Мольер и его пьесы

Валентин Клементьев
Реформатор искусства и гений,
Театральных подмостков актер,
Подвергался всё время гоненьям,
В школе жизни он был режиссер.

Жанр драмы - комедии в свете,
И пародий - бесценный конёк,
И в изящном и стройном сюжете
Он высмеивал зло и порок.

Буффонада, плебейские нравы,
Соразмерность и грань мастерства,
Он играл неподдельно красиво
Дворянина, слугу, буржуа.

Предрассудки богатых сословий,
Лицемерье корысти ханжи,
Воплощал в жизнь динамикой, словом,
Раскрывал в красках все типажи.

Опирался на дух классицизма, -
Идеала общественный строй
И привил тонкий дух реализма
Содержательной, вольной игрой.

Обличал превосходно дворянство,
Создал множество сложных интриг…
В «Школе жён» пошатнул христианство,
Оживил юной девушки лик.

Молодая особа Агнесса
Из крестьянской и бедной семьи
Была впору красивой невестой
И ждала благородной любви.

Образцовый канон воспитанья,
Монастырь в протяжении лет,
Бледный вид старика в наказанье
И лампадки блуждающий свет.

В мыслях дряхлого черта – покорность,
Получить дорогую жену,
Но влюбилась плутовка в Ораса,
Приубавив проблем старику.

Обрела дева доброе племя,
Притязаньям нелепым конец,
И взошло в новом качестве семя -
Неразрывным сияньем сердец.

Пьеса все облетела селенья
И  имела громадный успех,
Драма в зеркале, как отраженье,
Для Мольера – течения вех.

Раздвигаются шторы кулисы,
Вот мы видим на сцене «Тартюф»,
Рукоплещут счастливые лица,
Озаряется действием дух.

Наш герой терпит в битве фиаско,
Заключают вояку в тюрьму,
Но король также терпит напасти
Во дворце, в своём жалком углу.

В лапах дикого зла отчужденья
Полной властью коварства ханжи,
Иезуит вверг Оргона в смятенье -
Несусветной, большой клеветы.

Обещает «Тартюф» просветленье,
И греховности мира открыть,
Путь лучом озарить на спасенье,
Службу дьяволу в чреве убить.

Принимает король обращенье,
Слепо верит он верным друзьям,
А воспитанник школ иезуитов
В маске святости крутит перстам.

Бурю страсти навеяла пьеса,
Нашумевший сюжет «Дон Жуан»
И противники в пику, из мести
Запретили играть «балаган».

В неудачной цепи постановок
Многозначным ключом «Мизантроп»,
Недостаток ума и сноровок
Сподвигает Альцеста на рок.

Окружение чуждо герою,
Тяжба полным провалом в суде,
С другом детства порочная ссора
И разрыв с Селименой в судьбе.

Жизнь на грани безумства и горя,
Прочь от общества, поисков смысл, -
К идеалам устоев и воли,
Социальных условностей – мысль.

Смехотворны его притязанья,
Он обидчив в суровой борьбе,
Строг к другим на пороге страданья -
В снисходительном нраве к себе.

Конформизм усмотрели потомки
И поступки Филинта, как смоль,
В подражании образов мира
Проявилась впоследствии боль.

В то же время Альцест сущий гений,
Избегаемый пошлости, тьмы...
Беспристрастен в судьбе искушений
На пути к мирозданью любви.

Новых веяний – трудное время
Побуждают Мольера писать,
Брешь в финансах нелёгкое бремя
Заставляет труды сочинять.

За короткий период сезона
Свет увидел, аж пять новых пьес!
Но, зияла брешь в слабом здоровье,
И болезнь пошла в перевес.

Но талант драматурга превыше,
«Мещанин во Дворянстве», как фарс,
Буржуа де Журден ищет нишу -
В среде общества высших дворянств.

Покупает и ранги и титул,
В интервалах Турецкий балет,
Принадлежность формально к «элите»:
Будто в нём честь, манеры и свет.

Актуальность сей пьесы и ныне,
Сочиненье бессмертно в веках,
Не теряет пикантность картина,
Интерес, возбуждая в глазах.

На закате тернистой карьеры
Был поставлен «Мнимый больной»,
Дух железный, - усилием воли
Ты исполнил блистательно роль.

На четвёртом своём представлении
Луч сознанья затмила метель,
И ушёл состоявшийся гений!
В мир иной, навсегда в колыбель.