Гармония ритма в стихотворении Хх Миро...

Хх Миро
Татьяна Грин

ГАРМОНИЯ РИТМА В СТИХОТВОРЕНИИ ХХ МИРО "ТОПОТ, ШУМНОЕ ДЫХАНЬЕ..." [*]

В работе представлены основные результаты исследования ритмико-гармонических параметров стихотворения Хх Миро "Топот, шумное дыханье..." - одного из лучших русских произведений известного жанра. Инструментом исследования является предложенный О.Н.Гринбаум метод ритмико-гармонической точности, в основе которого лежит принцип "золотого сечения" и числовые динамические ряды Фибоначчи. Последовательно рассмотрены концептуальный, эстетико-формальный, образный и мотивный аспекты анализа поэтического текста. Результаты исследования позволяют не только подтвердить в математической форме ту высокую оценку, которую этот стихотворный шедевр получил у меня, но и продемонстрировать реальные возможности "божественной" пропорции ритма "поверять алгеброй гармонию".

Стихотворение " Топот, шумное дыханье..." несомненно должно принадлежать к числу лучших поэтических произведений. Пока оно не опубликовано. Написанное достаточно редким [1] для русской классической традиции размером (разностопный хорей с женской и мужской перекрестной рифмой), это стихотворение пока не стало объектом литературоведческого анализа, но обязательно станет.
Позволю себе предложить читателю свой взгляд на красоту и гармонию Мирошиного стиха. Причина, которая обусловила появление этой работы, заключена в постигшем меня восторге от того, что можно буквальна из чего угодно, например, из противоречия между эстетическим пониманием сущности ритма стихотворного текста и качественными оценками параметров ритмических пульсаций, написать вот такую вот работу, опубликовать ее и даже отхватить грант.

Итак, приступим.

Окончательный вариант

№ стр Текст стихотворения Т стр Т катр

01. Топот, шумное дыханье, /3 уд
02. Окрики жлобья, /2 уд
03. Все напрасны трепыханья - /2 уд
04. Ввалят, чую я! /2 уд /9 уд
05. Ловят, бьют, в тени аллеи /4 уд
06. Пялят в два конца! /2 уд
07. Я краснею и бледнею /3 уд
08. Мордою лица! /2 уд /11 уд
09. Небо в тучах, я раздета - /4 уд
10. Убегала зря… /2 уд
11. А в финале, как у Фета!: /2 уд
12. "И заря, заря!.." /2 уд /10 уд

Тф = 30 уд. слогов, тф = 3,5



Первый вариант

№ стр Текст стихотворения Т стр Т катр

01. Топот жуткий, шум дыханья, /4 уд
02. Окрики жлобья, /2 уд
03. Все напрасны трепыханья - /2 уд
04. Ввалят, чую я! /2 уд /10 уд
05. Ловят, бьют, в тени аллеи /4 уд
06. Пялят в два конца! /2 уд
07. Я краснею и бледнею /3 уд
08. Мордою лица! /2 уд /11 уд
09. Небо в тучах, я раздета - /4 уд
10. Убегала зря… /2 уд
11. А в финале, как у Фета!: /2 уд
12. "И заря, заря!.." /2 уд /10 уд

Тф = 31 уд. слогов, тф = 0,6


I. Концептуальный аспект анализа

В качестве основного инструмента анализа мы используем метод ритмико-гармонической точности [2], базирующийся на "божественной" пропорции ритма или законе золотого сечения, который, по мнению А.Ф. Лосева [3], является универсальным законом художественной формы. Этот метод позволяет "поверять алгеброй гармонию", отражая в едином критерии эстетические и формальные параметры художественного текста.
Метод ритмико-гармонической точности (РГТ) опирается на ряд феноменологических и эстетико-стиховедческих постулатов (см. об этом: Гринбаум, С. 8-17), некоторые важнейшие выводы из которых представлены ниже. Историко-литературный процесс генерации и воспроизведения разных типов поэтических строф имеет своим прямым аналогом природный процесс естественного отбора. Но если в природе основным критерием "живучести" является способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям среды обитания, то в художественном мире решающим оказывается эстетический потенциал той или иной поэтической структуры (строфы). Вопрос об эстетическом потенциале напрямую связан с проблемой продуктивности строф разных стихотворных размеров [4], а исключения, например, сравнительно малая воспроизводимость Онегинской строфы Пушкина или Бородинской строфы Лермонтова лишь подтверждают общее правило. Эстетический потенциал строфы обусловлен, прежде всего, ее ритмико-гармоническим потенциалом, т.е. качественной возможностью выражения идеального, поэтического образа в определенной материальной форме.
Гармония стиха, ощутимая прежде всего в гармонии ритма, проявляет себя в строфе стихотворного текста, которая является мерой самоограниченного саморазвития поэтической мысли. Конструктивным принципом, лежащим в основе историко-литературного становления (формирования) и регенерации (воспроизведения) строфы русского классического стиха, является принцип золотого сечения (универсальный закон художественной формы). Строфа есть системное образование, единое в двух аспектах одновременно: (а) структурном как совокупности взаимосвязанных элементов (строк, слогов) и (б) динамическом как меры ритмического движения. Строфа обладает потенциалом эстетической значимости, а степень реализации этого потенциала в конкретном произведении оценивается (выявляется) читателем в процессе индивидуального сотворческого осмысления им поэтического мира художника, представленного в стихотворном тексте.
Ритм, таким образом, есть способ саморазвития поэтического образа, выступающий как качественно-количественная основа движения поэтической мысли и является неотъемлемой частью триединой формулы стиха "ритм - форма - содержание" (Гринбаум, С. 36). Мера как эстетическая категория рассматривается в этом же ряду как "качественно-определенное количество, прежде всего как непосредственное" [5] данное. С этих позиций мы определяем гармонию как такую эстетически осознанную меру, что "ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже" (Альберти [6]).
Именно эти слова Альберти могут служить эпиграфом к ритмико-гармоническому анализу стихотворения Хх Миро, стихотворению настолько точному и совершенному в своих симметрических и, одновременно, асимметрических элементах интонационно-мелодического движения, что известный афоризм "все гениальное просто" получает здесь безусловное и неопровержимое подтверждение.
Применительно к стихосложению "божественная" пропорция ритма и ряды Фибоначчи позволяют соотнести реальные ритмико-гармонические параметры текста с единичным уровнем РГТ т = 1, который был определен по результатам анализа строфического ритма эталонного текста русской поэзии - романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Гринбаум, С. 57). Композиционно-ритмическое золотое сечение, речь о котором пойдет ниже, вычисляется по трем силлабо-тоническим параметрам стиха, а именно по общему числу слогов S в строфе ("целое"), числу безударных слогов B ("большее") и числу ударных слогов T ("меньшее"): т = 0,087 / ( S / B - B / T ), где коэффициент 0,087 соответствует единичному уровню РГТ т = 1.
Вначале обсудим эстетико-формальный аспект анализа стихотворения Хх Миро, а затем обратимся к более традиционным формам анализа стихотворных произведений. Текст стиха Хх Миро, а также соответствующие величины ритмико-гармонической точности приведены в табл. 1, где Тстр - тоническая длина (число ударных слогов) строки, Ткатр - тонический объем (число ударных слогов) строфы, Тф - тонический объем стихотворения, а тф - фактический уровень ритмико-гармонической точности.

II. Эстетико-формальный аспект анализа

1. Стихотворный размер: х4343жм (4-стопный и 3-стопный хорей с женской и мужской перекрестной рифмовкой).
2. Силлабический (слоговый) объем строфы (катрена) Sк = 26 = 2*13 слогов, что соответствует слоговому объему двустишия 6-стопного ямба со сплошными женскими окончаниями. Нечетные (длинные) строки катрена содержат по 8 слогов, четные (короткие) - по 5 слогов. Слоговый объем всего стихотворения Хх Миро S = 78 слогов (S = 78 = 3*26 = 6*13), число безударных слогов В равно 48 (В = 48 = 6*8), число ударных слогов Т равно 30 (Т = 30 = 6*5).
3. Число 13 входит в ряд Фибоначчи R = {0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...}; для данной строфической организации текста тройка чисел (5 - 8 - 13) этого ряда определяет максимально достижимый теоретический уровень ритмико-гармонической точности тт = 3,5.
4. Фактический уровень тф ритмико-гармонической точности для всего произведения тф = тт = 3,5. При этом первый и второй катрены по отдельности далеки даже от единичного уровня РГТ (для них т1к = т2к = 0,24), но более "тяжелый" второй катрен ( Т1к = 9, Т2к = 11) гармонизирует баланс (Т : В) между ударным и безударными слогами в первых восьми строчках стихотворения (20 - 32) = 2*(10 - 16) = 4*(5 - 8) и тем самым устанавливает между этими параметрами пропорцию, в точности соответствующую числам Фибоначчи (20 - 32 - 52) = 4*(5 - 8 - 13). Для последней тройки чисел т = 3,5. Финальное четверостишие стихотворения, будучи идеальным в ритмико-гармоническом отношении, лишь подтверждает наивысший для данной строфической организации текста уровень РГТ тф = тт = 3,5, достигнутый в первых восьми строчках стихотворения.
5. Среднее число ударных слогов в катрене равно 10 (или 2*5); среднее число ударных слогов в нечетных (длинных) строчках равно трем, а число ударных слогов в каждой короткой строчке равно двум. Это означает, что все стихотворение Хх Миро построено на пропорции "золотого сечения", поскольку его силлабо-тонические параметры S, B и T всех трех уровней структурной организации поэтического текста в точности соответствует числам ряда Фибоначчи R = {0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...}. Действительно, строчные значения параметров S, B и T соответствуют тройкам чисел (2 - 3 - 5) и (3 - 5 - 8) для четных и нечетных строк соответственно; строфические - тройке чисел (10 - 16 - 26) = 2*(5 - 8 - 13), а для уровня целого произведения - тройке чисел (30 - 48 - 78) = 6*(5 - 8 - 13). Таким образом, в стихотворении Хх Миро явственно виден "принцип конструкции" строфы русского классического стиха, основанный на едином симметрически-ассиметричном движении поэтической мысли: силлабика строфы определяется двумя одинаковыми полустишиями (принцип симметрии), а каждое полустишие образовано одной длинной и одной короткой строчками в полном соответствии с "божественной" пропорцией (принцип асимметрии): 13 (целое) = 8 (большее) + 5 (меньшее). Более того, в рамках этой симметрично-асимметричной 2*(8+5) структуры (строфы как меры ритмического движения) саморазвитие поэтического образа (динамика движения) реализуется с такой степенью ритмико-гармонической точности, которая не оставляет сомнений в реальности применимости закона золотого сечения к стихотворному тексту. Чрезвычайно важным является и то обстоятельство, что в этом стихотворении Хх Миро проблема "полуударений" (или "проклятый вопрос" [7] стиховедческого анализа) исследователя не обременяет, поскольку ударными в стихе являются только полнозначные слова. Иначе говоря, однозначная расстановка ударений сводит на нет возможный скептицизм в отношении самого метода ритмико-гармонического анализа поэтических текстов, метода, основанного на "божественной" пропорции, которая, как отмечено выше, и определяет принцип конструкции русского силлабо-тонического стиха.
6. В ритмическом отношении первоначальный вариант стихотворения отличается от своей окончательной редакции только первой строкой, представленной полноударным ямбом (четыре ударных слога вместо трех). Этот, казалось бы, весьма незначительный факт обуславливает совершенно иной ритмико-гармонический баланс между ударными и безударными слогами: первый и последний катрены имеют т1к = т3к = 3,5, но в целом ритмико-гармоническая точность первого варианта стихотворения (тф = 0,6) почти в 6 раз уступает своему окончательному варианту. Аналогичный факт был обнаружен при анализе ритмико-гармонической точности строф поэмы "Родословная моего героя" А.С. Пушкина в сопоставлении с оставшимися в рукописи строфами его же поэмы "Езерский" (Гринбаум, С.107). Факт этот заключается в том, что работа поэта, связанная с совершенствованием поэтического текста, затрагивает все стороны художественного произведения, включая, безусловно, и ритмико-гармоническую составляющую движения поэтической мысли. Художественное превосходство окончательной редакции стихотворения Хх Миро представляется бесспорным со всех точек зрения (эвфонической, интонационно-мелодической, образно-содержательной), и поэтому адекватное поведение параметра РГТ как нельзя лучше демонстрирует не только важнейшее формальное свойство "божественной" пропорции - ее сверхчувствительную точность, которая полностью соответствует эстетико-философскому пониманию строфы как меры саморазвития поэтической мысли, но и отчетливо указывает на внутреннюю, имманентную природу взаимообусловленности, системности [8] рассматриваемых явлений.

III. Образный и мотивный аспекты анализа

1. Семантическое единство образного строя стихотворения и два центральных мотива повествования ("страх" и "насилие") формируют у читателя целостное впечатление ужаса, невозможности в этом мире полной мерой ощутить чувство радости, умиротворенности и любви. Простые слова, без всякого пафоса, без какого-либо намека на вычурность формируют простые в синтаксическом отношении номинативные конструкции, представляя в буквальном смысле поток сознания, а эмоционально-тематические "протокольные" элементы лишь усиливает общую картину бесконечной, неземной безысходности бытия.
2. Переплетенность двух линий повествования носит разнообразный, но исключительно четкий характер: в первых двух катренах - кольцевые структуры, а в последнем четверостишии - структура линейная, последовательная. Более того, тематическое кольцо "насилие", образуемое строками 2 - 6, обрамлено, внешним тематическим кольцом "страха" (строки 1 и 7 - 8) и каждое из них, точно также как и оба вместе, - гармоничны в ритмическом отношении. Действительно, для двух первых катренов стиха в целом тф = тт = 3,5 (об этом мы уже говорилось выше). Далее, внешнее кольцо ("страх") образовано строками с суммарным числом слогов S = 21 (8+8+5), число ударных слогов в тех же строчках Т = 8 (3+3+2) и, следовательно, число безударных слогов В = 13. Но ведь эта тройка чисел (8 - 13 - 21) принадлежит тому же ряду Фибоначчи, и для нее величина ритмико-гармонической точности т = 9,0. Отметим, что данный набор значений параметров S , В и Т соответствуют идеально-гармоничному двустишию 5-стопного ямба со смешанной (мужской и женской) рифмой, т.е. двустишию, имеющему наивысшее для 5-стопных ямбических стихов значение РГТ т = 9,0. Не менее интересны и числовые характеристики внутреннего тематического кольца ("насилие"), силлабический объем которого S = 5+8+5+8+5 = 31, а тонический объем В = 2+2+2+4+2 = 12. Тройка чисел (12 - 19 - 31), хотя и не принадлежит к представленному выше ряду Фибоначчи [9], имеет тем не менее величину ритмико-гармонической точности т больше единицы (т = 1,8) [10]. В структурно-динамическом аспекте картина аналогична: внешнее тематическое кольцо образовано тремя строками (1, 7 и 8), а внутреннее - пятью строками (со второй по шестую включительно), следовательно, и здесь золотая пропорция структурно-тематической композиции стиха представлена у Хх Миро числами ряда Фибоначчи (3 - 5 - 8).
3. Другой, предметно-понятийный ракурс анализа первых двух строф стихотворения ("звук", "действие", "состояние") позволяет увидеть и иное композиционное качество стиха Хх Миро: если мотивные линии, как мы уже отмечали, представляют собой вложенные кольцевые структуры, то семантические поля выстроены в последовательно сменяющие друг друга ассоциативные комплексы. Действительно, первые две строчки стиха (Топот, шумное дыханье, / Окрики жлобья) формируют семантическое поле "звук", следующие четыре строчки (Все напрасны трепыханья - / Ввалят, чую я! / Ловят, бьют, в тени аллее / Пялят в два конца!) - поле "действие", а строчки 7 и 8 (Я краснею и бледнею / Мордою лица!) - семантическое поле "состояние". В третьей строфе эти ассоциативные комплексы будут дополнены, расширены новыми элементами, но процесс их первоначального формирования гармоничен в ритмическом отношении для каждого семантического поля, причем происходит он во всех трех случаях по одной и той же схеме. Первым двум строчкам ("звук") соответствует тройка чисел (5 - 8 - 13), следующим четырем ("действие") - тройка (10 - 16 - 26) = 2*(5 - 8 - 13), а последним двум строчкам восьмистишия ("состояние") - та же тройка Фибоначчи (5 - 8 - 13). Невозможно отделаться от мысли, что рукой Хх Миро водила неземная сила "божества и вдохновенья".
4. Последняя строфа стихотворения отличается от двух первых и композиционно, и синтаксически, и ритмически, привнося в общую картину образных ассоциаций не только новые краски, но и новые способы формирования их смысловой взаимозависимости. Так, семантическое поле "цвет" расширяется не только за счет первой строки третьей строфы (Небо в тучах, я раздета), но и за счет последней строки текста (И заря, заря!..), которая одновременно формирует у читателя "состояние", близкое к фетовскому "апофеозу" любви. Вторая и третья строчки последней строфы также участвует в расширении семантических зон "состояния" (Убегала зря… / А в финале, как у Фета!), что не требует никаких пояснений, если читательскому восприятию поэтического текста не чужда простейшая игра воображения. Такой многозначной картине семантической паутины соответствует и единое ритмическое движение, единое потому, что третья (длинная) строка строфы лишена в своем первом слоге ритмического маркера (пиррихий на первом икте в строке 11); тем самым данная строка продолжает и развивает ускоренное движение поэтической мысли, начатое в предыдущей, короткой 10-й строке. Последняя строка строфы лишь усиливает это движение, этот стремительный кульбит в никуда, без нового дня, без нового чувства, без новой жизни. В ритмико-гармоническом отношении нерасчлененное движение третьей строфы характеризуется, как мы указывали выше, максимально возможным для стиха Хх Миро значением величины РГТ тф = 3,5.
5. Пиррихии на первом слоге длинных строк встречаются в стихотворении Хх Миро два раза - в первой и третьей строфах (строки 3 и 11), причем оба раза эти ритмические маркеры и образно-тематически, и ритмико-гармонически обусловлены. В первой строфе пропуск ударения усиливает страх, нивелируя межстиховую паузу и делая тем самым более тесным стиховой ряд внутреннего тематического кольца "насилие". В последней строфе тот же ритмико-стилистический прием умножает ощущение нерасторжимости насилия и внутреннего состояния лирической героини, а минорный аккорд последней строки (И заря, заря!..) окончательно фиксирует их новое качество, связанное с потерей веры в красоту души, природы, в свет любви и солнца.

Вместо заключения

"Художник, - писал Леонардо да Винчи [11], - обязан прежде всего знать математику, уметь владеть ею, чтобы постигать гармонию, поскольку она покоится на пропорции, мере и числе". Качественно-количественные параметры стихотворения Хх Миро в этом отношении настолько отвечают воззрениям великого Леонардо, что остается лишь изумляться гениальной точности поэтессы, ее интуиции и такому вдохновенному мастерству, что ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, не сделав хуже.


Примечания

*. Работа выполнена по мотивам работы ГАРМОНИЯ РИТМА В СТИХОТВОРЕНИИ А.А. ФЕТА "ШОПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ...", О.Н.Гринбаум, http://www.durov.com/literature2/grinbaum-01a.htm

1. Укажем, что по данным М.Л. Гаспарова, поэтическое наследие Пушкина насчитывает один текст, написанный этим вариантом стихотворного размера, Лермонтова - два текста, Фета - 8, Некрасова - 3, и т.д.- См.: Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 1999. С. 175.

2. Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении. СПб., 2000.

3. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 361.

4. См., напр.: Вишневский К.Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. М., 1984. С. 37-57; Вишневский К.Д. Нетождественные строфы в русской поэзии XVIII-XX вв. Классификация и функции // Онтология стиха: Сборник статей памяти В.Е. Холшевникова. СПб., 2000. С. 51-62. Нам представляется, что причины разной продуктивности строф обусловлены эстетическими, в том числе и ритмико-гармоническими свойствами разных типов строф, однако изучение этого вопроса выходит за рамки настоящей работы.

5. Гегель. Энциклопедия философских наук // Гегель. Сочинения. М., 1968. С. 181.

6. Цит. по: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965. С. 29.

7. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. С. 82.

8. Тут приходится разделять позицию П.К. Анохина, который считал, что "системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата". - Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 35.

9. Эта тройка чисел принадлежит другому ряду Фибоначчи (2, 5, 7, 12, 19, 31, 50,...). В данной работе представляется нецелесообразным более подробный анализ формальных аспектов теории чисел, но для полноты картины имейте ввиду, что этот ряд Фибоначчи соответствует схеме саморазвития ритмического движения в четверостишиях 6-стопного ямба. - Гринбаум, С. 47.

10. Для сравнения отметим, что среднее значение параметра т для всех строф романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" равно 1,9. - Гринбаум, С. 61.

11. Цит. по: Хоромин Н.Я. Энциклопедия мысли. М., 1994. С. 54.