Шумит по-олимпийски пустота...

Преображенская Лариса
Данная статья вызвана просьбой некоей Елены Георгиевской, считающей себя профессиональным филологом, сделать сравнительный анализ творчества признанных классиков поэзии и никем непризнанного гения В. Высоцкого, которого, по ее словам, не включают даже в  вузовскую программу. Заранее прошу прощения у «классиков» за нелицеприятные выражения в их адрес. Но, увы, если они не сумели доказать миру гениальность непризнанного поэта, значит, они стоят и большего наказания.
 Итак, приступим.

Часть первая.

Возьмем стихотворения о месте поэта в этом мире, о его сущности на примере стихотворения Тарковского «Сократ» и Высоцкого «Вершина».

Сократ.
Арсений Тарковский.

«Я не хочу ни власти над людьми,
Ни почестей, ни войн победоносных.
Пусть я застыну, как смола на соснах,
Но я не царь, я из другой семьи. 
Дано и вам, мою цикуту пьющим,
Пригубить немоту и глухоту.
Мне рубище раба не по хребту,
Я не один, но мы еще в грядущем.
Я плоть от вашей плоти, высота
Всех гор земных и глубина морская.
Как раковину мир переполняя,
Шумит по-олимпийски пустота».

      Первое что бросается в глаза, это неумение владеть словом.  Написано ямбом. Слово «пригУбить» звучит смешно, что указывает на косолапость идущего данной тропой. Понятно, при таких возможностях до вершины ему не добраться. Рифмы примитивные – ничего нового, интересного. «Морская – переполняя» указывает на дилетанта.  Но иначе и быть не может.
     По смыслу автор дает понять, что он и не собирается покорять высоту, ибо не из царской семьи, его устраивает его положение человека никому ничего необязанного. Более того, он признает свое творчество ядом (мою цикуту), т.е. веществом, разрушающим жизнь,  не дающим людям божественности мысли.  Апофеозом этого всего звучит признание собственной пустоты, растиражированной средствами массовой информации.

Всем известное стихо-творение Высоцкого «Вершина» я приводить не буду. Только отдельные цитаты.

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной-
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом идет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,-
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.»

Здесь в метафорической форме автор рассказывает о своей жизни – жизни публичного человека, жизни никем не признанного гения. А, следовательно, и лавины и камнепады. И можно, конечно, залечь на дно и не высовываться, но не тот нрав, не тот характер, не тот дух. Именно поэтому он выбирает трудный путь «опасный как военная тропа», душа ищет подвигов. Иначе и быть не может. Таланты не даются даром. Их надо реализовывать, иначе будет как в одноименной Библейской притче. А потому и красоты хватает и в прямом, и в переносном смысле.  Естественно, что жизнь в тихой заводи не дает таких ощущений, как жизнь в океане. Новая вершина- это новые победы, даже творческие. И, конечно, «другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд»,  чтобы пройти им не пройденный маршрут. Именно поэтому мне так близок этот человек и его творчество, как будто мы с ним одной крови, как будто я обязана докричаться до сердец читателей и заставить их задуматься о смысле существования, не позволяя им погибать «от водки и простуд».

«Отвесные стены.. А ну – не зевай!
Ты здесь на везение не уповай,-
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела».

А эта строфа содержит полное описание жизни как таковой. Кругом отвесные стены,  опасности кругом. И, конечно, надеяться приходится только на себя да на руки друга. И молиться чтобы Ангел-хранитель не оставил нас ( страховка). Вот так четко, ясно и просто сказано о таких  сложных законах мироздания, которые еще и не все освоили, пытаясь прятаться за чьи-то спины.

«Весь мир на ладони – ты счастлив и нем!
И только немного завидуешь тем –
Другим, у которых вершина еще впереди».

В данной мощности духа и есть мир на ладони, потому что ты ощущаешь красоту и высоту полета. И поскольку ко всему привыкаешь, то и завидуешь немного тем, кому еще предстоит это преодоление себя, эта работа над душой, которая способна подняться над миром до такой степени, что ты понимаешь – жизнь вечна. А смерть существует только у тех, кто теряет свою душу, разменивая ее на склоки, на мелочи бытия, на водку и разврат. Понятно, что таковым никогда не стоять у райских врат.

Таким образом, и без лишних пояснений всем понятно, что эти авторы несоизмеримы. Об этом и говорит общественное мнение. Стать народным поэтом – большая честь. Высоцкий был, есть и будет. Он наша кровь и плоть. С детских лет мы впитываем в себя его строки из уст наших родителей, друзей, из даже случайно услышанной по радио песне. Душа его как птица белая парит над миром нашим, делая его светлее и краше.