Энциклопедия поэтов 21 века. Лариса Грановская

Олег Анс
Клер, Клерка... С первого знакомства с её стихами – очарован...Казалось бы – всё просто – сильная умная женщина, прямые резкие строки, затаённая нежность...И тянет прочесть и перечесть...Но – почему? Что делает поэта – Поэтом? Очередная попытка понять...
Да, « красивая, умная, сильная, злая», да, настоящая леди – лирическая героиня притягивает, строки стихотворений читаются, как дневник, где есть всё, и радость, и горе, и тоска... и одиночество, и сплин... Но – когда вот так – тянет, когда ждёшь очередного стихотворения, как выпуска журнала с продолжением полюбившегося романа, значит, есть какая-то тайна... Женская лирика? Но что мужчине до женских переживаний?! А ведь – близко... близко к сердцу, к душе...

Вам написать... нет, нельзя, мне писать вам нельзя
скованы пальцы невидимой цепью запретов,
мерзнут, синеют, дрожат, мимо клавиш скользят,
путают буквы, регистры, слова, трафареты.

Вам позвонить бы... нельзя, это тоже нельзя.
гордость застряла в гортани удушливым комом
голос срывается в хрип, и ответно басят
все невозможные фразы в пустом телефоне

Вас бы увидеть... нельзя! это трижды нельзя
я ведь красивая, умная, сильная, злая.
взглядом одним превращаю мужчину в гуся
или в мокрицу, а Вас превращать не желаю.

Притяжение и – разрыв? Поиск любви? Осознание неизбежности расставаний? Не только... Сильная героиня отказывается от любви – чтобы её, эту любовь не убить?
Не только... Ключевое слово – «сильная» ... А нужна ли она, эта сила?!

Ей нравились мужские имена -
Холодные и точные, как бритва,
Как олицетворенье вечной битвы,
В которой главный приз - она сама.

Ей нравилась одежда от мужчин:
Рубашки в клетку, свитера, ботфорты,
Мужское назависимое "форте"
Без видимых, казалось бы, причин.

Ей нравилось быть женщиной - назло
Жестокой атрибутике эпохи.
Быть слабой, нежной. Жаль, но очень плохо
Ей удавалось это ремесло.


Вот он, автор – весь, как на ладони – с мечтой о тех временах, когда можно было быть женщиной – нежной, слабой, немного капризной, но! – рядом с сильным мужчиной?
Женская тоска «по сильному плечу»? Нет, не всё так просто – героине нравится быть сильной, она уже не может иначе, век-то на дворе – двадцать первый, взрослый...
Но что ей нужно? Вечный мужской вопрос... А ответ – тоже – вот он...

если не я, то кто же
выжить тебе поможет?
если не я, то кто же
пот оботрет с лица?
в мире сплошных подножек
если не я, то кто же?
как мы с тобой похожи -
из одного ларца.

если не я, то кто же?
бог с ним, с совместным ложем,
ты ничего не должен,
в сущности жизнь проста.
станешь вельможным дожем
или уйдешь в рогоже,
если не я, то кто же
снимет тебя с креста...

Героине нужен не просто сильный мужчина – а мужчина-бог, тот, кто будет НАМНОГО сильнее её. Слабость – повод для улыбки, нежность – на то она и женщина, чтобы даже в наш волчий век быть нежной, просто сила – а на что ей она? Сильным может быть и дикарь – он притягивает своей первобытностью, но – временно, быть рядом – нет, увольте... Быть рядом невозможно и с пророком – да, вдохновенность, да, одухотворённость... Пожалуй, дружить с ним – можно... Быть рядом – всегда – нет.

Вас метит ремесло: мозоль на среднем пальце,
Обломанный под ноль французский маникюр,
Извечный поиск слов, помятый вид скитальца,
И как в ночи пароль - ирония и сюр.

Вас портит ремесло - привычкой быть изгоем,
Желанием страдать во имя и вотще,
Вы непременный слон с посудо-мордо-боем,
При том, что ерунда вас загоняет в щель.

Вас губит ремесло, с назойливым упорством
Мотая на кулак как пряжу нити жил.
Вас пробуют на слом судьба, сума и посох,
Фанфары и хула. А надо просто жить.

Просто жить – и просто любить? Совсем не просто...
Нет, конечно, не всё в творчестве Ларисы можно объяснить этим, невозможно в рамках небольшого эссе поговорить обо всём, обо всех гранях, но одну, впрочем, не слишком скрываемую, я увидел – Героиня, а значит, немножко и автор, да что там – «немножко» - страстно, всем сердцем, ищет того, кого можно было бы – полюбить. Полюбить любовью современной, сильной, умной, всё понимающей женщины. Всё понимающей... И оттого путь к любви – такой долгий и такой... привычный...

и каждый раз...
Клер
и "каждый раз навек" вошло в привычку,
и скарб давно привычно небогат:
в рюкзак - фонарик, сигареты, спички,
а остальное купим. кандидат

в "до гроба вместе" оказался блефом,
заплаткой на изгибах бытия,
протершихся до дыр прошедшим летом.
что делать - энтропия! повлиять

на ход вещей не то что я не в силах -
и высший зуб неймет, хоть видит глаз.
поэтому скажу: спасибо, милый.
и каждый раз - навек. и каждый раз.