От Автора

София Прянишникова
    

Я взяла на себя смелость назвать свои «Воспоминания» поэмой, хотя это не художественное произведение, а, скорее, – повесть в стихотворной форме. В стихах писала письма на фронт своему будущему мужу и друзьям; позднее – родным и детям.

Для знакомства  - немного о себе. Родилась в большой крестьянской семье в деревне Григорево Нагорьевского района Ярославской области  2 августа 1922 года.
Трагедия раскулачивания в 1929 году трудолюбивого крестьянства постигла и нашу семью. Но нет худа без добра: удалось, утратив всё крестьянское хозяйство, перебраться в город. Приютили нас добрые люди – фабричные рабочие – в городе Ногинске Московской области. Этот город стал моей второй родиной. В 1940 году я закончила там школу-десятилетку. Я любила литературу и иностранный язык и сдала успешно экзамены в институт Востоковедения. Была принята, но оказалось, что при институте нет общежития. Таким образом, учиться в нём могли только москвичи или те, кто имел временную прописку и жильё в Москве. У меня такой возможности не было и я, огорчённая и разочарованная, устроилась в Ногинске на работу, не теряя надежды на поступление в следующем году. Но война нарушила все планы… В дальнейшем – работа, семья, дети, жизнь на колёсах, так как муж, провоевав всю войну 1941-1945 годов, остался кадровым офицером. Времени от работы и забот о семье оставалось мало, но для самообразования минуты находила.
Свои  воспоминания о деревне я не сочиняла , а как будто бы списывала с фотоснимков, сделанных когда-то в прошлом. Нет прикрас и искажений – всё истинная историческая правда. Писала не от праздности, а одолеваемая чувством необходимости: долгие годы все эти назойливые мысли мучили меня, накручиваясь, как на «плёнку», в голове, не давая покоя.
Переплела самодельный  сборничек, отпечатав его на пишущей машинке. Давала людям читать, и они просили размножить и подарить им, что я и делала. Многие просили, чтобы я распространила их на большее число читателей. Так родилась идея опубликовать сборник в печати, хотя на успех я надежды не имела, да и возможности такой не было. Сейчас, с помощью моей дочери, набравшей текст книги на компьютере, делаем попытку осуществить эту мою давнюю мечту, и я лелею надежду, что чуткий Читатель прочтёт мою незатейливую повесть от начала до конца, не соскучится и не пожалеет о потраченном времени.

…По прошествии 75 лет, в 2004 году, удалось побывать в тех сказочных местах – Боже, какая горечь и слёзы в горле от всего увиденного: от моей деревеньки даже колышка ни единого не осталось, а на её месте – грубо вспаханное поле, поросшее непонятной растительностью. От чистого пруда – бесформенная лужа, а к «барскому» болотцу и подойти невозможно – трясина…
А в те времена сколько отменной клюквы на нём собирали сельские жители!.. 
Но… не уподобиться бы мне автору «Путешествия из Петербурга в Москву»…
Село Колокарёво, что рядом с нами, ещё живо, но какую жалость оно вызывает! Людей почти нет, лошадей и другого скота не видно. Вышли из разваливающихся и заколоченных кое-как изб несколько старух да двое-трое ребятишек младшего школьного возраста. Оказывается, школа закрыта - последняя учительница умерла, и этих детей возят учиться за несколько километров в другую деревню. Самый младший мальчишка сказал, что хочет выучиться на священника. Жаль, что церковь в этом селе давно уже не действует, а прежде со всех окрестных деревень ходили в неё люди…
Пытались мы  добраться до села Ильинского, но оказалось, что проезжей дороги туда нет, да и села самого практически не существует, так как последняя жительница – попадья – также недавно умерла.
В общем, перефразируя классика, хочется воскликнуть: «Грустно и страшно жить на этом свете, господа!»…

Зима 2005 года