Книга четверостиший Венцы, неопубликованная

Иван Шепета
Фото 1988 г., сделано в редакции газеты "Тихоокеанский комсомолец

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 Нет более гибкой и совершенной формы в русском стихосложении, чем четверостишие. Рифмы заостряют и направляют полёт мысли, как оперение направляет полёт стрелы. Подобно луку, четверостишие более азиатское, чем европейское,  оружие, требующее терпения и внутренней сосредоточенности. Писать четверостишиями непросто: здесь необходимы  твёрдость руки, наработанный годами  навык.
     Нерифмованные японские три и пятистишия,мне кажется, не прижились на отечественной почве и смотрятся как экзотика, как бубен во время христианской молитвы.
     А четверостишие  даёт безграничные возможности для подлинного творчества, так как вполне соответствует нелогичному с точки зрения иностранца синтаксису русского языка. Инверсии, невозможные для японца, используя обилие рифм, формализуют любую мысль. Всё это – источник свежести, двусмысленности и лукавства.
     Проигрывая более крупным стихотворным  формам в музыке, точнее передающей нюансы настроения, четверостишие выигрывает лаконизмом и точностью в тех жанрах, где музыка – не главное, например, в философской лирике. Там, где стихотворение  есть резюме, вывод из прожитого.
    Венцом называют выложенный по периметру дома ряд брёвен или брусьев. Таким образом, четверостишие - есть венец русского традиционного поэтического дома.          ИВАН ШЕПЕТА


Умру,
      но весь не уничтожусь:
включая запись "Путь земной",
я обнаружу всю ничтожность
того, что прежде было мной.
___________
* * *
Коль вы поэт, то в роковой игре,
хоть парой строк запомниться сумейте
ведь большинство оставит лишь тире
меж датою рождения и смерти.

* * *
Чей разум не знает запретов,
а жизни подарок не мил,
тот в общество мёртвых поэтов,
считайте, до срока вступил.

* * *
Страна, в которой все несчастны,
лишь чиркни спичкой – вспыхнет вновь,
стихи по-прежнему опасны,
когда они – не про любовь.

* * *
Россия… о чём разговоры?
без пафоса если – поймёшь,
что все основатели – воры,
герои – разбойники сплошь!

*  *  *
История – не мазохистка,
но возбуждает в этой роли,
всех самозванцев знала близко
и все вожди её пороли.

*  *  *
 Поэт  – трибун, но без мандата,
и краток у поэта слог.
он мыслит шире депутата,
но не весомей, чем пророк.

* * *
Мои стихи, как некий силос,
хоть и съедобный, но вонючий:
пока ничто не пригодилось,
но я храню на всякий случай!
      
* * *
Пусть общества я не достойный член,
и будущего светлого не стою,
я не люблю эпоху перемен
и полон ностальгии по застою
       
*  *  *
Заединщик друг раздаёт табак -
некурящий я... Говорит: уважь!
Если в ногу мы, то шагаем так,
что пугает русского русский марш!

* * *
Родившись в стойле, я привык к загону,
в загонщике не вижу я врага,
и притерпелся к здешнему закону:
чуть отрастут  – отхватывать рога!

* * *
Призыв к гражданственности хмуро
воспринимаю:
я – иной,
я помню, как литература
гражданской кончилась войной.


* * *
Когда от выстрелов толпой
бегут по внутреннему зову,
поэта слово  – звук пустой,
хоть сто нолей пишите к слову!

* * *
Мы чувством долга зря себя терзаем,
когда-нибудь на старости поймём,
что наша жизнь есть беспроцентный заем,
который, умирая, отдаём.

* * *
По хмурой озабоченности лиц,
как щуримся, примериваясь к чаю,
в любой из самых дальних заграниц
сограждан я невольно отличаю.

* * *
У настоящего поэта хватка волчья,
он знает про себя, что он поэт,
и комплименты принимает молча,
и не виляет жопою в ответ.

* * *
То ли жизни пакет одноразов,
то ли нравится дамам брутальность...
Пристаю. Не имею отказов.
Это странно, но это - реальность.

* * *
От любви, как от водки вчерашней, тошнит,
и себе я противен, трезвея,
и раскаянье злое меня потрошит,
как охотник убитого зверя.

* * *
В мире женщин и мужчин
все устроено жестоко:
там Поэт всегда один,
Муза – тоже одинока.

* * *
Есть женщины с душой паучьей
дурманящей, коньячной выдержки,
в сетях попавшихся, помучив,
они откусывают крылышки.

* * *
Прости, богиня, квазимоду,
что он не любит – это враки,
отбей ладонь свою о морду,
но дай быть рядом, как собаке!

* * *
Гляжу я с ужасом на фото
и понимаю, мне – «кранты»!
всё! как сказал когда-то кто-то,
передо мной явилась Ты!

* * *
Мальчишеская детская пытливость
по логике земных метаморфоз
лет в сорок переходит в похотливость,
а в семьдесят – в запущенный склероз.

* * *
Я о тебе все время думаю,
спать не могу и просто жить:
каким поступком, текстом, суммою
тебя к себе расположить?

.* * *
Не решаюсь звонить…
от смущения
мну в руках телефон фирмы «Nokia»:
может, так же ты хочешь общения,
как и я, без любви,
одинокая?

* * *
О, я постиг твое коварство!
ты по примеру докторов
даешь надежду и лекарство,
но так, чтоб не был я здоров!

* * *
Жестокая женщина Муза
не хочет, что счастлив я был,
а хочет, чтоб я, как Герасим,
муму свое сам утопил.

* * *
И протекал роман наш вяло,
и не был я твоей судьбой,
и мне ты чаще изменяла,
чем я жене своей с тобой…

* * *
Как несвежий чай горчает,
так и женская любовь,
остывая, огорчает
и сворачивает кровь.

* * *
Изнывать от ревности?
ждать, входя в мандраж?..
нет такой потребности,
даже, если
дашь!

* * *
Ушла – и скатертью дорога,
вся наша жизнь – лишь цепь утрат.
я принимаю волю бога
с тупой покорностью солдат.


***
И в восемь ламп погаснет люстра,
и тем согреется душа,
что ты согреешься от хруста
зеленых денег США.


* * *
Я вижу, что у вас диета...
Пардон, мадам, прошу прощенья,
коль я, как жирная котлета,
в вас вызываю возмущенье!

* * *
Поэты ищут этой муки:
в том и поэтова беда,
что чаще нравятся им суки,
поэты сукам – никогда!

*  *  *
Поэт живет в хрустальном куполе
своей мечты,
во всеоружье:
всё недостойное и глупое,
хотя и рядом, но - снаружи.

*  *  *
Реальность грубая и сны –
меж ними невозможно тождество,
непоправимо не равны
мой бизнес и мое художество!

*  *  *
Мне не бывает скучно вечерами,
я дружбою ничьей не дорожу, –
прильнув лицом к стеклу в оконной раме,
я для стихов сюжеты нахожу.


*  *  *
Я разлюбил реальность, как конфеты,
которые любил, когда был мал.
В воображенье, как и все поэты,
подолгу я задерживаться стал...

*  *  *
В темных окнах вечернего города
кто-то включит и выключит свет –
так и счастье мелькнувшее
коротко:
вроде было, и вот уже – нет…

*  *  *
О, не думайте, я не из тех,
кто допустит разор и потраву,
кто за малый, но быстрый успех
уступает посмертную славу!

* * *
Пусть не коснётся эта хрень тебя,
не вступишь ты в слепые и безногие,
и будешь жить, поэзию любя,
а не себя в поэзии, как многие.


*  *  *
Конец идейного искусства:
постмодернизм его извёл
последним камнем «дупль- пусто»
под вопль радости: «Козёл!».

* * *
У окна стою, глазею,
как последний прозябаю.
что мне жизнь, ротозею?
простою и прозеваю.

* * *
Я трачу дни свои бездарно,
я проклинаю эти дни,
и, как японцы, благодарно
уходят, кланяясь, они.

* * *
В тоске по пиву и футболу,
припал в субботу я к глаголу –
не удаётся мне глагол,
как футболистам нашим гол.

*  *  *
Бегу, кипя от творческих идей…
Жаль, но из надиктованного свыше
в оперативной памяти моей
хранится лишь одно четверостишье!

* * *
И в самом деле, как-то странно,
имея в перспективе смерть,
не выпить водки полстакана
и в перспективу не смотреть!

* * *
Ночь, улица, фонарь… а дальше смутно
я помню, что лежу, и почему-то
так долго повторяется, как мантра,
удар ботинком фирмы «Саламандра».

* * *
Гляжу с недоуменьем в зеркало:
и, вроде,  я, и что-то есть от зэка…
о, как постмодернизмом исковеркало
лицо писателя и человека!

* * *
Жизнь, как в футболе страсти по мячу:
то славы ждут, то денег - возбуждённо!
А я совсем не этого хочу:
жить - весело и умирать – непринуждённо.

*  *  *
Мы стали толстые и сивые,
но, мужики, поверьте:
внутри себя мы все – красивые,
до самой смерти!

* * *
Каждый может обидеть поэта…
обижая, имейте в виду,
дополнительно в топку за это
вам полено подбросят в аду!


* * *
Был на слуху десятки долгих лет,
уже почти стоял на пьедестале,
но был лишь тем, кто больше, чем поэт,
и только умер - помнить перестали.

КОСТОЧКА ВИШНЁВАЯ
памяти поэта Вячеслава Протасова

Раскусив, разжёвываю
косточку вишнёвую –
горькая, невкусная…
жизнь по сути грустная!

ДУША - КАК НОЖ ЗА ГОЛЕНИЩЕМ
  памяти Анатолия Бочинина

Из всех возможных своеволий
его – есть гения удел,
поэт Бочинин Анатолий*
достоин тома ЖЗЛ!
______
* поэт-босяк, скиталец, идейный бомж-патриот,
героически погибший под забором во Владивостоке

*  *  *
Заклеймены поэты: Бродский
как тунеядец - навсегда! -
и Фаликов - по-идиотски! -
медалью "Ветеран труда".


* * *
Пишу не для того, чтобы читали, -
цитировали! хлестко, веско,
по ватерлинию грузили на причале,
как пароходы «ФЕСКО»!*
_____________
*FESCO - Far Easten Shipping Company,
Дальневосточное морское пароходство

* * *
И страсти театрально мелки,
и щиплет потом стёртый зад,
и мысли,
словно водомерки,
лишь по поверхности скользят.

* * *
Все едино, что в Европе, что в Азии:
от дарованных нам небом свобод
жизнь поэта – плод чистейшей фантазии,
как придумает он – так и живет.

* * *
Как альпинист, стихов вбивая скобы,
карабкаюсь,
 но сверху все видней,
что в мире больше христианской скорби,
чем эгоизма радости моей...

* * *
В гнусной повседневности
хвост держу трубой:
комплекс полноценности –
главный комплекс мой!

* * *
Измученный утратами,
сам отсекаю лишнее
пишу, как бог,
цитатами
в одно четверостишие.

* * *
В полтинник понял окончательно,
лишь затрещала жизнь по шву,
что жить на свете – замечательно,
и с удовольствием живу!

* * *
Утрачены последние иллюзии,
надежды всё отчаянней и глуше,
и смерть в меня по методу диффузии
вникает всё настойчивей и глубже.

* * *
И лаконичен стал, и прост,
почти, как в телеграмме,
и точки ставлю вместо звезд
в смущенье над стихами.

* * *
Люблю я жизнь, но - без экстаза,
мне чужд степной максимализм,
я даже воду пить без газа
свой приучаю организм.

* * *
Пойду на футбол, поору,
за "Луч", как дебил, поболею,
быть может, и вправду, хандру
с победой "Луча" одолею.


* * *
У стойки пить, шуршать наличностью,
конфеткой выпивку заесть...
Неисторической быть личностью –
ведь, в этом тоже что-то есть!

* * *
К чему сомнения, слова
И философские финты?
Жизнь объективно такова,
Какой её считаешь ты!

* * *
Собаки гавкают в округе,
попеременно и не в лад –
три кобеля одной подруге
о смысле жизни говорят.

* * *
Случайно, как оговоришься,
не специально, не всерьез
слагаю я четверостишья…
да и слагаю ли? – вопрос!


* * *
Самодостаточен, как Будда:
в стихах автографы даря,
пишу уверенно,
как будто
и в самом деле, Будда я!


* * *
Поэт – он плод противоречий,
где логика – мещанство, свинство;
воспринимать поэта легче
как философское единство.

* * *
В центре седого Китая,
там где река Хуанхэ,
горд был, на стойке читая,
русское слово на Хэ.

* * *
Зачем мне руки, ноги и желудок,
спина и ниже – тоже на шиша,
когда во мне в любое время суток
прекрасно только то, что есть душа?

* * *
Я водку пью, надгробия читая,
и понимаю, жизнь – она крутая:
и – богу сын, и всякой падле кореш,
а смерть… не переспоришь!

 * * *
Когда бы все мы стали вдруг мыслители,
не стал бы мир наш миром благоденствия, -
ведь мудрецы по большей части - зрители,
а не актёры, нужные для действия.


Здесь долбавлено то, что написано после публикации.

***
ах, женщины! не верю я, что грех
те ночи, что со мной нежны вы были...
я помню и люблю вас нежно всех,
но... больше тех, кто нежно не любили!   

***
Зачем, трусы швырнув через плечо,
оглаживая член ему, как заю,
ты льнёшь к нему и шепчешь горячо?
ведь в сердце - я... Я это точно знаю!

***
Перегорел мой разум, будто лампочка.
Молю, свалившись в ноги, о пощаде.
Прощайте: со стихами моя папочка,
и женщины, и водка - все, прощайте!

***
Да, наша жизнь вещественно груба
и зрима испареньями остывшими.
Так мысли, отлетая ото лба,
становятся, остыв, четверостишьями.

***
Японская сакура - гейша.
С чего самураи в восторге?!
Цветёт, развлекая и теша,
плодов не давая в итоге.

***
Мы уже не единый народ.
Нас делили и тайно, и подло.
В нас
в едином порыве встаёт
лишь футбольных болельщиков кодла.

* * *
Какая ж ты, Батурина Евгения!
Обиженно скулит моя строка:
Почто с порога отвергаешь гения
и любишь без талантов мужика?

* * *
Как пар от уст, легко моё пророчество.
Живёт отдельно в суматохе дня.
Его свобода - степень одиночества
отдельных нас - и Бога, и меня.

* * *
на 55-тилетие
Твержу с утра не "Слава юбилею!",
а - слава Богу, жив и не болею,
как школьник пялясь в строчки дневника,
где красные - два пятака.

*  *  *
Отсутствие выбора входит в привычку.
и выбор становится - дрын,
коль, чиркнув, ломает последнюю спичку
последний поэт-гражданин.

* * *
Живу один. Ни брошен, ни влюблён.
Жизнь, просто жизнь, пойми её такую:
от прежней, грешной, - переутомлён,
и от безгрешной, нынешней - тоскую!

* * *
Как спички – чиркающий свет,
убитый тёмным безразличьем,
смесь тайной мысли с криком птичьим
и есть поэт.
    05.02.11
   
*  *  *
Оглянулся, хрустя позвонками,
а там –
не заначка душка, а просто мука:
дорогая,
бегущая по граблям,
жена и подруга!
       21.01.11 

* * *

Пусть мир – кино, и все такое,
а жизнь как есть – продажа, купля,
я обхожусь без литгероя.
И без дублера. И без дубля.

* * *
Живу светло, пишу online.
Надеюсь, что – не вкривь и вкось,
спасибо всем, кем был облаян,
оно ж от ревности, небось!

* * *
И случай в общем-то не частный,
а с парадоксом... Улови:
и от любви я был несчастный
и счастлив - тоже от любви!

* * *
Затрепещу, чтоб засветилась,
красивая такая... Эх,
что это, коль не Божья милость,
когда отказываться – грех?!

* * *
я окружен тотальным бредом,
никто не чувствует конфуза:
поэту мало быть поэтом,
он жаждет членом быть... союза!

* * *
Держите, граждане карманы,
когда о вас печется власть:
все ваши "слуги" – клептоманы,
а те не могут, чтоб не красть!


* * *
Я не пойду кричать на площадь:
власть – чистый яд, в нем - дух войны...
Затяжка убивает лошадь,
а тем, кто правит, хоть бы хны!


* * *

да, мы умеем воевать,
и шведа гнуть, и сбоку - в челюсть,
и за чужое жопу рвать...
а за свое – не научились!

* * *

Обидно, что в конце пути
судьбы лохматится изнанка,
что вынужден во тьму сойти,
как битый ветеран из ринга.

* * *
      Ларисе       
Как не грустить? Я - обожаю кошку,
её любовь - как одолженье мне:
ей всё равно, кто корм насыплет в плошку,
кто будет после гладить по спине!
            26.08.11

* * *
      А.Г.
Средь скарабеев, критиков-могильщиков,
издателей, на коих есть вина,
один дизайнер Александр Глинщиков
не делает из автора г...вна.
            26.08.11

      

* * *
И хочется пойти с козырной карты,
на ПМЖ к харонам переехать,
         чтоб
         отрастали
                бакенбарды
и пропадала перхоть!



* * *
Есть что-то в женщинах сорочье:
те, с места спора отлетая,
след оставляют – многоточье,
а ниже – лапкой - запятая!

*  *  *

Из золота все цепи зла,
из гвалда
базарного...
Пусть тщетно,
               но хотел бы,
чтоб цепь зубилом не рвала кувалда,
а размыкала музыка Эвтерпы.

*  *  *
Мысль моя – камбала, не очевидная рыба,
как наковальнею сплющена, но – не добита:
чуть шевелит плавниками – кокетливо, ибо
нравится ей королевою быть общепита!

ЁЛКА
перевод с женского

Блестит смола на свежем спиле
живого дерева... увы,
то не со зла: вы - не любили,
как я - не чувствовали Вы!

*  *  *
Похожим став на этот лес – седым,
где в полдень снег на чёрных ветках тает,
я человеком стал – немолодым,
когда не нот, а пауз не хватает.
 

*  *  *
Жизнь, в подоплеке, наизнанку, – ложь.
Из темных смыслов щит свой сшив,
то в хворях духа, то в скорбях живёшь,
то дышишь – глубже, радуясь, что жив.


ВСПОМИНАЯ А.Пыркова
     1.
И жизнь, и живопись - как решето
не вычерпали суть, о том и речь-то,
что так собой похоже на ничто
мерцавшее во тьме полотен нечто.

     2.
На Всемирный ДЕНЬ ВЕТРА,
бумажный змей моих мыслей взлетает выше.
Днём – живая музыка листьев играет ретро,
ночью – космический ветер Пыркова срывает крыши.
         15.06.17

*  *  *
Всё – хуже чем. Любовь – не мармелад...
– Поручик Ржевский, дайте парабеллум!
Не отпевайте: мне дорога – в ад.
Похороните в розовом и белом!

*  *  *
Пишу не для славы и премии,
трясу по ночам решето,
чтоб что-то застряло во времени
и было цитировать что.

     ЛЖЕПРОРОКУ
Коль не летят в тебя каменья,
всё – мелких блох собачья ловля,
и спёртый воздух мелкотемья,
и ложный пафос пустословья.


*  *  *

Неуютно в Астане в гостинице.
Там уже, не ведая греха,
кони ржут степные на латинице
и «казак» кончается на «ха».

*   *   *

Актёр Ефремов, доконать решил
перед большой, не школьной, переменой:
«Подбухивавший» с Талией – смешил,
пока не «набухался»с Мельпоменой.
_______________
(Талия – муза комедии, Мельпомена – трагедии)