленья
Давать другим для помощи в спасенье.
Иной примером служит доброй жизни
И славится не ложно - лишь на тризне.
Как в яркой рифме строчки окончанье,
К концу яснее видим мы начало.
*  *  *
Под снежной скрыто сердце скорлупой:
Порой не знаешь сам, кто ты такой,
Пока не явится судьба, срывая маски,
Рассудит жизнь - и только в ней подсказка!
Для каждого вопросы и билеты
Неповторимы. Общего ответа,
Как в тестах на ЕГЭ*** мы не найдём
И чистоты минувшей не вернём…

*кимвал - др.муз.инструмент, полый внутри. Св.апостол Павел сравнил с кимвалом души людей, не имеющих любви.
**Павел- апостол, призванный Христом после Вознесения. Был яростным гонителем первых христиан. Но, будучи поражён Богом слепотой, получил от Господа повеление идти к Его ученикам и после трёхдневного поста и молитвы прозрел очами телесными и душой.
***тесты ЕГЭ - контрольные итоговые испытания за курс средней школы, единый государственный экзамен.


*  *  *

Затянутого отступленья хуже
Совет лишь запоздалый - он не нужен!
Прошу простить за мой рассказ неспешный,
Но как о святости судить мне, грешной?!
Я поневоле при неярком слоге
Не первая взыскую аналогий.
Мне кажется, с весной живо сравненье,
Уместно и исполнено значенья.
Когда о Жизни Вечной стала речь,
Как из весны урока не извлечь!

*  *  *

Под снегом всё. Но белая равнина
Лишь до поры- до времени невинна,
Пока покрова не лишило солнце
Всё, что скрывал он, что наружу рвётся.
От тёплого от слёз дождя исчез
Холодный снег и обнажил разрез…
Прекрасно, если голубое око,
С земли на небо зрящее высоко:
Росу стряхнув с лиловых лепестков,
С утра подснежник бодрствовать готов!
Но накопилось на земле немало,
Что прямо только б устно и назвала…
У Павла есть название: «умёты»*!
Наверное, вступила я во что-то…
Мой дед говаривал со смехом - в ЭТО
Иль в партию - существенного нету
Различия, увы. Но всё же, должен
Быть каждый на дороге осторожен!

*умёты- отходы, нечистоты, фекалии. Св.ап.Павел в своих посланиях упоминает их в духовном контексте

И к партиям различным, помня это,
Я с некоторых пор индифферентна.
По-русски, просто, вовсе безразлична…
О личном я. Но, думаю, прилично
В раздумьях о своей святой и тёзке
Свой путь отметить,
Пусть и несерьёзно.

Все партии танцуют от условий,
А я, хоть и не рабствую сословьям,
Но думала всегда и утверждаю:
Земля по роду былие* рождает.
Пусть место не подходит, но спокойно
Льёт ароматы лилия достойно!
А райский сад от тлена не спасёт
Гнилой, смердящий, перезрелый плод.
Но всё меняет выбор - он за нами:
Благоухать ли добрыми делами
Иль изливать на ближних только смрад.
Ответь себе: какой ты жизни рад?!

*  *  *
Проснётся совесть- это не случайно.
То Промысел о нас и Божья тайна!
Увы, не все себя менять стремятся-
Им чужды все духовные понятья…

Рай на земле построить и в него
Загнать людишек, всех до одного!
А кто не понимает своё счастье,
Пускай ответит жизнью перед властью!


*былие - трава, растения. В Книге Бытия упоминается,
что всякая трава, которую Бог создал, сеет семя и рождает былие по роду своему, т.е. такого же вида.

*  *  *
А рай внутри у каждого из нас,
И власть земная Богу не указ!
Но слабость сильных мира даже в том,
Что Бога чтут оплотом и щитом…
СВОИМ.
А в оправданье крови:
«Я есть хочу!
Слабейший в том виновен!»*

*  *  *

Лицо держу привычно долу, ниц
И от КОГО-ТО слышу окрик: «Цыц!
Куды попёрла, баба?!
Ну, дела:
Что к носу ближе, то и понесла!
Где вдохновенье мысли, чувств полёт?!
Мелодики** в стихах - наплакал кот.
И в строчках, жаль, туманностей не очень…»
У греков стих был прост,
Порой лубочен***.
Лавровых дерзость ожидать венков-
Мне лишь бы приговор не столь суров!
Ведь участь части мира - жизнь и смерть…
И жить - призыв, и званье - умереть!
Вот почему мой монолог нескромный
Рассудит КТО-НИБУДЬ…
Дистанционно…

*сравни со строчкой из басни Крылова «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!»
**мелодика - фонетический строй стиха, его звучание
***лубок- простой рисунок, минимумом художественных средств выражающий важную мысль или показывающий важное событие. Лубочной называют работу, сделанную примитивно, грубо, применительно к пониманию простых неграмотных крестьян. Это ведь не всегда недостаток…

*  *  *
Я, в лучшем варианте, половина.
В мир вслушиваясь, слушаюсь мужчину…
Зачем? В минуты ясной тишины
Его раздумья тяжки и темны:
В них сложности на сложности умножит
И дух свой безысходно растревожит.

У истины простое выраженье,
А сложность - в нежеланье исполненья!
Не примитив, а разум «дважды два».
Чем простота страшнее воровства?!
Лишь тем одним, что, открывая правду,
Жжёт тех, кому её на дух не надо!
*  *  *
Пусть КТО-ТО в свист-
Я жду КОГО-НИБУДЬ.
Без суеты продолжу этот путь.
Нет, не надменно…
Просто я слаба
Доказывать сто раз
Про «дважды два»!
Дойти, не сбиться бы самой- ползком,
А не пытаться стать проводником!
*  *  * 
День Благовещения с Пасхой совпадал*,
Отдельно праздноваться позже стал!
И в понедельник, в Светлую Седмицу**
Встречаю снова в храме я девицу.

*автор не уверена в точной трактовке и историчности этих сведений, но эмоциональная окраска восприятия подсказывает, что их источник или источник убеждённости в их правдивости - проповедь или беседа с лицом духовным. В случае ошибки, простите и примите эту сюжетную линию, как мой художественный вымысел.
**Светлая Седмица - Пасхальная неделя, торжество Церкви, сопровождаемое колокольным звоном и др.


Здесь пышные уборы царедворцев
Рабам пасхальной радости не портят.
Царь - Божий раб, и тщится* быть угоден,
А верный раб о Господе свободен!
Земля и небо - мир и благодать -
Никто не в силах песне помешать!
Над всей толпой вслед Ангелам с Небес:
Христос Воскрес!
Воистину Воскрес!

История не сохранила точно,
Чем у кого наряд был оторочен.
Но у души отделки род другой-
Надежды, веры, милости подбой.
В таком весеннем благорастворенье
И воздух наполнялся дивным пеньем!
*  *  *
Но вдруг, среди пасхального канона
Шаги и конский топот легиона.
(В России, словно дежа вю** и эхо,
Отряд будёновцев к церквям подъехал.)
А дальше - всё одно, как в страшном сне…
И красной быть…
От крови
Той весне!***
*  *  *
Немеет слог, не в силах описать…
Душе безсмертной смерти не понять!
И память о виновниках утраты
Безславна, как «забвенье» Герострата****.

*тщится – устар. «старается»
**дежа вю (франц.) – устойчивое заимствованное выражение, выражает чувство уже виденной реальности (до действительно происходящего)
***святая мученица Лариса со всеми молившимися была заживо сожжена в храме
****Герострат сжёг храм Артемиды, чтобы прославиться, в наказание был высечен на камне приказ императора «забыть Герострата»

Кто кровь невинных пролил за победу,
Суда не чаял, что творит, не ведал!
И Павел в смерть Дамаску поспешал,*
Но христианка – каждая душа!
Избранника Бог встретил на пути
И, ослепив, духовно просветил.**

*  *  *

Порою кажется, нас Промысел отринул,
Коль допускает гибель душ невинных.
Глаза и сердце гневом пламенеют,
Уста для славы Божеству немеют,
В смысл страшной смерти ближнего не веря
 От безнаказанности изуверов…

Но время перед Вечностью – мгновенье,
А смысл откроется в любви терпенью…

«Врагов любить?!
Когда друзей не любишь?!
Быть праведным?
С волками волком будешь!»
Всё это рассужденья ослепленья
И страсть, дошедшая до исступленья…
*  *  *
Всё понимаю… И сама такая
Порой… Но Русь в стремлении святая!
Не потому, что праведны и зрячи,
А лишь за то, что ран своих не прячем
И не пытаемся ходить без зренья;
Наш вопль - о помощи и о спасенье!

*смотри прим. к стр.8, подробности обращения Павла
** смотри «Деяния» глава 9, стихи 1 – 30

*  *  *
Нам трудно веру вчуже сохранить,
Мучений не сподобившись вкусить.
У тех, кого на муки Бог избрал,
Свободный выбор веры не отнял:
Поверить обещаниям Льстеца*
Иль Богу всё ж предаться до конца…
Достигли вопли Божьего Престола –
В них лишь покорность,
А в упрёк-
Ни слова…

*  *  *
Ветхозаветные тельцы и всесожженья**
Угодны были Богу, как служенье.
Ни плоть, ни кровь,
Хоть в клочья истерзаем,
Не станут сонаследницами Рая.***
На самом краю жизни – смерти
Покорность- блаженная жертва.
Всё прах, всё сгорает и тлеет,
Лишь к Богу любовь пламенеет!
И, как отражение
И продолжение-
В добре ближний ближним
Любовь и служение!
Не в том ли секрет, что открыть я хочу-
О жертвенной помощи и палачу?..
Нет- нет, не напрасно нам Бог попускает:
И брата, как Каин, вновь брат убивает.
Живущим урок и от смерти прививка…
От смерти души,
Ведь земное так зыбко.

*Льстец- Дьявол, о нём сказано, что он ложь и отец лжи
**подробно порядок и характер жертвоприношений описаны в Ветхом Завете
***ап. Павел в своих посланиях утверждает, что ни плоть, ни кровь Царства Божия не наследуют

*  *  *
Пусть люди, покорные Божией Воле,
Оплёваны миром, мир дарят любовью!
Чтоб в Разуме Божьем
Смысл смерти найти*,
Со СВОЕУМИЯ
Надо сойти.
Мы в страхе, хоть воля свободна:
Нам жизнь положить надприродно!
Поэтому тех, чьею жертвой живём,
Героями иль дураками зовём.
Своя колокольня,
Рубашка своя…
Пусть кто-то другой, Боже,
Только не я!
Господь всех призвать обещает;
По силам иль сил посылает.
Но страстью влекомы,
И хочется нам
На ёлку
Залезть…
Ничего не содрав!

*  *  *

Над свечкою марево жарких молитв
Все язвы целит, все невзгоды палит.
Движение Крестного Хода.
Весна.
Оживленье природы…

Над храмом пылает костёр, как свеча.
Так вера святых до конца горяча!


*смысл смерти = смысл жизни. В православной традиции празднуют день преставления святых, как их рождение на Небесах. Смерть для каждого- рождение к Вечной Жизни, конец = начало.


В конец и начало
Безсмертия-
На Небо
Уходят
Отверстое!*

*  *  *

Кто тут победитель?..
А кто побеждён?..
Но смертью невинной
Мучитель смущён.
Победы добился…
Как-будто…
А в сердце-
Безумная смута!
Причина смятенья земным не ясна.
Жгут сердце, как угли,
Вражда и война!
поБЕДА-
виновница жертв и смертей…
В два- три поколения
СМЕРТНЫХ
Людей
Триумфы
Забудутся
Эти.

А
ПАСХА-
ПОБЕДА
НАД
СМЕРТЬЮ!!!

*отверстое - устар. форма, открытое

*  *  *

Едва пепелище остыло,
Раскрыла над братской могилой
Волной оперение чайка*,
И радостным пеньем встречают
День ВЕЧНОЙ ВЕСНЫ
Для взрастивших
Здесь сад
Стаи пташек,
Прибывших
На родину с дальней сторонки.
«ДОМОЙ!»-
Так поют они звонко!

*  *  *
ДОМОЙ предстоит нам вернуться;
Сердца лишь для этого бьются!
За что наша битва,
Ответим
Всей ЖИЗНЬЮ своей
Перед СМЕРТЬЮ.

*  *  *

Прости, читатель, если утомила,
Не осуди моих стихов бескрылых!
Крылатым именем меня назвали
И грезить о полёте обязали.
Что вышло из моих попыток скромных
О подвигах святых сегодня вспомнить?
Иные подвиги понятны людям,
Но есть удел, мирскому неподсуден.
Его понять мы разумом не в силах-
Одной любовью нынче рассудила…


*чайка – значение имени ЛАРИСА и поэтический символ свободы от земного притяжения, от смерти

ЭПИЛОГ


ЖИЗНЬ,

КАК ПОТОК ВЕСЕННИЙ,

НЕ ПРЕРВЁТСЯ!

А

СМЕРТЬ-ПОРОГ.

И В ВЕЧНОСТЬ

ВСЁ

ИЗ ВРЕМЕНИ

ВЕРНЁТСЯ-

РАССУДИТ БОГ!

И СМЫСЛ ЛЮБВИ И СМЕРТИ-

В УМНОЖЕНЬЕ

ДОБРА ОТ ЗЛА!

ВЕСЬ МИР ПОЁТ

ПАСХАЛЬНУЮ НАДЕЖДУ:

КОЛОКОЛА!!!