Конвульсии Хатюшкина

Преображенская Лариса
Написанию этой статьи способствовало приглашение к сомнению некоего Валерия Хатюшкина,  сомневающегося в том, что Владимир Высоцкий был гениальным поэтом. Мотивирует свои доводы он следующим образом:

1. «Если на чье-либо стихотворное (или стихотворно-песенное) творчество в поголовной восторженности откликается публика, то я глубоко сомневаюсь в том, что данный автор – истинный поэт.  Публика вообще редко когда способна заметить и оценить настоящего поэта, потому что он пишет не для нее. Потребности публики в массе своей – мелки и примитивны».

С первых строк чувствуется отстраненность данного индивида от того сообщества, в котором ему приходится жить, а именно, от ближних. Он дистанцируется от собственного народа, считая его быдлом, не способным ни понять, ни принять настоящую поэзию. Хотя творческий опыт показывает обратное. Именно народ в своей массе и определяет лидера. Это видно на примере Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Высоцкого. И даже Библейский случай, когда Иисуса признал Богом именно народ, лишний раз доказывает его способность видеть и слышать истину. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят». Эта заповедь говорит о том, что только люди, имеющие чистую совесть, не запятнанную жаждой наживы, завистью, жадностью, склочностью, мелочностью, враждой   и т.д. и способны увидеть великое. А пишет истинный поэт, призванный Богом нести свет любви в люди – «глаголом жечь сердца людей», именно то, что будет нужно в реальной жизни, прекрасно понимая, что заумь не будет востребована. Именно поэтому Иисус говорил с народом при помощи метафор, чтобы они могли понять суть  жизни, и тем самым спастись от бед. Истинный пророк прекрасно понимает, в чем его предназначение, и следует ему несмотря ни на какие перипетии пути.

2. «Поэт никогда не живет сегодняшним днем, ему скучны потребности невзыскательной публики, он ими переболел еще в младенчестве своей души. Поэт живет в будущем, он всегда опережает свое время, и потому толпа его не понимает, не чувствует, а чаще всего – презирает, так как он не опускается до уровня ее интересов, но пытается ее возвысить, повести за собой».

Как может пойти толпа за тем, кого она не понимает? Она пойдет только вслед за тем, кто знает ее чаяния, кто делит с ней и кров и стол, кто знает ее нужды, ее проблемы. А опережение состоит в том, что настоящий поэт видит глубже и дальше, что и отражается в его пророческих строках и поэтому он живет сегодняшним днем, отражая как в зеркале все проблемные ситуации. В творчестве В.В. мы найдем очень много ярких картин, отражающих нашу действительность «Козел отпущения», «Канатоходец». «Вершина», «Песня о друге» и т.д.. Но все эти вещи не только злободневные, но  и вечные, поскольку будут существовать всегда, пока будет жизнь на этой планете.

3. «Все эти песенки – безвкусная пошлятинка, сдобренная алкогольно-уголовным жаргоном, паясничаньем и сальными прибаутками».

Назвать эти шедевры - «Лирическая», «Я не люблю». «Черное золото», «Охота с вертолетов» и т.д. пошлятиной, мог только человек очень низких моральных качеств. И даже те  песни, в которых В.В. пишет от роли алкоголиков, наполнены глубоким смыслом. Его герои никогда не поступают подло «а если пью, то на свои», «но если я кого ругал, карайте строго» и т.д. Они позволяют увидеть себя со стороны, и нисколько не призывают напиваться вдрызг, а скорее, посмеяться над своим недугом. А смех, как известно, лучшее лекарство от любого негатива.

4. «Собственно, ничего по-настоящему правдивого и особенно смелого он в своих песнях не сказал. Но если даже и допустить, что он все-таки выразил нечто уж слишком правдивое, то возникнет вопрос: почему же в наши прежние такие-сякие «застойные» времена ему ДАВАЛИ эту «правду» говорить и при всем при том выпускали неограниченно гастролировать да и просто «погулять» за кордон?»

А жесткая правда там все от «А» до «Я». Одна охота на волков чего стоит. А фраза «мы больше не волки» красноречиво указывает на прогнутость советского человека под мир. Сказать такое да еще со сцены мог только очень сильный человек. А наступить ему на горло было очень трудно, поскольку его вещи нелегальным способом расходились по рукам  в мгновение ока, и его арест мог  только привлечь еще большое внимание к его творчеству. В КГБ это понимали, потому и занимались разрушением его психики изнутри, организовывая травлю, запрещая концерты. И им это удавалось. Володя впадал в депрессию, губил свое бесценное здоровье. А про кордон и так всем известно, как и почему он попал туда. И опять таки оставлять его там было государству невыгодно вдвойне. Да и сам поэт там бы не прижился, поскольку его сердце и душа принадлежала России.

5. « Не умея отдать всего себя чему-то одному, он, видимо, и сам толком не знал, КТО он больше – поэт ли, бард ли, актер? И тот, и другой, и третий, – возразят мне его поклонники. Не буду спорить – пусть так. Но тогда прекратите все разговоры о ВЕЛИКОМ поэте Высоцком!»

Вот что, действительно, ересь, так та точка зрения, что поэт – узкая специализация. Чушь полная. Напротив, мы помним Блока, Цветаеву, связывающих свою жизнь с театром. Пушкин бредил им. Это вполне совместимые вещи. Нельзя же вечно сидеть, уткнувшись в книжку или тетрадь. Театр- это продолжение  творческого процесса. И всякий нормальный творец мечтает увидеть свое произведение в импровизации, в сценической постановке. А Володя еще был одаренным актером, хорошим исполнителем, так что, актерское мастерство только давало ему силы и реализовало его возможности.

6. «Будь он действительно настоящим поэтом, то всем остальным в своей жизни он давно бы пренебрег, отбросил как лишнее, мешающее серьезному, глубокому творчеству. Но он не способен был отказаться ни от чего для себя лишнего, именно потому, что, скорее всего, не чувствовал в себе духовной силы и потребности в настоящей поэтической работе. Когда поэт чувствует в себе такую силу, тогда все остальные прежние его увлечения теряют для него значение и отходят на задний план».

Ничего не уходит на второй план для настоящего человека. Он живет полноценной жизнью, и каждая мелочь, каждая деталь – это материал для дальнейших творений. Именно в жизни он черпает необходимые зерна, которые, вызревая в колосья, дают свой урожай. А поэтические силы его были изрядно подорваны «камнепадами» и «лавинами» всяких, потерявших честь и совесть писак, типа Хатюшкина.

7. «Но тогда Высоцкому надо было бы отказаться от самого главного в его жизни – от бешеной, умопомрачительной славы. Однако отказаться от славы способны только настоящие творцы... Для Высоцкого это было немыслимо. И это – лишнее подтверждение тому, что он не был настоящим поэтом».

Отказаться от славы, значит, предать свой народ. Нужна обратная связь. Творец дает силы народу, он ему осознание значимости, востребованности,  необходимости. Это тяжелый крест, но он под силу только великим людям.