Теперь вперёд выходит и Россия!

Анатолий Артюшкин
Избрав в науке неизбитый путь,
Имеем шанс большой в ней отличиться,
Явлений открывается в ней суть,
Открытьями она в дверь постучится.

Сначала первое, а вслед за ним,
Другое, связь имея с ним большую,
И бешено твои помчатся  дни,
Есть опыт у меня, поверь, прошу я.

И станут те открытия тебя,
Все волновать- куда бы их пристроить?
И всадником помчишься ты, трубя,
В незнанья крепость, как то было в Трое.

Потом, чтоб жизнь открытьям тем продлить,
Захочешь как-то их увековечить,
В стихи их превратить, затем залить
Все в «Амфору», когда наступит вечер.

И в поезд, что идёт на Муром, сев,
Отправишься ты с драгоценным грузом,
Россию всю прославит случай сей,
Хотя его начало там,  в Союзе.

И станет он легендой облетать
Все страны мира, радуя народы,
А чтобы вот такой легендой стать,
Преододеть пришлось такие броды!

Но тем и славен в мире человек,
Что многое создать ему по силам,
Всегда такое было, в любой век-
Теперь вперёд выходит и Россия!

И в поезд, что идёт на Муром, сев...

                РУКОПИСЬ

                П О Э З Д   Н А   М У Р О М

            ФРАГМЕНТ ДИСКОРУКОПИСИ   "ПОЭЗ(ия)Д  НА(ука) МУ(зыка)РОМ(антическое восприятие жизни), ИЛИ ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ В ИСТОРИЮ" объёмом 280МГБ.



В ПОЗНАНИИ ВСЕЛЕННОЙ НЕТ ВОПРОСОВ,

ВАЖНЕЕ, ЧЕМ О ТВОРЧЕСТВЕ И ЛЮДЯХ,

ТУДА ИДУЩИХ БЕЗ ВСЕГО, БЕЗ СПРОСА,

НЕВЕДОМОЕ ГДЕ, ДРУГИХ ТЕМ БУДЯТ!


ВСЁ НАЧАЛОСЬ ЕЩЁ С ВРЕМЁН ДРЕВНЕЙШИХ,

С РИСУНКОВ, И НАСТЕННЫХ, И НАСКАЛЬНЫХ,

ИЗ НИХ, ПРИЗНАЛИ КАК, ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ,

КИНО ЯВЛЯЕТСЯ И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ...


                А. АРТЮШКИН

Содержание

1. Рукопись «ПоЭзд на Муром, или пригласительный билет в историю»

1.1. Эпилог сенсаций

1.2. Пояснительная записка к эпилогу сенсаций.

1.3. Из мемуарного. «Итак, она звалась наукой».

1.4. «Тайны забытых открытий, или четверть века в объятиях бюрократии».

1.5. «Из кладовой памяти на корабль мысли» - эссе.

1.6. Интернет письмо на имя Магдалены Хельмер.

2. Художественное приложение.

2.1. Фрагменты рукописей «О науке с искусством, с истоков, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания».

2.2. Публикации автора в газетах «Вяземский вестник» и «Авоська» разных лет, одностишия и поэтические экзерсисы.

2.3. Информация об адресатах авторского сериала «Письмо века на стыке тысячелетий».

3. Документальное приложение.

3.1. Переписка разных лет начиная с 1975 года с различными инстанциями по вопросу практической реализации научных открытий автора.

3.2. Заключения по разработкам автора доктора биологических наук Ю.Н. Карасевича с замечаниями автора, академика РАЕН Н.А. Деминой и доктора биологических наук М.Б. Вайнштейна, по существу отрицательного характера.

3.3. Смешанные культуры микроорганизмов (СКМ): новое в познании с возможностью выхода на новые технологии (краткое сообщение).

 
Памяти вождя всемогущего племени изобретателей
писателю В.Д. ЗАХАРЧЕНКО
посвящаю

 ЭПИЛОГ

СЕНСАЦИЙ

к авторскому сериалу
“ПИСЬМО ВЕКА”

“НА СТЫКЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ”

способный

удивить мир в условиях гласности не менее, чем гагаринский полет в космос или высадка человека на Луну, написанный с целью

а) - восстановить Истину,

б) - в чем-то опередить Время и

в) - разгадать жгучую тайну истории человечества

Т С Т (тайну спонтанного творчества).

АВТОР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

чтение того, что будет далее изложено, если читатель не обладает чувством юмора, может пагубно отразиться на его здоровьи, особенно на тех страницах сего опуса, где он воскликнет: "А не замахнуться ли нам на загадку гениальности", или вдруг преобразится в рыбу, которая ищет, где глубже и чище, где ясно видны голые факты, а тайное становится явным.

 

ВЯЗЬМА - 2002

"Калуга. Следующая - Вязьма".
Объявление 2052 года.

Какой странный, мир... Неужели он так неизбежен? Странная страна, где слово ценится выше дела, где мысли и слова противоречат не только друг другу, но и поступкам, что в конечном итоге приводит к ставшему традиционным признанию, мол, хотели, как лучше, а получилось… страна парадоксов - вдруг подумал я.
Как странно! Месяца два уже прошло, как пришла к тебе идея эпилога, но еще вчера ты начал бы его совсем иначе, а тогда и вообразить было нельзя, во что все это выльется.
А что, мелькнула мысль, если восстановить, вернее вернуться назад и, следуя примеру сценаристов, посмотреть, как начинался бы эпилог в разные дни? Память, книги и все, снятое на пленку - ведь это, по сути, Машина Времени. Она волшебным образом переносит нас в дни, когда мы были молодыми и чушь прекрасную… Да что там память - перелистай свою тетрадь за №47 и... зашагает время вспять. Сказано - сделано.

Открываю тетрадь и без изменения клавишами любимой "Любавы" (слава И. Гутенбергу!) делаю достоянием истории, шутка, строчки, которые приходили ко мне часто поутру.

7 октября 2002г. 4-30.

"Если мы будем оценивать роль науки в жизни сообществ с высоты Истории, то окажется, что она является движущей силой колесницы Цивилизации на бесконечном пути познания тайн Мироздания, от египетских пирамид и окружностей пустыни Наски до совершенных геометрических форм космических кораблей и молекул ДНК. Планка жизни всегда поднималась, то чуть-чуть, то рывками заложенным в генах человека стремлением к свету нового знания, которое не могли остановить ни костры инквизиции, ни проволока ГУЛАГа. Бережное отношение (не путать с отношением при Брежневе) к крупицам нового знания и к их добытчикам выдвигало страны в ряды лидирующих, повышая качество жизни и продлевая ее. Падение же нравов до восхваления лысенковщины и поругания сторонников менделизма-морганизма настолько пагубно влияло на развитие науки, что казалось, это послужит уроком для будущего - ведь тайная ложь рано или поздно становится явной.

25 ноября 2002г.11 №50. "Кроме невозможности вообразить бесконечность пространства существует осознаваемая каждым невозможность пережить ощущения минувших столетий, ибо девиз Его Величества Времени: "Только вперед!"

Вот почему происходящее с автором этих слов, если призадуматься, покажется необузданной фантазией или бесконечной сценой (25 лет- это уже можно отнести к категории "история") театра абсурда, в которой автор очевидных научных открытий в области микробиологии накрепко привязан к стулу с надписью "нулевой статус" множеством бюрократических веревок.
Если откровенно, то оказавшись в ситуации, прецедента которой в мировой практике я не нахожу, не знаешь, радоваться ли этим никому неведомым фантастическим ощущениям, когда ты ждешь - не приходят ответы, ты есть- не видят в упор, или печалиться от осознания того, что твои открытия, как бы они на твой взгляд ни были хороши и практичны (письмо бывшего Госкомизобретений в Минжилкомхоз РФ), не востребованы и не принесли никому пользы, кроме одного случая использования авторского, о чем напоминает значок "Изобретатель СССР", единственная награда за все мои открытия".

27 ноября 2002г. 11-50.

"Великая мечта о том, что завтра будет лучше, чем вчера, тоже подвигает вперед колесницу Цивилизации. Романтики моря заговорили о причалах: мысли-причалы, слова-причалы, люди-причалы. Особняком здесь стоят мосты, ибо соединяют они не только берега, но и поколения. Столкнись же ненароком голубая Земля с многокилометровым астероидом, она в мгновенье превратится в планетный памятник Человеку. И уже в ином временном измерении кто-то в ином обличье удивится: "Вот чего они достигли!"
Все мелкое уносится теченьем Времени и лишь Великое оно обходит стороной. Великая китайская стена ведь в мире лишь одна. И пирамиды строились не для вида. Море памяти хранит еще много тайн, разглядеть которые можно лишь в спокойную погоду и тайна жизни, да и сама жизнь уходят, когда штормит. Волны революций и войн опасны не только тем, что уносят миллионы бесценных жизней- замутняется нравственность, великое и мелкое меняются местами, проволока становится колючей, а зрячие оказываются во власти слепых.

Великий парадокс всех Времен и Пространств - Цивилизация ускоряет свой бег, когда противостоят устоявшемуся мнению. Когда-то считалось, что скорость в 60 км/час опасна для жизни, а сегодня планету облетают часа за полтора. Когда-то смертельным было заражение крови, а родись А.Флеминг на сто лет раньше, роковой выстрел на Черной не лишил бы мира гения и Россия, возможно, была бы иной".

     7 декабря 2002г. 21-40.

     С некоторых пор я стал ощущать, вернее, оценивая свою жизнь как бы со стороны, я пришел к выводу, что она полна событий, о которых газеты сообщают под рубрикой "сенсация". Одна невероятность заключается в том, что в течение шести-семи лет одной жизни было сделано столько научных открытий в набранном мною направлении в условиях мало приспособленной для этого лаборатории, что многие лаборатории, хорошо оснащенные, и здесь нет преувеличения, в течение четверти века могли бы считать свою научную деятельность и оправданной, и успешной.

Судя по всему, что мне было известно о научных прорывах, они всегда привлекали всеобщее признание и многие лаборатории стремились проверить и повторить достигнутое. Вторая невероятность - уже более четверти века результаты уникального научного поиска, а я считал бы его таковым, если бы он был произведен кем-то другим, всячески искажаются, преуменьшаются, а теперь вообще замалчиваются, что объяснить с позиций здравого смысла вообще невозможно и налицо тройной проигрыш: автора научных открытий - в статусе (0), Института- в престиже и страны в приоритете на одном из выявленных перспективных направлений.

После изложения вариантов начала эпилога было бы логичным перейти к доказательству пунктов а -, б -, и в -, но перечитав уже написанное, заметил, что первые шесть строчек о странности моей страны справедливы, и в этом далее легко можно будет убедиться, лишь применительно к моей судьбе в науке и к судьбам подобных горемык, отклонившихся в научном поиске от проторенных путей, осмелившихся плыть против течения и несогласных с тем, чтобы их стригли под общую гребенку. Поводов для обобщения, признаюсь, у меня не имеется о потому объяснить все можно так - поддался эмоциям, находя годами пустующим почтовый ящик.

     А теперь перейдем к пункту а - и восстановим истину. Лишь в последние месяцы я в полной мере уяснил, сколько смысловых мостиков можно перекинуть от моего научного поиска к открытиям А. ван Левенгука.
     Там - на какой бы объект А. ван Левенгук ни наводил изобретенный им микроскоп, он раз - за разом обнаруживал и зарисовывал причудливой формы "зверушек" открытого им мира микроорганизмов.
     Здесь - к решению какой бы практической задачи ни привлекал я образцы смешанных культур микроорганизмов, результат всегда превосходил ожидания настолько, что представляется уместным, в связи с необъяснимым замалчиванием результатов разработок, привести высказывания, пусть и по другому поводу, академика А. П. Виноградова- "Примитивность оборудования не помешала сделать далеко идущие наблюдения".
     "Простота, некоторая элементарность экспериментов академика Виноградова А.П. несколько напоминает непринужденное изящество работ знаменитой Кавендишской лаборатории в Англии, заслужившей за изобретательность прозвище веревочно-сургучной. ("Познание мира", Л.Маркелова, "МР", 1985, стр.56.) Лишь один перечень обнаруженных мною новых причинных связей, зависимостей, эффектов, неожиданных воздействий, при заинтересованном к тому отношении мог бы поразить воображение, как Антони ван Левенгук с 1673г. в течение 50 лет поражал ученых Английского королевского общества письмами, в которых описывал свои наблюдения.

     Вот в кратком изложении перечень научных находок, каждую из которых можно предварить сочетанием слов "впервые в мире";

     Экспериментально установлено, что:

     1.Реакция среды (рН) в любом биореакторе зависит также от его геометрии, количества и качества воздуха, поступающего в систему, причем вызывает удивление, почему это не было предсказано теоретически, исходя из различий в растворимости в воде кислорода и CO2.

     2.Солнечная радиация в области 330 нм может многократно и обратимо снижать скорость окисления (усвоения) некоторых источников углерода, в зависимости от материала, взятого для первоначального заражения.

     3.Возможно стимулировать окисление фенольных соединений использованием образцов смешанной микрофлоры, выращенных на спиртах и других органических соединениях.

     4.Скорость окисления фенольных соединений может подавляться избытком источника питания (фенолы) и резко возрастать к моменту его исчерпания - благодаря этой особенности и был обнаружен эффект стимулирования (см, п. 3).

5.Для смешанных культур, выращенных на спиртах, имеет значение не только последовательность их внесения в качестве источника питания, но и временные интервалы.

6.Смешанные культуры вполне пригодны для экспериментов на генетическом уровне, поскольку в течение длительного времени (два месяца) регистрировались Синхронные автоколебания кислорода и рН с частотой 8 в час- поломка биохимического "конвейера", если культуры предварительно аэрировались без подачи источника питания (водные растворы ацетона или фенолов).

     7.Бактерицидность солей меди резко усиливается в бескислородных условиях, а солей серебра - в кислородных.

     8.В природе существуют по меньшей мере два типа фенольных бактерий, отличающихся реагированием на избыток фенольных соединений и на присутствие в окружающей, среде (ин витро) анилина.

     Если изложить в таком же духе и остальные мои находки, количество пунктов возрастет до 16. Даже неспециалист при ознакомлении с этим перечнем догадается, что речь идет о невероятном и каждый пункт мог бы стать новым направлением в исследовании возможностей микробиологии смешанных культур, "Этому ученому следовало бы раз шестнадцать присвоить степень докт. биол. наук.",- подумает он и жестоко ошибется. Потому что уже четверть века остается неразрешимой проблемой вопрос упрощения процедуры защиты кандидатской, о чем свидетельствуют и многотомная переписка по этому вопросу с заинтересованными инстанциями и два ответа, пришедшие уже в этом году из Департамента государственной аттестации научных кадров. Познакомимся во имя восстановления истины с некоторыми пунктами заключений, сделанных по разработкам автора в разные годы.

     Вспоминается мое сообщение в лаборатории Л.А.Головлёвой (ИБФМ АН СССР) осенью 1976г. Я рисую на доске кривые, показывающие, как в течение 3-х часов фенольные бактерии "страдают" в присутствии всего 3-х мг л анилина. По динамике кривых дыхания бактерий косвенно можно судить, что зарегистрирована рекордно низкая скорость усвоения анилина - 1 мг/л час-1(наглядно об этом можно судить по иллюстрации к рукописи "О науке с искусством, с истоков...", увы, тоже незамеченной). Но вопрос заключения остался открытым. Мне предложили альтернативу: или (отрицательное заключение или никакого. "А вот как солнечные лучи влияют на..."- начал было я. "А с этим вы идите к биофизикам", - был ответ.

     Вот пункт заключения, в котором говорится о том, что сделанный автором вывод о преимуществе полярографического метода исследований перед манометрическим не обоснован, Но какое, спрашивается, требуется обоснование, когда впервые в мировой практике удалось получить такой массив ценнейшей научной информации именно полярографическим методом. Не тот ли это случай, когда слепые указывают дорогу зрячим?! А вот еще пункт, который приводит в изумление. "Величина максимальной скорости окисления м-крезола, приведенная автором (1,8 г/м-1 час-1) при концентрации биомассы 6 г/л не вызывает удивления". Но у меня речь шла о скорости, на ТРИ порядка большей. Поднять правой 1 кг или 1 т - как говорится, большая разница. Но сколько я ни взывал к справедливости, воз и поныне там. Пункт 7. "Фотоэффект. Влияние видимой части спектра на биологические процессы и в честности микроорганизмы также известно. Следует отметить, что приведенный автором факт обнаружен случайно и не подтвержден систематическими экспериментами. Таким образом, все изложенные в письме А. Артюшкина положения известны из литературы". Примечательно, из песни, как говорится, слова не выкинешь, все отрицательные заключения, утверждались или подписывались тогда директором ВНИИ "ВОДГЕО", проф. С.В. Яковлевым, . Возвращаясь к пункту 7, отметим, что он не соответствует реалиям. Во-первых, мною обнаружено специфическое воздействие на микроорганизмы не видимого света, а ультрафиолета. Во-вторых, именно случайность обнаружения часто является признаком настоящего открытия. В-третьих, неподтвержденность систематическими экспериментами привела к осознанию важного для сути дела факта- образцы смешанной микрофлоры, оказывается, реагируют различным образом не только на избыток питания, на присутствие в среде анилина, но и на область 33О нм и это различие объясняется тем, что для первоначального заражения брались то садовая почва, то илы, выращенные на различных веществах. На основании совокупности полученных экспериментальных данных можно было придти к кардинальному выводу, что и смешанные культуры, а не только чистые, подчиняются общим биологическим закономерностям, а значит вполне пригодны для их экспериментального обнаружения. В середине 80-ых, уже в разлуке с наукой, этот вывод был сделан и на основании его было предложено автоматизировать процесс поиска в природе штаммов бактерий с полезными свойствами использованием смешанных культур, потенциометрии и компьютерных технологий. Предлагалось в поэтапном эксперименте, ведущемся по заданной программе, сравнивать получаемые кривые дыхания с банком данных - тогда отклонение кривых от известных сопровождалось бы световой или звуковой сигнализацией и свидетельствовало бы о получении нового знания. Но приходящие ответы не отличались оригинальностью.

     "В Ваших разработках отмечено отсутствие научной новизны, неподкрепленность выводов фактическими данными, а также недостаточно грамотное использование приемов и методов, принятых в микробиологии".

     Не правда ли, сплошные парадоксы?! Отмечено отсутствие научной новизны именно там, где кроме новизны ничего нет. Одно и тоже обстоятельство, отход от общепринятых приемов и методов, дает ответы на очень многие почему. В самом деле, сегодня, по истечении многих лет, становится понятным, почему эти открытия не были сделаны в других лабораториях, почему возникли трудности с опубликованием результатов, приведшие к невостребованности нового знания, к незащищенной диссертации и к изящному отлучению автора открытий от науки - "он все делал не так".

     И здесь, после еще одной попытки восстановить Истину, а сколько их было, будет вполне уместно рассказать о том, как я попробую, это не шутка, опередить Время. Речь пойдет не о телепортации, мгновенном перемещении элементарной частицы света- фотона. Речь о другом. Известны случаи запоздалого использования научных достижений, порой уже без участия их автора, происходящие по разным причинам: недопонимание» зависть, задетые амбиции. Только вина выигрывают от длительного хранения - об открытиях этого не скажешь. Вот почему уже десятилетиями (пункт б - опередить Время) пытаюсь я привлечь внимание к нетривиальным научным находкам заинтересованных инстанций, пока, увы, безуспешно. Вот еще почему затеял свой авторский сериал, очень надеясь, что удастся уберечь крупицы нового знания от забвения, что они принесут пользу ("Хватило бы жизни... "- пожелала "Строительная газета" в номере от 6 марта 1989г), а Его Величество Время окажется более благосклонным к тому, кто пытается его опередить - историки науки пишут, что порой требуется смена поколений, чтобы новое пришло на смену старому. Вот почему приняли мы с супругой участие в уникальном социологическом опросе, задав в числе 1млн 400тыс граждан России свои вопросы Президенту Российской Федерации В.В. Путину.

     Вот эти вопросы:

     8(гудок)-800-200-40-40 Артюшкин Анатолий Дмитриевич, 215110, Вязьма, ул. Ленина 48, кв.80., № тел. Соседей 6-15-96

     Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

     Свои вопросы я задаю, исходя из принципа, которому следую: "Если закрывать глаза на безобразия, то можно проснуться в другой стране". Мои вопросы:

     1.Почему с 90-го года АН СССР, а теперь РАН игнорируют мои открытия фотоэффекта-330, стимулирования окисления фенолов, синхронных автоколебаний кислорода и рН в смешанных культурах с частотой 8 в час, дающие возможность с использованием потенциометрии и компьютерных технологий решить проблему XXI века - автоматизировать сам процесс получения нового знания?

     2. Почему академик РАЕН Наталья Александровна Демина в заключении от 10 апреля 2000 г., считая меня единственным в стране энтузиастом в области смешанных культур, обвиняет в нерациональном использовании средств налогоплательщиков меня, автора открытий, а не десятки тысяч исследователей, прошедших мимо удивительного рядом?

     3.Почему на пять письменных обращений, направленных Вашей Администрацией за последние три года в РАН, не пришло ни одного ответа?

4. И почему, извините за эмоции, в России скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем автор научных открытий, вынужденно замаскированных в описаниях к авторским номерами 998505, 1031912 и 1058899, защитит кандидатскую?

     15 декабря 2002г.

     8(гудок)-800-200-40-40 Артюшкина Алевтина Александровна

     215110, Вязьма, ул. Ленина 48, кв. 80., № тел. Сосед - 6-15-96

     Уважаемый Владимир Владимирович!

     Вопрос мой Вас удивит. Дело в том, что ухе четверть века научные открытия в области микробиологии остаются как бы нашим семейным делом. Муж получал на приборах удивительные кривые, а я переносила их на кальку. Открытия не должны лежать на полках, даже если они задевают чьи-то высокие амбиции.

     Вопрос: Нельзя ли обеспечить моему мужу, Артюшкину Анатолию Дмитриевичу через Федерацию "Интернет-образование" доступ к "Интернету" с предварительной подготовкой? Если к "Интернету" подключили малолетних нарушителей закона, почему бы в интересах государства такую же возможность не предоставить тому, кто законы открывает, добывая новые знания?

    17 декабря 2002г.

     Краткий комментарий к вопросам. Те, кто присутствовал на телемосте Президент РФ Владимир Путин - страна, найдут, что по парадоксальности эти вопросы напоминают тот, что был задан прапорщиком Олегом Козловым: "Почему герой России не может стать ее гражданином? В самом деле, почему автор многих научных открытий имеет нулевой статус?

     Чтобы этот вопрос не повис в воздухе, стоит подвести под него базу в виде книги А.К, Сухотина "Превратности научных идей" (Москва, "МГ",1991), несколько строк из которой настолько актуальны и сегодня, что я их не только приведу, но и подчеркну: "Опасение свести полезное знание до уровня бесполезного должно удерживать ученых, вообще причастных к судьбам науки, к ее организации. управлению, инвестированию от решительных шагов против инакомыслящих, а точнее, по-иному мыслящих".

     Вот мы и подошли к букве в - т.е. к еще одной попытке (а сколько их предпринималось!) разгадать тайну спонтанного творчества, или если не бояться быть освистанным, тайну гениальности, к чему, на мой взгляд, ближе всех подошел Владимир Павлович Эфроимсон, ученый с большой буквы, уделявший много внимания изучению биосоциальных основ человека, высоко ценивший проявления доброты и альтруизма, самоотверженное стремление к справедливости. Меня поразило его понимание гениальности, как неспящих, неожиданных ассоциаций, как оригинальность, захваченность идеей и его способность в защиту таланта бросаться на амбразуру. Одно только создание уникальной картотеки (биология, психология, история) из тысячи биографий представляется мне непостижимым подвигом.

     В рамках авторского сериала "Письмо века..." я, излагая историю своих открытий, неоднократно отмечал, что все они делались благодаря удачному стечению многих обстоятельств, порой и случайных. Лишь одному свойству своих открытий я уделял мало внимания, их спонтанности, когда новые проявления в известном тебе процессе, неожиданное "поведение" кривой как бы сваливаются на твою голову помимо твоего желания. Считаю важным подчеркнуть это признание вовсе не из тщеславных устремлений, а исходя из необходимости внести свой посильный вклад, вклад экспериментатора, а эксперимент поставила сама жизнь, в решение проблемы, которую в 7 номере "ЛГ" за 1985г. очертили д.ф.н. В. Загладин и член-корр. АН СССР И.Фролов - "ширится убеждение в необходимости комплексного изучения человека, включающего..«взаимодействие науки и искусства в познании и развитии беспредельного мира человека, создания единой системы знания о нем" (цитируется по стр.10 этюда третьего рукописи "О науке, с искусством, с истоков”, как и заковыченное далее).

     "Ясно, что каждый из нас с вами способен внести свою крупицу истины в решение затронутого и касающегося всех вопроса. А если каждый, то и я могу надеяться, что вы не найдете предосудительной мою попытку. Ведь встретив камень или осколок, чем-то похожий на метеорит, мы обязаны передать его в специальную комиссию. А осколок истины? Вдруг где-то именно его так недостает? И потому вот как, на мой взгляд, мы познаем наш, возможно, уникальный мир... Если имеется во внешнем мире гармония и если одни явленная, свойства предметов причинно зависят от других, то и в человеческом мозгу, порой неосознанно для нас самих образуются адекватные внешнему миру связи т.е. связи между нейронами, Возможно, поэтому заряженный дневной информацией, мозг ночью, пользуясь нашей раскованностью производит свою неслышную работу, а поутру будит нас открытиями.

     Известно, что таблица химических элементов пришла к Д.И. Менделееву во сне. А русскому химику Н.Н. Минину идея бензольного кольца открылась в виде змеи, кусающей себя за хвост, что позволяет творчество физиков, химиков и лириков объединить следующим четверостишием:

     Творчество - это если,
     Таблица пришла во сне,
     Грачей прилет, как песня,
     Ставшая гимном весне.

     Тайна творчества - она всегда и повсеместно привлекала вниманий человека. И если вообразить, что в одной компании оказались ученый, композитор, инженер, поэт, писатель, скульптор, художник, то можно быть уверенным, что всех их объединит в конце концов тема творчества и выяснится, что некоторые из них имеют склонность к самовыражению на "чужой" территории. Те, за кем такой грешок водится, как бы в оправдание разбросанности своих интересов назовут недосягаемых Леонардо да Винчи и М.В. «Ломоносова, вспомнят композитора А.С. Грибоедова, скрипача А. Эйнштейна и химика А.П.Бородина. В этой компании может случайна оказаться и автор "Эпилога", как случайно летом 1975 г. я зашел в Риге в зал, где проходил чемпионат СССР по шахматам, зашел с кинокамерой "Адмира-II" и теперь в любой момент, здесь время не властно, могу увидеть великих шахматистов, некоторые из которых живы и по сей день. Разговорить меня, моя беда- застенчивость (на снимке, где мне шесть, мои уши темные, а на самом деле - красные) будет очень трудно, но если на столе будут напитки, достаточно будет рюмочки коньяка и мой язык "развяжется" настолько, что будет произнесена фраза, которая, окажись в зале корреспондент газеты, войдет в историю. Вот эта фраза: “А не замахнуться, ли нам, господа, на загадку гениальности?" - "Замахнуться!" - дружно ответит зал. А поскольку инициатива наказуема, то автору предложения поручат и замахнуться и собрать необходимые материалы у собравшихся, и доложить о результатах. Признаться, резолюция эта, хотя и воображаемая, позволяет мне плавно перейти к существу проблемы, поскольку заяви я, мол, посмотрите, какое я чудо, какой я гениальный, это, другого быть не может, вызовет смех в зале, а теперь получается, я только подчиняюсь мнению большинства.

     И начал бы я свой "доклад" с того, что перечислил бы книги моей библиотечки, в которых вопросы познания мира, творчества, таланта, гениальности в самых разных аспектах рассмотрены достаточно досконально и в которых можно найти объяснение ситуации автора этих строк - новое чаще всего встречают в штыки, позднее с ним соглашаются и лишь спустя многие десятилетия удивляются: "Что это было?! Как это было?"

     Вот эти книги: "Поиски истины" А. Мигдала, "Ищи свой талант" Г. Воробьева, "Лоция будущих открытий" Г. Гуревича, "Ключ к самопознанию" М.Князевой, "У порога тайны" В.Лысенко", Прекрасна ли истина" О.Мороза, "Твои возможности, человек" В. Пикалиса, "Фантазия или наука" Д. Поспелова, "Предчувствия и свершения" И.Радунской (трехтомник), "Познать себя" А. Рухманова, "Парадоксы науки" А. Сухотина, "Сократ и мы" В. Толстых. Кроме книг по специальности, художественных, биографических особняком стоят книги серии "Альманах библиофила" и "Панорама искусств".

     "Люди творчески одаренные,- продолжил бы я - а к ним я отношу всех здесь присутствующих, не обижайтесь и отнеситесь к тому, что я скажу, с долей чувства юмора, напоминают мне своего рода гибрид компаса с точилкой: без устали и отклонения от поставленной цели каждодневным трудом оттачивают они свой талант. Творчество становится смыслом их жизни, привычка находить новые подходы, новые решения, композиции, сочетания с годами приводит к тому, что можно назвать автоматизмом или спонтанным творчеством - каким-то чудом, как бы помимо вашего желания к вам "приходят" единственная строка, нужная рифма, чудная мелодия, а решение проблемы оказывается таким простым и лежащим на поверхности, что потом долго удивляются: "Надо же! Проходили и смотрели все, а увидел один!"

     В заключение я предложил бы вот такое определение: "Гениальное спонтанно и неповторимо". "Согласны!"- ответил бы зал. А сам я, убегая от шума толпы, уединился бы (кому об этом расскажешь?), размышляя над тем, что, видимо, существует некая причинная связь между строчками, мелодиями и научными открытиями, которые "приходили" спонтанно, как озарение:

     Ночь. Полумесяц-пастух         Ты стоишь заворожен.
     Небес стережет покой.             Вон ковш - напейся воды.
     Тишина. Лишь сердца стук,      Как мир прекрасно сложен!
     Вон звезда - достань рукой.     Как сказочен путь звезды.

     Вот и 11-ая страница позади второго уже варианта "Эпилога". Тот первоначальный как раз одиннадцатой и заканчивался. Было это 22 декабря, и я предвкушал, каким новогодним сюрпризом для пяти адресатов окажется мой "Эпилог" с приложением многоцелевого назначения. Я столько надежд возлагал на него, что пришлось рискнуть проплыть между Сциллой опасности не уложиться в срок и Харибдой опасности быть принятым за графомана, отвлекающего занятых людей бесплодными идеями. Гавань уже близка и так хочется в подражание недавнему подвигу Ф. Конюхова войти в нее победителем! "Спокойно", - говорю я себе, - сейчас придется продемонстрировать на удивление миру фигуры высшего пилотажа в творческом полете в различных ипостасях с риском разбиться, столкнувшись с непониманием или подобно лягушке-путешественнице плюхнуться в болото и тогда брызги смеха и злословия разлетятся вокруг. Десятилетиями отторгаемый научным сообществом, - продолжаю я,- докажи, что твои открытия вовсе не случайность и ты выдержал жестокое испытание замалчиванием. Коли в музыке, в поэзии в прозе (порядка 1,5 тыс. стр. текста), в художественном восприятии мира ("открытие" "Пушкинской галереи" на мраморных стенах станции метро в Баку-79), где, являясь дилетантом ты оказался успешным, то почему, спрашиваю я своих оппонентов, я являюсь персоной нон грата в науке, где я был подкован и теоретически (аспирантура 1967-70г.г., Москва, ВНИИ ВОДГЕО, реферирование статей для ВИНИТИ) и экспериментально - получением нетривиальных и наглядных кривых?"

     Я всегда удивлялся проявлениям необычных способностей. Пришельцами из иных миров представлялись мне феномены-счетчики, дерзающие соревноваться с компьютером. С неописуемым восторгом, помнится, перелистывал я страницы книги с рисунками Нади Рушевой, судьба которой, увы, судьба бутона нераспустившихся талантов. Меня до сих пор "цепляют" мелодии А. Зацешша, Э. Артьемева, Р. Паулса, Е.Доги, Р.Свиридова и... Ч.Чаплина. Какая жалость, думаю я порой, что ушла из жизни неразгаданной Н.Кулагина, умевшая, как никто, дистанционно воздействовать на предметы и изменять реакцию среды рН в запаянной ампуле.

     Это какое-то наваждение, но мелодии, как и раньше, "приходят" ко мне, как и почему, это и для меня остается тайной. Если это случается в дороге, мне чаще всего удается не потерять ее и по возвращении домой с пунктуальностью записать (дата, час) на аудиокассете("Электроника" от фа первой октавы до ми третьей) Счет "сочиненным" мелодиям я потерял, но скорее всего, если учесть все, он приближается к цифре 3000. Я бы отнес свое сочинительство к категории загадочно - курьезного, если бы не случай. Как-то в вяземском Литературном салоне состоялся вечер романтической музыки, по окончании которого я передал музыковеду В.Н, Кузнецовой кассету с записью 7 + 12 мелодий с просьбой их прокомментировать. Меня . интересовало два вопроса: представляют ли эти мелодии какой-либо интерес и не отразилось ли на их качестве то обстоятельство, что 12 мелодий отделены от семи интервалом времени в четверть века.

     Признаться, полученный отзыв меня поразил и одновременно заставил призадуматься, почему десятилетиями никто не отзовется подобным же образом о моих находках в науке, где я чувствую себя значительно уверенней? Почему никто не проявил никакого интереса, куда это я исчез со своими открытиями? Видя, как равнодушен ученый мир к результатам твоих научных изысканий, как незамеченной осталась статья "О парадоксальном в реагировании смешанных культур на внешние воздействия", побывавшая в стенах Института микробиологии АН СССР, а затем в Оргкомитете VII съезда Всесоюзного микробиологического общества, можно было придти в отчаяние, если бы не чувство юмора, с которым были написаны для "Вяземского вестника" (великая благодарность редакции) статьи, заметки, юморески, начина? с 1995г. Если бы потребность в творчестве не находила выхода и в поэтических экзерсисах: "Закружили ветры хороводы", "Осенний мотив", "Туман", "Камин", "Зажги свечу воспоминаний", "Мона Лиза", "О, как завидую я птицам!" "Играет солнце в зелень с нами", "К нам мчится миллионы лет", "Осень", "Зима", "Избрав науку", четверостишия, одностишия. Если бы не затеянный мною авторский сериал "Письмо века...", в котором почти каждое письмо было откликом на то или иное событие, сюжет, и несмотря на это, исчезало в недрах редакций, как в 37-ом исчезали с фотографий лица по поводам, высосанным из властного пальца.

     После своеобразного лирического отступления стоит под занавес "Эпилога" отметить, какие наступательные действия прорывного характера на перспективных направлениях микробиологии не состоялись по причинам бюрократического свойства, из-за неиспользования, невостребованности авторских номерами 998505, 1031912 и 1058899.

     Описанию этих возможностей можно посвятить целый трактат, что свидетельствовало бы об объеме, нового знания, полученного автором в рамках весьма нестандартного научного поиска. Но поскольку занавес "Эпилога" вот-вот закроется, ограничусь одним – двумя примерами в популярном изложении.

     Известно, что жизнь без азота невозможна. Но в давних экспериментах по окислению фенолов в безазотистой среде мне не удавалось заметить, что скорость процесса снижается даже на следующие сутки. Создавалось ощущение сказки: льется вода из кувшина и конца этому не видно. Да, и из литературы, и по изменению т.н. сродства подсушенной биомассы к фильтру из нитроцеллюлозы получалось, что весь углерод расходуется на прирост клеточной стенки. Из этого обстоятельства следовала возможность подачи заявки на способ увеличения жизнеспособности бактериальной клетки при длительном хранении коллекционных культур, но этому помешала разлука с наукой. Несмотря на письмо Госкомизобретений СССР в бывший Минкомхоз не было вовсе использовано изобретение, позволявшее эффективно и оперативно нейтрализовать фенолы при аварийных ситуациях. Итог - газеты сообщали о загрязнении рек фенолами с печальными последствиями для рыбного хозяйства. А вот статья А. Хорошилова в 208 номере "Парламентской газеты" с красноречивым заголовком "Кто напишет роман "Последний из нивхов?" Аптечный запах кеты и горбуши с перспективой полного исчезновения аборигенов Амура. Еще из неиспользованного:

     1. Аэротенк из полимерной пленки, сооружаемый на воде. Нет земляных работ, нет конструкций из металла и бетона. Есть экономичность, оперативность сооружения, возможность создания новых инженерных решений. Перспективны при аварийных ситуациях, особенно в районах с незамерзающими водоемами.

     2. Идея воздухообмена между городом (нужда в кислороде) и лесом (нужда в СО2).

     3. Идея создания гибрида парусника с ветряком при использовании преимуществ обоих сооружений, проверенная в мысленном эксперименте, обсудить, проверить и обкатать которую я давно мечтаю в лаборатории, делающей погоду в науке. Ответ из Кишинева: "Молдавии фенолы не угрожают". Из Киева я получил перечень 12-ти научных центров, в которых меня не ждут. Пущино: "Вакантных мест нет и не предвидится, отсутствует лимит на прописку". ВНИИ В0ДГЕ0/1984/ "отсутствие вакантных мест". Почти как в давнем итальянском к/ф, в котором человек идет вдоль границы, поскольку обе страны считают его персоной нон грата. А выход, думается, есть, даже два. Это упрощение процедуры защиты кандидатской пропорционально вкладу в науку. Это, во-вторых, обеспечение выхода в Интернет воспроизведение учащимися 9-11 кл. "солнечных", "синхронных" кривых с привлечением к науке и отвлечением от наркотиков.

Вязьма 13.01.03. А. Артюшкин.

       ПОСТКРИПТУМ

     к "Эпилогу сенсаций"

     Вот и собраны листы "Эпилога" один к одному, удачно подобрана обложка, изготовленная методом коллажа. Дело за листами, какие обычно предшествуют рукописи или завершают ее словом "Содержание",

     Я предполагал заранее, что собранные материалы в совокупности могут произвести эффект сказки и потому планировал завершить ее тремя желаниями, которые в моей нынешней жизни значат многое, если не все. Но 5 января, выходя из помещения узла связи, что в начале ул. Ленина, я подскользнувшись, упал и ударился спиной о выступ лестницы. С трудом поднявшись, я понимаю, что удар пришелся по линии позвоночника. На часах 15:05. Постепенно прихожу в себя, еду на Главпочту заплатить за телефонные переговоры от соседей, затем на пер. Щорса, 11 - навестить живущих там маму и сестру. В семь вечера я дома и прошу Алю нанести на спину радикулитный бальзам. Резкая боль пронзает током где-то внутри на уровне поясницы. “Вот тебе и эпилог”,- подумал я в то мгновение, потеряв надежду его завершить. Три дня даже подумать об утренней физзарядке я не мог. К счастью, кажется все обошлось и лишь прихрамывание на правую ногу напоминает о падении. Стал выбор: поликлиника или довести "Эпилог" до финиша. Я делаю поступок, что сродни небольшому подвигу и решаю сначала закончить свою попытку вытащить себя, подобно барону Мюнхгаузену, за волосы из бездны неудач и забвения. Кстати, фильм "Тот самый Мюнхгаузен", как и другой - "Обыкновенное чудо" я считаю во всех смыслах, достойными премии "Оскара". А к чему я об этом? Кому это интересно? Просто я решил проиллюстрировать, насколько непредсказуема наша жизнь. Мог ли я дней за десять до падения вообразить, что обсуждая с женой в том же месте, мол, как опасно наступить на плиты, а не на ступеньки без перил, совершу роковой шаг. Вот и радио только что сообщило - ушел из жизни Нар. артист России и Белоруски В. Мулявин, спустя год после автокатастрофы, затронувшей позвоночник. А есть ли смысл писать о трех желаниях спрашиваю я себя. Решаю, что стоит - ведь надежда умирает последней. По порядку. Первое: упростить бы процедуру защиты канд. или даже докторской, с учетом вклада в науку. Второе: съездить спустя 10 лет на могилу отца, чему препятствуют соображения материального порядка. До 90-го года на 100р. можно было два раза поездом проехать в Москву туда и обратно. Сегодня моей пенсии не хватит и в один конец. Третье: получить бы доступ в "Интернет" для решения проблемы общения и чтобы "заразить" учащихся школ наукой, повторить удивительные кривые. Все.

Вязьма 26.01.03 А. Артюшкин.

     ПОСТСКРИПТУМ

     к "Эпилогу сенсаций" (II вар).

     Вот и собраны листы "Эпилога" один к одному, удачно подобрана обложка, изготовленная методом коллажа. Дело за листами, какие обычно предшествуют рукописи или завершают ее описанием содержания.

     Ранее я предполагал, что собранные материалы в совокупности могут произвести эффект сказочного действа и потому планировал завершить ее, рукопись, тремя желаниями, которые в моей нынешней жизни значат многое, если не все. Вот эти желания по порядку.

     Первое: упростила бы инстанция, заинтересованная в развитии отечественной науки, процедуру защиты кандидатской или даже докторской пропорционально определенному вкладу в науку, что дало бы мне возможность претендовать на рабочее место в лаборатории, достаточно оснащенной, занимающейся проблемами на стыках биотехнологии, фотобиологии и экологии или созданием автоматизированных систем жизнеобеспечения (водоросль хлорелла интересовала меня еще в начале 60-ых годов, но судя по ответу на мое письмо из АН СССР моя склонность к занятиям наукой не была принята во внимание). Иначе приоритет в использовании возможностей смешанных культур микроорганизмов, а судя по представленным материалам, полученных автором в инициативном порядке в условиях дефицита во многом, они многообразны и существенны, будет потерян. До 92 года я пополнял свою картотеку ссылок на источники в Бакинской публичной библиотеке, но, полагаю, и на сегодняшний день полученные тогда результаты во многом, пусть и не во всем, обладают признаком "новизна". Косвенно об этом можно судит и по прилагаемой переписке с редакцией журнала Нейча" ("Природа") -ответ составлен так, что в нем отсутствует хотя бы одно упоминание о чем сообщал автор. В целях лучшего понимания должен признаться, в том, что получение мною в 70-ые годы принципиально новой научной информации было бы абсолютно невозможно, если бы:

     1. Не высшее образование (АГУ им. С.М. Кирова, биофак,1959г.), давшее возможность приложить его к разным сферам деятельности (энтомология, гидробиология, очистка сточных вод, микробиология).
     2. Не публикации авторов тогда советской микробиологической школы в разнообразных периодических изданиях.
     З. Не разработанные во ВНИИ "ВОДГЕО" анализаторы раств. 02 типа ЭГ 152-003 (один из разработчиков - А.Кузьмин)

     Второе: посетить после 10-летнего перерыва могилу отца в Баку.
     Сегодня, 3 августа 2011-го сообщу, что Дмитрий Васильевич Артюшкин ушёл в мир иной, увы, 12 июня 1990-го. Мы переехали, смутное было время, в Вязьму летом 1993 года, и значит я только мысленно "посещаю"его уже 18 лет- при моей пенсии вояж в Баку для меня проблема.

     Третье: получить доступ в "Интернет"- решение проблем общении с целью "заразить" учащихся школ наукой.
     Сегодня и это перестало быть проблемой и творческий потенциал получил развитие публикацией, с сентября 2009-го ежесуточно, 2557 произведений.

 
Вязьма 27.01.03. А. Артюшкин.

А к чему я об этом? Кому это интересно? Просто я решил проиллюстрировать, насколько непредсказуема наша жизнь. Мог ли я дней за десять до падения вообразить, что обсуждая с женой в том же месте, мол, как опасно наступить на плиты, а не на ступеньки без перил, совершу роковой шаг. Вот и радио только что сообщило - ушел из жизни Нар. артист России и Белоруски В. Мулявин, спустя год после автокатастрофы, затронувшей позвоночник. А есть ли смысл писать о трех желаниях спрашиваю я себя. Решаю, что стоит - ведь надежда умирает последней. По порядку. Первое: упростить бы процедуру защиты канд. или даже докторской, с учетом вклада в науку. Второе: съездить спустя 10 лет на могилу отца, чему препятствуют соображения материального порядка. До 90-го года на 100р. можно было два раза поездом проехать в Москву туда и обратно. Сегодня моей пенсии не хватит и в один конец. Третье: получить бы доступ в "Интернет"- решение проблем общении с целью "заразить" учащихся школ наукой.
      Сегодня и это перестало быть проблемой и творческий потенциал получил развитие публикацией, с сентября 2009-го ежесуточно, 2557 произведений. На 20 августа 2012 года- 4145, на 29 ноября 2014 года- 7403.

Иллюстрация из инета.