Велосипед

Серж Гагаринов
Я  долго буду гнать велосипед … Эта строчка стихов Николая Рубцова запала в сердце и запуталась , как соломина , в спицах моего двухколесного друга . Техники в послевоенные годы было мало . Брат моего дедушки Василия  имел велосипед марки « Диаманд « . Откуда взялся  этот «иностранец» сразу сказать трудно . Дядя Ваня ,как мы его звали, в войне не участвовал . Его белая борода любила скорость  и  старик  в свои 70 с гаком лет резво нажимал на педали . Разбегалась вся живность в деревне , когда он давил на грушу сигнала машины « Диаманд « . А еще у велосипеда была динамо – машина . Генератор тока позволял  ездить со светом даже ночью .  Отгадку велосипеда мы нашли позже . Дядя Ваня был прекрасный столяр –краснодеревщик . Такой мастер  сделает без труда скамеечку для доярки , табуретку , стол , люльку для малышей ( у нас ее называли зыбкой )  и многие другие полезные вещи для крестьянского хозяйства . Особенно красиво получались комоды  и кухонные шкафы .
Прирожденным художником  и мастером на все руки был этот человек . Где – то увидел он прототип или первый экземпляр мебели  и  пошли затем все новые и новые вариации и
Варианты изделий , словно музыкальные  пьески .
Так вот велосипед  дядя Ваня и получил за шкафчик  со стеклом , который  хотел иметь один  из бывших солдат .Подсмотрел солдат за границей мебель с выкрутасами , а привести не мог . Не генерал и не маршал – те могли вагонами везти добро . Да и разные были солдаты  . Одни  получали  раны и контузии , теряли ноги и руки .  Награды их  как – то обходили стороной . Другие успевали воевать и вся грудь у них была как иконостас . Иван Першин  в 17 лет в Венгрии научился обращаться не только с оружием , но и с шустрыми венгерочками , поившими и кормившими советских солдатиков , да между боями дававшими  русским паренькам уроки западной сексуальной культуры .
Велосипед  мне хотелось получить очень – очень . Но сначала в нашем доме и в нашей деревне за 200 верст от Кирова появился батарейный приемник «Родина» . Без антенны он
Завывал на все лады и мы гадали :  какой же самолет летит сейчас  , а приемник ловит его звуки … Фантазия наша была что надо !  Потом антенну  наладили  и я полюбил слушать радиопередачи .  Теперь это называется  аудио – книги  и тому подобное . Полезная штука , между прочим . А раньше до 1960 года  это , было чудо  советской радиотехники и оно  информировало народ  обо всех  новостях  жизни  в стране , а также  за рубежом ,  где жили  капиталисты , которые угнетали и  заставляли работать на себя  народ  то есть пролетариат . Особенно жалко было негров . У нас в области таких не водилось . Так в сознание входило понимание , что у нас все хорошо , а вот там  буржуины мучат бедняков …Однажды  отец  привез велосипед «Орленок » . Смею сказать , что ноги мне мешали , когда я пытался  оседлать этого конька – горбунка , трубка седла была выдвинута максимально . У брата Виктора  ноги были как раз для «Орленка» . Чтобы не пугать народ , я тренировался ранним утром  . Только скворцы из нашего скворечника  ехидно подражали  скрипу  колес и тарахтели так же , как я тормозил  ногами  это «чудовище» . Однажды не успев затормозить , я перелетел через руль , свалился в канаву , а велосипед  заработал на переднем колесе «восьмерку» . Загибулину  выправили , но я  уже слегка охладел к  технике советского периода типа «Орленок».
У  нас в доме был чулан . Хранилось там все . Нельзя сказать , что сквозь щели в стене и в дверях , я не пытался увидеть в чулане что – нибудь особенное и новое  .  Но вот однажды я увидел в чулане на стене ….
 Велосипед !  Настоящий и взрослый !  Целая буря чувств !  Меня трясло и  я долго не мог оторвать глаз  от настоящего велосипеда . Лучи солнца проникали
В этот тайник  и  все части , которые были никелированные , сияли  , увеличивая  объемность  и притягательность этой хранимой в чулане покупки . Ночью я не мог уснуть.
Спрашивать родителей  , когда будет можно взять велосипед , я не решился .
До дня рождения еще было больше полгода . Оставалось лишь набраться терпения . Но теперь я проведывал моего узника каждый день . От этого велосипед становился красивее
И недоступнее . В солнечных лучах  играли ободья и руль , звонок  и другие блестящие части . Рама была приятного темно-синего цвета . Твердое седло было коричневым . Пусть у дяди Вани был иностранный велосипед ,  а наш новенький был лучше всех на свете !
Висеть бы этому « велику»  еще полгода , но однажды произошло то , что ускорило развязку .
Населенный пункт , где мы жили , назывался по – народному веретея . Вы знаете , что сейчас все деревни исчезают бесследно или просто вымирают . Население России жило на земле и питало рабочей силой города . О причинах  , погубивших деревню , могут и продолжают философствовать люди очень далекие  от  тех мест , где теперь ставят памятники деревням . Собираются там на  День деревни  пара старух  да  приезжие из города , чтобы помянуть  усопшую деревню и вспомнить родственников ….
Так вот на веретее  стоял клуб для кино , редких концертов  и  собраний колхозников .
Был медпункт  и  дом  фельдшера . Колхозная контора  , где также находилась почта и сберкасса  - владения нашей мамы .
Школа – семилетка , на воротах  забора которой  любил раскачиваться мой брат Виктор .
Магазин . Там работала  очень молодая  жена  директора  школы .  Помните картину « Неравный  брак « !  Вот  она всегда  вспоминалась при виде этой парочки .
Продавщица в платье из  крепдешина  ,  а  он  хромоногий , с палкой  и  седым  ёжиком … Николай Филимонович Мохов .  На веретее  была еще школьная баня . Рассказ про неё ещё впереди ,  потому что случай  был очень экстремальный  .  Я расскажу об этом .
Учительский дом .  Дом  председателя колхоза т.е. наш  дом .  За ним  неподалеку ремонтные мастерские  . У школы был  хороший и большой сад !  За ним  поскотина или
Выгон для лошадей  с  жердяной изгородью … Все  это хозяйство звалось между прочим
Деревней  Мосуны . Мосуны были центром кохоза  им. Маленкова , а затем стал колхоз «Россия» .   Но за молоком  мы все вместе  , а  поодаль рыжий кот Мурзик , как дозорный , ходили  в настоящую деревню  Суханы . Можно было бы брать молоко на ферме , но мама
Называла его «переболтанным»  и отказалась брать наотрез . В Суханах  мама покупала молоко постоянно у старушки , которая  помнила маминых  родителей . Обе деревни  на удивление уцелели !  В  феврале 2007  я  проезжал мимо  них .
     Так вот однажды летом  я  заруливал на велике , как на ослике . Народу около конторы
Колхоза было немного . Пофорсить  или повыпендриваться  было не перед кем . Я  сделал
Круг от конторы  до медпункта , затем  до школы и магазина … К конторе я мчался не всех парусах . Жал  на педали до треска в коленях . И – вдруг перед великом  выскочила девчонка  Валька . Как  и чем  я  задел Вальку  - я  не  понял . Но  она  упала … Кто – то закричал , что  убили  ребенка !   Я  со страху  уехал  далеко – далеко . Там  я придумывал
Себе наказания .  Ученик  я был начитанный .  И кандалы и гильотину , камеру – одиночку
И  другие ужасы – всё  лезло в голову … мозг мой  кипел как чугунок  в русской  печке .
 Стало темно . Как ни думай , а наказания не избежать !  Я пришел домой , когда родителей еще не вернулись с работы . Разделся  и лег спать .
  Утром  меня  разбудил отец  и устроил мне «политинформацию»  :  как  ездить , куда можно  и  куда нельзя – краткие правила поведения водителей на дорогах .
Девочка только ушиблась , но мне было еще приказано :  сходить к её родителям  и извиниться .
 Самое  страшное , что может быть на свете !   Сходить и извиниться . Теперь я уже не помню всех  слов , какие  только прозвучали в мой адрес , но  этот факт  я запомнил на всю жизнь . А однажды  я  уже будучи взрослым  встретился  с Валентиной . Я сел в кресло парикмахерской  и ко мне подошла  светловолосая женщина .Как будем стричься ? – спросила она . Как всегда , под канадку – отвечал я . А Вы меня не помните ?- сказала женщина .  Я  - Валя  и , мы тоже жили в Мосунах …
Конечно , меня бросило в пот  и , я вспомнил  этот  случай  с велосипедом  снова .
Хотелось провалиться сквозь пол  вместе с креслом !Так уж устроена жизнь , что  однажды мы  встречаемся  с людьми , которые давно забыты . Кажется , забыты ….   
     За давностью лет трудно вспомнить все наставления  и  нравоучения  отца , который был недоволен моим поведением . А как и когда  же моим родителям удавалось нас воспитывать ?
Отец  как председатель колхоза был на ногах с первыми петухами . Чтобы объехать всё хозяйство уходил день и вечер .  Сам запрягал себе лошадь . В деревне это было нормальное явление . В хозяйстве моего деда  были тоже лошади . Мама работала в отделении связи в Мосунах , была и начальником , и уборщицей всей грязи , которую носили на сапогах колхозники . Мама была там и заведующей сберкассой  .  Она же вела подписку  на газеты и журналы . Работа продолжалась вечером дома … А сколько надо было штемпелевать писем !  Тут  я был ее помощником : удар по штемпельной подушке с краской и удар по конверту . Надо было правильно ставить дату на штемпельной головке .  А оттиск должен быть четким !
   Когда работники связи  с их компьютерами плачут о больших объемах работы , хочется послать их на машине времени в 60 – е годы  с очень скромной  и практически нищенской зарплатой связистов .  Но ведь мама всю войну отработала на Главпочтамте Кирова от почтальона до оператора , имея за плечами только ФЗУ  связи , типа техникума . Тут было все и закалка , и практика .
    Итак , велосипед . Отец  в резкой форме потребовал извиниться  перед девочкой и ее родителями . Затем  он запретил мне кататься  в местах , где были дети и взрослые . В поскотине , где паслись лошади ,  я не стал бы и сам ездить . И кочки , и лошади – это было опасно .  Отец  сказал что хотел с мамой подарить мне большой велосипед , так как я уже вырос ,  но теперь придется  его продавать . Вот  и  родители Вити Метелева  тоже хотели ему  сделать такой подарок … Потом  и  мой  брат  Виктор стал  бороться  за наш велосипед , только не продавать Метелевым .  Это были два войска :  Виталий  и его сестра Зина  . И наша гвардия – два  мужика  -  я  и брат Виктор . Зинка  в  жестких ситуациях  громко ревела  и  звала  маму , Дарью Михайловну . И  тут  учительница Метелева  обращала  нас  в бегство . Враждовали мы  не всё время !  Детей на веретее  было мало . Надо  было дружить !   
    Итак на домашнем совете приняли решение :  «Орленка»  передать брату Виктору , а
Мне доверили с испытательным сроком большой велосипед . К шестому классу я вытянулся  и  стал уже выше отца .  После пионерского лагеря в селе Сорвижи на берегу Вятки . В первый и последний раз  я  отдыхал и работал в трудовой смене :  пололи кукурузу . Никита Хрущев после визита в Америку приказал сеять на самых лучших полях эту « королеву « ,  которая высасывала все соки из бедняжки – вятской земли . Кукурузу  сеяли квадратно – гнездовым способом .  Сорняки  стремились заглушить королеву ,  а  мы рвали сорняки колючие без рукавиц  голыми руками !  Растительные занозы впивались как колючки и руки горели как от огня !
     Осваивать велосипед пришлось тайком . Не сразу получилась «цирковая езда» . Но тропинок  и дорожек  было немало тогда – вот асфальта не было и слава Богу !  Гужевой транспорт  то есть лошадки  дорогу не портили , а только удобряли . На лесных дорожках
Вырастали чудесные грибочки . Умение ездить по кочкам , по тропинкам , подъёмам да спускам  качало мускулы и выносливость . Все пригодилось затем в Арбаже . Друзей стало много  и  поездки на рыбалку повторялись все чаще .
     А в Мосунах  маршруты были разные но в пределах разрешенных родителями . Испытательный срок не был отменен !  10  раз  от Мосунов до Суханов  и обратно ,
До Трошиных и Зайцев тоже ,  были поездки и в Чернушку – там пошли наши корни и наша фамилия . Когда – то называлась эта деревня Гагаринский починок – над – речкой Чернушкой .  А потом усекли в советское время длинное название  и остались и речка , и деревня Чернушка . Я  не сомневаюсь , что в советское время носители фамилии Гагаринов  или Гагарины могли просить оставить название Гагаринский починок  итд .
Деревни раньше , даже опустевшие после войны с фашистами , имели не одну , а несколько улиц  и насчитывали в 1957 году  еще 20 или 30 дворов то есть хозяйств с осырком  и  скотиной . А что было в магазинах ?   Водка , консервы , иногда городской хлеб , табак  и другая мелочь …Мама научилась печь хлеб сама  !  Вкусный хлеб был у мамы всегда .
    Все тропики  и  просеки ,  болотца  с брусникой  и голубикой – все это было изучено наизусть , как стихи . Может поэтому  ,  от любви  к родным местам  и появилось желание
Рассказать людям – какая она красивая и неповторимая арбажская , мосуновская  и другая вятская земля , где жили наши предки да и мы сами  . Рассказ о велосипеде превратился в новеллу , где нет строгого плана с завязкой , кульминацией и развязкой по методике соцреализма . Если в памяти оживают все новые эпизоды прожитой своей жизни . Вот соберусь написать роман , тогда  и поставим  вместе с героями  все точки  над буквой и !
Если автор и персонажи будут «за» .
     А однажды случилось романтическое приключение . Я  не вру !  Так  оно и было .
Был жаркий день . Я катил на «велике» по тропинке . Песок  под колесами  пылил . Цветы и травы  заполняли весь воздух  ароматом  . Жужжали насекомые . Прыгали кузнечики …
Вдруг за поворотом  показалась фигурка  старшеклассницы  Зины . Я хотел проскочить мимо , но она что – то крикнула . Я затормозил . Зина была уже вполне сформировавшейся девушкой , потому что в деревнях женский пол взрослел быстро из-за
Взрослой работы , свежего воздуха без талонов и разрешений ,  а также всяких других причин , о которых у меня голова особенно не болела .
    Зина перешла в седьмой класс . У нее была взрослая прическа  с подвитой челкой . А платье сшитое по мерке только подчеркивало талию , бедра и заметную девичью грудь .
    Зина  сказала , что умеет ездить на велосипеде . Дай прокатиться , я не упаду ! – добавила она . Я не противился . Хотя «велик»  был мужской и с рамой , Зина ловко махнула ногой в спортивной тапочке , поставив другую на педаль . Велосипед помчался как пришпоренный меринок . Это сравнение в деревне считалось правильным  и однозначным .  Парни  и  девушки садились на лошадей  без  подставок и табуреток . На лошадях работали даже самые маленькие .
   Зина  каталась недолго . Спрыгнув с моего транспортного средства , она  посадила меня на раму , и мы поехали куда глаза глядели у девушки . Было лето . Было сухо , полевые тропки и дорожки были ровными . Я никогда еще не сидел на раме , когда на седле за мной восседала девушка … Можете себе представить мою растерянность и любопытство .
Более близкого контакта с девчонками у меня никогда не было . Да и зачем !  Люди были
Естественны и притягательны сами по себе … А тут ситуация  необычная  и пока бесконтрольная . Я  не знаю , какие духи применяла Зина . Но вместе с ароматами трав это
Давало шокирующий эффект !  Только в зарубежных романах описывались такие страсти !  Конечно и мое поведение было нестандартным . Обычный ученик  и  воображаемый герой романов … А Зина балдела от скорости !  Её  сильные бедра поддавали по очереди по моим ягодицам , её  упругие грудки как теннисные шарики вдавливались в мою спину .
Она крепко держала руль и … чего – то пела ! Разобрать слова было невозможно . Сердце
Колотилось в моей груди с такой силой , что мне казалось еще мгновение – и мы взлетим в небо . Сидеть на раме было неприятно . Присутствие Зины наоборот заставляло забыть все неудобства этого путешествия в тайну !   О, Женщины !  Какие силы необоримые заставляют мужчин страдать и подчиняться  этим колдовским чарам !
 Наше романтическое путешествие  прекратилось внезапно . Зина спрыгнула с велосипеда .  Что – то сказала , но я не понял ни одного её слова . Мы расстались , чтобы никогда больше  случай не сводил нас на одной дорожке .
    Вот  такой эпизод  из детства  вспомнился мне при написании этого отрывка из воспоминаний  далеких лет . Значит это было важно !  Без такого рассказа вам да и мне жизнь показалась бы неправдивой и скорее пустой  и пресной .