я играю на скрипке пикассо

Кедров-Челищев
http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6
Кто сыграет на скрипке пикассо?

константин кедров, "новые известия".

Гениальность мы привыкли называть тайной. Наивны попытки найти тайну скрипки страдивари: клей, лак, порода деревьев, форма лекал. Единственная тайна скрипки страдивари - это сам страдивари. Единственная тайна пикассо - это он сам. Сам художник никогда не скрывал секретов своего творчества. Однажды он согласился уже в семьдесят с лишним лет поработать в присутствии кинорепортеров и четырнадцать часов без перерыва писал свою картину. Потом воскликнул: "поддержите меня или я упаду". Этот эпизод довольно типичен - он все время работал, или, говоря более высокопарно, творил. Однако были и противоположные эпизоды. Однажды к художнику пришел друг, чтобы позировать ему для портрета. Просидели вместе восемь часов, но пикассо так и не притронулся к кисти. Не было вдохновения. Зато портрет ильи эренбурга он написал за 10 минут. "Так быстро?" - удивился писатель. "Но ведь я знал тебя 20 лет",- ответил художник.


Ни один самый придирчивый искусствовед не найдет угасания таланта пикассо ни в 70, ни в 80, ни даже в 90 лет. Он умер на 92-м году жизни, полный творческих сил. Тут, пожалуй, один секрет все же есть. Он всю жизнь влюблялся в прекрасных молодых жен-щин, и они отвечали ему взаимностью. Но эта тайна долголетия известна со времен царя соломона. Пикассо никогда не берег себя, ел, пил, курил без ограничений и работал без устали, вернее до полного изнеможения. В отличие от другого творческого долгожителя - бернарда шоу - он не был вегетарианцем и не закалялся, как сталь. Он жил, творил и любил на полную мощность - вот и весь секрет. Правда, мощь была настолько велика, что хватило на 90 лет жизни пикассо и хватит на все грядущее третье тысячелетие.


Наибольшую ярость современников вызвали ранние кубистические полотна: "чего хочет движение кубистов? а быть может - это просто аборт'. Другие газеты писали, что "кубистический дурман" скоро пройдет и живопись снова станет "французской и христианской". Между тем сам пикассо избегал теоретических построений. "С пилотом разговаривать запрещается, - сказал он однажды в ответ на просьбы описать истоки кубизма.- Кубизм - это просто полет. Полет фантазии. Полет мысли". Пикассо принадлежит замечательное изречение:


"я пишу не кистью, а мыслью".


Лучше всего о пикассо сказал поэт рафаэль альберти: "пикассо пришел в мир, чтобы хорошенько встряхнуть его, вывернуть наизнанку и снабдить его другими глазами". Да вот бела -xx век оказался не слишком готов к новому зрению. Можно с уверенностью сказать, что до конца нашего века ни одному художнику не удалось продвинуться хотя бы на миллиметр вперед пикассо. Инстинкт самосохранения заставляет многих осваивать лишь великое прошлое. Даже сальвадор дали ринулся в объятия старых мастеров, понимая, что в будущем все застолбил его великий соотечественник.


Пикассо ненавидел слово "поиск": "я не ищу, а выражаю то. Что во мне уже есть". Вот это тоже многие не могут понять. Миры, открытые пикассо, - это не стремление открыть неведомое, а рассказ о том, что ему хорошо известно. А известно, что мир наш подвижен и деформирован. Что лицо имеет свою изнанку. Что сущность жизни открывается не только в природном зрении, но и в творящем разуме. Многие забыли, что глаз - это тоже мозг. Пикассо мыслил зрением, чувственно мыслил. Его скрипка, вывернутая наизнанку, заполняет все полотно и весь мир. Она сверхэротична. Кубизм - не геометрия, а высокая эротика.


Мне менее интересен классический период в живописи пикассо, когда он на какой-то период вернулся к античным пропорциям. Подражая чернофигурным критским и греческим росписям на амфорах и вазах. Однако вскоре ему стало тесно в рамках древнегреческого реализма, и ею керамика стала деформироваться самым причудливым и неожиданным образом. Зачем повторять в живописи мир. Уже сотворенный высшим творцом. Куда интереснее создать свое.


Аристотель никогда не понял бы пикассо, потому что сравнивал художников с обезьянами, передразнивающими реальность. Если это так, то пикассо взбунтовавшаяся обезьяна, которой надоело передразнивать, и она возьми да и стань человеком.


В 75 лет он сказал о себе: "смотрите! я начинаю". То же самое он мог бы сказать и в последний день своей жизни.


Пикассо только начинается. Есть скрипка страдивари, есть "скрипка" пикассо. Их нельзя превзойти. Можно только создать другое. Говорят, что эйнштейн плохо играл на скрипке. Это не важно. Важно, что игра на скрипке помогла ему открыть теорию относительности. Если кому- то удастся сыграть на вывернутой "скрипке" пикассо, он станет величайшим гением нового тысячелетия.


я играю на скрипке пикассо
оссакип епкирс ан юарги я
скрипка пик риска
и асс пикассо

Партант
Поэма 1986 г.

Восьмиконечная луна вернеет
третья падая восьмерит
лунеет отрицант цвета тосковатого
Металл Металит Метально

параднит судьбант тьмея
наверхно–западно–востоко–
нижне–верхне–средне–
наружно–внутренне–вверх–сегментально
Винт винтин смертит мерцает винтеет
винтно стелется тангенсеет
больная актрисит или
над–право леветь нутрь нутрит
запад западает в сирый роялит

а над спинально–будуще–вчерашним
воркует сегодня–бывшее под печалью
хотя длительно–ожидант
востоко–ночительным человеча
чашея над–вокруг чая

Мне Чашельно и Немного Чайно
и беря в руки над я чай нутрю
все чаея и даря чай
хотя всем уже чайно
и остроконечно
в внизу глаза под–впереди стеной

Мы начинанты среднеем ли-бы
и всем слегка благородно от–до гортани
мне горизонтно
в правом подкоченительно прошлое
печенеет и сердцеет завстраль
все жизнее и плачно мерцают ли светлы
звезда промечтала высоко над темечком
и темечко очерчивает синергетический винт
мне синергетно кибернетикально
и космологея
я отченашу сигулируя в до рояль

рекеет любовь
и отлегаль дифференциально легло
в отречение
хотя стена
выкрашенная в цвет отречения
цветела стенала
было–будет–есть–не было стеналь.

Я–мы–он–ты вошли–вышли–ушли–взлетели
входя–взлетая–падая–выходя.
Ты Пес и Тебе Псово и Псу Тебейно
и Я–Ты Пес и Мне–Тебе Тобойно Псово
вот простейшее простейше вотное.

Мне говорят
что я слишком отрешен от чувства
но чувствее меня говориль
чтоет отрешенно–отно
сатурно марсно и плутонно
марсеет юпитериально
венеря в землю и меркуря
сатурнит и юпитерит
землеет венерит и саднеет
Таков Дракон и Таковы Законы Дракона
драконя законя и таково
Итака Атака Киото

Блажен муж иже не иде на совет нечестивых
мужен блаж иже не иде на нечест несоветых
дорожно гробно дервенеть
дорожить гробить дервенея
над деревянной высотой
я нахожусь вне глубины
она глубинит стонно двестно тристно
четырестно пятьсотно восьмисотно
двухсполовинно и пятьсотно
я пятьсотню
и мне я дал отлегаль в логово
игра пятнеть в гости
дочки–матереть и запоминально отчекант
лунить лунея лунив
дотошнит завтро
и вечер деленный на две печали
все еще являет собой ступени
к новооткрыто–будущему-вчера
но терзостно и над девичя и плодно
оповещая любить гибнущему значению
я–бытельно–быльно–килограмм–быть

Партант оповещант
сыновне–дочерне–вечерне–прахно
древне–ново–открыто–заперто
юго–радостно–восточно–печально
парашютно и вне–губнея
летне–легочная зимне–ночная
сердечно–тропическая
летально–летняя
кораблит на влекомо–давнее
давить издавна влекомое
кораблея корабльно
темно–атомно–глупо
реакторно–ядерно–горлно
клубнично–дремотно–полярно–грудно–лимитно–плачно
нейтринно–распадно–лысо–больно–гортанно–пожарно–мертво
простирательно в ничтожесумняшеся
из-над кобальто–грустного цвета–все–же
тканит лазурно–глубокий значно
и за туманно–серо–прохладно–горько–
официально–документационно–апрельно–мартно–январно–
тролейбусно–двоеженно
паскальнее все надежно–умирально–близкие
валторнит перспективя телефонея
божно–прилагательно–зурня–гармоня
Бог Ангел Зурна Гармонь
колибренький ангелея леталь диагонально–прозрачно
трансценденталит законно–посмертно–глупо
нежно–тарифно
градицируя интимнит
окско–винительно–забывно
и сослагательно–брюшно–вздошно
северит южит нежит
голограмовая инстантка истнея
и молнит в над
всемирно–ближне–отклоненный
Коронарно–Югенд

я не нах ступенеть от–из–до вагонетка
сирин–южно–подохнуть
явнеть златоуст–отдатно
нательно–подкожно
кладезь–обозначительно четырнеть
марсиант восходя любить
печенеет геноциидально
куда не ступанто ног менша
Я йес ист но Йезус
нихт анемаль нематериально
упаотреблейшн над нематериаль
Мариус–Петипально Летант
дурх сцена
обворожиль
да
но я нет даваль