Добрая Сказка

Вадим Кир
Здравствуй, здравствуй моя чудесная Девочка!

Ого! Я вижу в камине уже вовсю горит огонь и весело потрескивают поленья. На кофейном столике чашка с дымящимся глинтвейном. Ах, какой чудесный аромат корицы, лимона и горячего красного вина! Добавь, добавь туда немножко тертого шоколада. А за окном! Ты только взгляни, что делается за окном! Какая разыгралась вьюга. Слышишь, как басовито гудит ветер в каминной трубе? А ты устраивайся по-удобнее в своем любимом кресле-качалке, придвинься поближе к огню, возьми обеими ладошками горячую чашку с вином, сделай несколько неторопливых глотков. Немножко обжигает, но какой чудесный терпкий вкус и как приятно растекается тепло по всему телу. Закрой глаза и прислушайся к своим ощущениям. А потом наблюдай за пляской языков пламени в камине и думай о своем. А я тем временем расскажу тебе сказку.

Жил-был маленький Кедрик. Жил он в горшочке, который стоял на полке в огромном магазине. Там же жили еще тысячи больших и маленьких деревьев, кустов и цветов. За ними ухаживали, поливали, укрывали сетками от птиц и насекомых и даже обогревали, если становилось очень холодно. О них заботились, и маленькому Кедрику было хорошо и уютно. Но скучно. Кедрик не понимал, что он хочет, чего ему не хватает. Просто скучно. Просто тоскливо. Просто солнышко через сетку какое-то не такое. Просто ветер через сетку какой-то не такой. И вода из шланга какая-то не такая. Нет, мне хорошо - говорил сам себе Кедрик - мне очень хорошо. И вздыхал. Целый день мимо ходили люди и иногда уносили с собой то апельсиновое деревце справа, то юную розу слева, то гордый кипарис напротив. Кедрик не знал, хорошо это или плохо, и что будет дальше с его прекрасной соседкой, в которую он тайно влюбился, что будет с его приятелем - апельсином; и хотя он не любил этого задаваку-кипариса, все-таки волновался и за него.

Но вот в один из дней, когда солнце вставало поздно, а садилось рано, чьи-то сильные руки подхватили маленький горшочек, вынесли его из-под сетки и поставили в автомобиль. Кедрик даже не успел испугаться. Он вдруг почувствовал, что происходит что-то очень-очень важное, может быть самое важное в его жизни. Что-же будет, что же будет - со страхом и с восторгом думал Кедрик. Машина остановилась и теже самые руки подхватили горшочек и внесли его в дом. Вот тебе на!- всплеснул Кедрик всеми своими ветками, - там хоть небо было видно, пусть и через сетку, а тут потолок!. Кедрик страшно расстроился, а Хозяин ( так он назвал огромного человека, который переставлял его с места на место ) тем временем поставил рядом с ним какую-то куклу с него ростом с большой белой бородой, посохом и красным мешком в руке. К кукле Кедрик сразу почувствовал глубочайшее уважение и почтение. Он набрался смелости и робко поздоровался: Здравствуйте, дедушка! Поскольку в комнате никого не было, старичок внезапно преобразился. Добродушная улыбка исчезла, старик поставил мешок, выпрямился, неторопливо и внимательно посмотрел на говорящего и после некоторой паузы очень серьезно ответил: "Здравствуй, Кедр". От неожиданности маленький Кедрик вздрогнул: этот суровый старик, повелевающий буранами, метелями и въюгами, взглядом останавливающий реки, превращающий воду в стекло, а землю - в камень; от одного жеста которого обрушиваются смертоносные лавины; от одного вздоха которого застывают океаны. И этот могучий повелитель принимает его как равного! Его, ничтожную травинку в маленьком горшочке! Кедрик ничего не понял, но во всех его маленьких веточках, во всех иголочках и даже в корнях началась какая-то работа. Что-то изменилось вокруг. Но Хозяин, которому не дано понимать язык Природы, озабоченно пытался устроить гирлянду лампочек на ветках Кедрика. А маленький Кедрик уже почти забыл о разговоре и страшно сердился на Хозяина. "Зачем меня украшать, что я девчонка, что ли! Да и тяжело ведь, что он, не видит? Ну куда, куда ты пристраиваешь еще одну лампочку, Ой, пожалуйста, не трогай макушку, она же такая нежная, ее ничего не стоит сломать". А Хозяин все пытался водрузить на макушку какой-то шпиль, не понимая, что нельзя украсить то, что и так совершенно. Провозившись минут пятнадцать с макушкой, Хозяин вдруг внимательно посмотрел на Деда Мороза. Это был его самый любимый Дед Мороз, очень старенький, старше Хозяина, с красным дырявым мешком из гофрированной бумаги и самодельным посохом-веточкой в правой руке. Поправлю-ка я ему мешок, решил Хозяин и оставив макушку в покое пошел за бумагой и клеем. В это время огромный лохматый зверь встав передними лапами на столик, принялся знакомиться с новым членом семьи. Кедрик немножко испугался, но совсем немножко; в крайнем случае, ему есть чем защищаться - вон сколько иголок. Но зверь, обнюхав горшочек, не нашел ничего интересного и исчез.

Прошел Новый Год и Кедрика в горшочке вынесли на улицу и поставили недалеко от молодой Пихты. Кедрик радовался солнышку, ветру, дождику и думал: вот чего я ждал, вот к чему я стремился, вот что мне нужно. Но время шло и Кедрик становился все более задумчивым. Ему опять стало тоскливо, и хотя никакой сетки уже не было, он как будто задыхался. Почему они не принимают меня в свою компанию  - недоумевал он. Почему Пихта не обращает на меня внимания, почему Кусты усмехаются, глядя на меня, даже Трава смотрит на меня свысока? И однажды он спросил свою соседку: “Скажи мне, Пихта, мы же с тобой дальние родственники, скажи мне, почему вы все меня презираете? ”  Потому что - ответила Пихта - хоть ты и Кедр, но живешь в клетке, а мы попроще, да на свободе! Нот мы стоим рядом и здесь нет никакой сетки - воскликлул Кедрик - о какой же клетке ты говоришь? Смотри, глупыш - усмехнулась Пихта - мои корни в земле и я могу пустить их куда захочу, я питаюсь тем, что добываю сама и если пищи не будет, я умру. Ты же живешь в горшке, тебе не нужно заботиться о еде, тебе не грозит голодная смерть, но за то ты не знаешь, что такое Свобода. Как же мы можем понять друг друга? Кедрик ошеломленно молчал. Так вот чего мне не хватает, вот что я так мучительно ищу, вот почему я задыхаюсь даже без сетки! Нет, я буду свободным, я непременно буду свободным! Кедрик принялся отчаяно работать корнями, пытаясь разорвать ненавистный горшок. Он нащупал в днище несколько отверстий и с наслаждением пустил туда корни, всем своим маленьким стволом ощущая сладостную свежесть и прохладу настоящей Земли.

Но дни опять укоротились, и в один из них, так же, как и год назад, Хозяин решил внести Кедрик в дом, чтобы украсить гирляндами и, если получится, шпилем. Кедрик отчаянно сопротивлялся, цепляясь проросшими корнями за ставшую такой родной землю. Он бешенно ненавидел Хозяина, он дрался за свою свободу всеми иголками сразу и даже макушкой. Он готов был умереть, но остаться свободным. ( Хозяин даже испугался. Он очень любил Кедрика и не ожидал, что он так плотно прорастет сквозь горшочек ) Но силы были неравны и Кедрик вновь оказался рядом с уже знакомым старичком.
"Здравствуйте, дедушка!" - превозмогая боль и отчаяние, сквозь слезы произнес Кедрик.
Как и в прошлый раз, старик серьезно, даже сурово окинул его взором и степенно, неторопливо произнес: "Здравствуй, Кедр". И затем слегка коснулся посохом горшочка. Боль послушно замерла. А старик, помолчав, задумчиво добавил: "Я не ошибся, ты настоящий Кедр!"

Прошло несколько недель и Кедрик опять был выставлен на улицу. День становился немного длиннее, но Кедрик не торопился. Он копил силы до весны. Однако, в один из январских дней Хозяин вновь поставил Кедрика в автомобиль и куда-то повез. Кедрик уже ничего не боялся. Он знал: он будет бороться за свою свободу во что бы то ни стало! Он настоящий Кедр! И когда его поставили на лужайку перед домом, он, распрямив свои маленькие веточки, с вызовом огляделся вокруг: он никому не позволит над собой насмехаться! Но никто и не думал насмехаться. Старожилы очень дружелюбно рассматривали гостя. Первым заговорил Грецкий Орех. Добро пожаловать, Кедр,- уважительно произнес он, - надеюсь у нас тебе понравится. Привет, Кедр, зашелестело странное дерево с соседней лужайки (Хозяин поначалу хотел спилить его и посадить на его месте Пальму, поскольку считал дерево "малоценным", но потом передумал; кто знает цену живому дереву?). "Ой какой симпатичный!" - зашептали между собой Розы, смущенно краснея и прихорашиваясь. А Смоковница, приветливо раскинув ветви, прикрыла Кедрик от жаркогого солнца. Кедрик чувствовал себя спокойно и уютно в этой компании, но не понимал: почему там относились к нему насмешливо и снисходительно, а здесь его любят и уважают. Он не понимал того, что было совершенно очевидно его соседям. Он не знал, зачем Хозяин меряет шагами участок, смотрит на дом, на солнце, на деревья, зачем в руках у него деревянная палка с плоским металлическим наконечником. Он степенно обсуждал погоду с Орехом, весело болтал со Смоковницей, откровенно любовался красавицами Розами, но ни на мгновение не забывал: как только день станет длинее ночи, он начнет жестокую борьбу за свободу. Он настоящий Кедр. А пока он набирался сил. 

И вот, однажды, когда до заветного дня оставалось совсем немного, Хозяин подошел к Кедрику, аккуратно взялся за тоненький ствол почти у самого комля и легонько потянул вверх. Горшок остался внизу и ласковое Солнце осветило его корни... Ледяной ужас сковал все ветки Кедрика, проникая в каждую иголочку, каждый корешок. Миллионы лет эволюции, мудрость тысяч поколений кедров, хранящаяся в любом кедровом зернышке говорила ему: солнечный свет на твоих корнях означает только одно - Смерть. Это было так неожиданно, так несправедливо и так нелепо. Ведь Кедрик даже не успел приготовиться к сражению: он не выставил свои иголки, он не отбивался своими ветками, он не цеплялся своими корнями. Он сдался без боя! А еще он не успел попрощаться с друзьями: не послал воздушный поцелуй прекрасным Розам, не поблагодарил за заботу добрую Смоковницу, не дослушал мудрого Ореха. Он так и не успел узнать, какая она - Свобода. И маленький Кедрик ... заплакал.

На следующее утро первые лучи солнца вывели Кедрик из оцепенения и он удивленно встряхнул ветками. Вокруг все было по-прежнему. Вот только Розы, еще вчера весело с ним кокетничавшие, склонились в глубокои реверансе. Вот только Орех первым почтительно пожелал доброго утра, а Смоковница вместо обычных сплетен заговорила про погоду. Кедрик ничего не понимал. Он оглядывался по сторонам, пытаясь найти ответ. И вдруг его взгляд остановился на горшочке, валявшемся неподалеку. Это же мой горшочек - изумленно протянул Кедрик, мой горшочек! Он замер в недоумении, недоверчиво шевельнул корешком и почувствовал влажную прохладу Земли. Он боялся поверить своему счастью. То одним, то другим корешком он прощупывал Землю и нигде не находил преграды. Я свободен - ликовал Кедрик! Я свобо-о-о-о-ден! Я св-о-о-о-о-б-о-о-о-д-е-е-е-н!

Прошло время и Кедрик из маленькой травинки превратился в молодое деревце. Его ласкало Солнышко, освещая то с одной, то с другой стороны. С ним играл Ветерок, забрасывая ему на ветки сухой листок или прошлогоднюю травинку. Седой Океан рассказывал ему об удивительном подводном царстве. Кедрик рос и набирался сил. Нет, он уже не был таким наивным и доверчивым, как прежде.
Он уже знал, что Солнышко, здесь такое теплое и ласковое, там, по ту сторону Холмов, постепенно становится все более и более жестоким, иссушая полноводные реки и глубокие озера, оставляя под собой выжженую пустыню, песок и раскаленные камни, пока наконец не превращается безжалостного Убийцу - полновластного хозяина Долины Смерти.
Кедрик уже знал, что веселый Ветерок, мягко покачивающий его ветки, там, по ту сторону Холмов, постепенно превращается в свирепый разрушительный Ураган, или закручивается в смертельных спиралях Смерча, наводя ужас на все живое.
Кедрик знал, что седой Океан, посылающий ему в знойный полдень приятную прохладу, там, у себя, в своих таинственных глубинах, становится лютым и беспощадным повелителем Штормов и Тайфунов.
Кедрик все это знал и относился к своим новым друзьям весьма почтительно, но без робости или страха, а как младший брат к старшим. И его новые друзья, конечно, знали, что этот тоненький стебелек с мягкими пушистыми иголками и смешной трогательной макушкой - такая же стихия, как они сами. Они знали, что там, под землей, этот стебелек питают могучие корни, способные раскрошить крепчайший гранит, а такие с виду мягкие и гибкие веточки могут рвут медные провода, словно легкую паутинку. Кедрик уже и сам понимал, что он - такая же стихия, как Солнце, как Ветер, как Океан. Он знал, что пройдет время и он станет целой Вселенной для Жуков, Бабочек, Гусениц и Муравьев. Белки будут лакомиться его орехами и спасаться в его тени от палящего солнца, а птицы - вить гнезда и выводить птенцов.

И только одного не мог до сих пор понять Кедрик: почему этот смешной нелепый человечек, которого он по-привычке продолжал называть Хозяином, почему он ведет себя со Стихиями, как равный? Ведь силы несоизмеримы и он должен признать их превосходство.

А человек продолжал ухаживать за кедром, полоть сорняки и поливать розы. Потому что принадлежал он стихии Любви, которая сильнее всех других стихий, которая одна способна превратить выжженую пустыню в прохладный тенистый парк, ледяную тундру - в цветочную оранжерею, способна усмирять смерчи и ураганы, двигать горы и вдохновлять поэтов.
А повелевает этой стихией юная фея, сладко спящая в кресле у камина. И снится ей теплое Солнышко, ласковый Ветерок и пушистый маленький Кедрик.

. . .