Теория поэзии. Ритмическая проза. Любовь Терехова

Новый Конкурс
Ныне сочинительство стихов в прозе модно. На редкой странице авторов Стихирунии не встретишь произведения, отнесённого к этой рубрике. Однако зачастую произведения эти, мягко говоря, не соответствуют законам стиля, и ближе либо к так называемым "белым" стихам, именуемым в литературоведении рифмоидами (стихи с концевыми приближёнными рифмами или внутренними созвучиями на цезурах либо отсутствием и тех, и других).
Так называемое стихотворение в прозе, на самом деле представляет собой не что иное, как лирическую прозу, лирику в прозе, явление в известной мере переходное и возникающее на "стыке" лирики и эпоса, как двух основных форм развертывания образов, и организации художественной речи в литературе. К произведениям такого рода относятся известные "Стихотворения в прозе" Тургенева, "Поэмы в прозе" Бодлера.
Организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например, авторские отступления в "Мертвых душах" Гоголя, "Песня о Соколе" Горького), но может иметь и самостоятельное значение как "Песня о Буревестнике" Горького.

Стилистический термин РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА долгое время считался условным. Ещё в начале прошлого века литературоведы пытались установить закономерности ритма данного стиля, ошибочно отталкиваясь от канонов поэтики. Однако структурные особенности ритмической прозы - глубже и своеобразнее, чем в стихах; ритмическая проза  представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно мы называем прозой такие формы речи, которые по своей организации противоположны стиху. Явление лиризации прозы характерно для литературных стилей, проникнутых субъективизмом (романтизм, импрессионизм).
Ритмическая проза интересна, прежде всего своей неповторимой особенностью передавать без погрешностей авторский стиль рассуждения и авторские эмоции; именно этот стиль, отметая недопустимые условности и инверсию, заставляет авторов шевелить извилинами в направлении обогащения лексического запаса и скрупулезно выстраивать фразу за фразой так, чтоб каждое предложение и весь текст в целом имели мелодичность поэтики, но соответствовали жанру эссе. В итоге получается живая, не законсервированная неологизмами и менторскими банальностями русская речь.
Так по каким же признакам ритмическая проза "узнаётся в лицо? что в ней  льзя, а чего нельзя?
В литературоведении термин РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА применяется к небольшим прозаическим художественным произведениям, в которых ощутимы определенные стопные закономерности, присущие только лирике, но отсутствует стихотворная организация речи, основанная на строгих законах соразмерности.
Типическими признаками таких произведений является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, ритмичность речи.
Действительность в нем отражается изображением не столько объективных явлений, сколько субъективного переживания, вызванного тем или иным явлением жизни. Отсюда и рудиментарность сюжета, показ характера в его отдельном состоянии, а не в цепи их, краткость и, наконец, специфическая лиричность авторской речи, ее индивидуально-эмоциональная окраска. Речь произведения такого типа характеризуется обилием и эмоциональностью пауз, относительной самостоятельностью слова, зачастую интонационно равного целому предложению, обилием восклицательных и вопросительных построений, богатством эмфаз и т. д.
Лирически окрашенная поэтическая речь в прозе, дает весьма разнообразные виды, подчас очень близкие к стиху, но не имеющие стиховой ритмической организации и связанных с ней явлений (константы, строфы, рифмы и т. д.).
Строфы здесь представлены абзацами, длинноты каждого предложения не зависят друг от друга, внутренних созвучиях опираются на аллитерации, но единство ритмичности соблюдается на протяжении всего изложения. Проще говоря, если в лирике катрен - это обязательно четверостишье с кольцевой, смежной или перекрёстной концевой рифмой, а в сонете не может быть меньше или больше 14 стихов, то в ритмической прозе подобных "тисков" нет. Но, если первое предложение имеет трёхсложный размер, то весть текст должен быть подчинён этому размеру без отклонений на слепые (не имеющие ударной) стопы.
Наиболее известным представителем ритмической прозы является произведение М. Лермонтова, посвящённое Кавказу. Проанализируйте первый абзац произведения и убедитесь: яркое по эмоциональной окраске, оно лишено сюжетности; немерная, свободно движущаяся речь имеет организацию стихотворного размера, - это трёхсложный размер с ударением на первом слоге - дактиль. Рифм здесь нет, но внутренние созвучия константны: главенствующие по орфоэпии фонемы И, Е, придающие речи мягкость, нежность, неизменны как на сильных местах (иктах), так на слабых (тезисах): "Синие, приветствую, взлелеяли, детство, носили, своих, одичалых, хребтах, облаками, приучили, ваших, вершинах, помолился, презирает, гордился. То же самое и с фонемами  С, А, Р, придающими фразам глубину и раскатистость звучания.
"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."
Однако следует отличать ритмическую прозу от механического переложения элементарной прозаической речи, обладающей внешними признаками стиха (размер, рифма), которые не могут ее лиризировать. Так, напрочь лишены поэтичности рекламные строфы, различные слоганы или стихи, преследующие чисто практические и учебные цели, а также мерная нерифмованная речь разговорного стиля.
Например,
1. рекламная припевка о соке "J 7":
 "Ты только делаешь глоток и в это же мгновение
К тебе на ярких парусах Несётся настроение";
2. маргинальный  слоган
"Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт";
3. из азбуки для дошкольников
"Б" - барашек блеет "Бе-е-е";
4. Произведение В. Жуковского "Две повести":
Недавно мне случилося найти
Предание о древнем Александре
В талмуде. Я хочу преданье это
Здесь рассказать так точно, как оно
Рассказано в еврейской древней книге.
Через песчаную пустыню шел
С своею ратью Александр; в страну,
Лежавшую за рубежом пустыни,
Он нес войну. И вдруг пришел к реке
Широкой он...
(Подобные стихи дали повод к саркастическому замечанию Пушкина: "Что если это проза, да и дурная". Суровый приговор стихам вызван именно их сугубо прозаическим стилем.)

Библиография. Л. Тимофеев, Ритмика "стихотворений в прозе" Тургенева (в сборнике "Русская речь".
Тимофеев Л., Проблемы стиховедения (материалы к социологии стиха.
Г. Беленький. "Ритмическая проза в лирике "золотого века".
Д. Лихачёв, "Организация художественной речи в литературе".