Легенда о человеке

Александр Найданов
Давным-давно, в годы незнакомые или малознакомые нашей детворе, жил в Уральских горах великий Умелец под охраной тогдашних властей. А охраняли его потому, что он из мухи слона вознамерился сделать, и чтобы тот его секрет украсть не могли. Однако, что-то не вышло у него с размерами. Вместо слона сделал он человека из мухи. А тут и власть сменилась. Охрана начала разбегаться, а с собой уносить все ценные научные книги Умельца и то, что продать можно. Не взяли только человека, которого Умелец сделал. Так и сказали: "Во первых, он у тебя говорить не умеет, а во вторых, таких, как он да и ты, голодранцев, нынче - тьма-тьмущая.

Так и остался старый Умелец в тайге, вдвоём со своим вымученым да не выученым человеком. Скучно одному на старости лет. Вот и решил он обучать питомца грамоте да человечьей премудрости. Сам-то с юных лет вдали от людей. Как учить? Чему? В углу, под исковерканными книжными полками, под слоем пыли да паутины, отыскал одну книгу, что осталась, как память от покойной его бабушки. Стёр шершавой ладонью пыль, открыл наугад да так, не отрываясь и читал много дней подряд, а человека-то своего рядом посадил, чтоб вникал в житьё. Сколько времени прошло? Не знаю. Только начал человек уже и разговоры водить да развлекать родителя своего. Сильно радовался старик-умелец этому чуду. Видно на радостях-то и не сдюжило сердце его, надорвалось...

 Сделал Человек всё, как наказывал ему Умелец ещё при жизни: схоронил, крестик на могилке поставил да и прочь пошёл к людям, а книжку-то с собой прихватил. И где бы ни встретил Он людей, всё заговорить спешит, да по книжке-то чему выучился и говорит, и говорит, а сам так в душу и смотрит: "Так ли живёшь?" Кто всплакнёт да головой покачает. Кто перекрестится, а кто в лицо плюнет или кулаком ударит, или ногой пнёт. Долго шёл Человек по свету. И начал уже подумывать, что не в ту сторону Он идёт. С другой видать стороны люди правильно-то живут?

Двинулся Он путём обратным, а дело своё так и не забывает: смотрит на встречного с любовью да лаской, пытаясь струн его души, хотя бы, коснуться. В ком и обретал малую толику душевного отклика, да очень таких-то мало встречалось. И уж почти дошёл Он до гор Уральских, как остановилась рядом машина, вышли люди в красных фуражках да ну его бить его же книгой, пинать сапогами, дубинками сечь... Затащили в лес бездыханного да и швырнули в овраг. Только до утра и дожил Человече.Осветило Солнышко его тускнеющие глаза перед последней дорогой. Упали хвоинки да чистая роса на лицо его с замирающим уже удивлением... Так и не смог Он до смерти понять обычных для нынешнего мира вещей:

Людей надо обманывать, чтобы они тебя уважали.
Говорить о том, о чём ты и не думаешь.
Искать то, что тебе и не пригодится.
Не беречь своего, а отнимать чужое.
Копать яму всякому, а случится упасть в неё самому, кричать, что недруги подстроили.
Говоря о Любви, ненавидеть тех, кто о ней говорить не хочет.

Да, только не этому Человека книга учила. Хорошему учила. Так, что плохой жизни Человек принять уже и не мог. Но по сей день никто из людей не знает; какое та книга название имела? А может и знает кто, да в секрете держит?!