Будет ли Милосердный Бог вечно мучить грешников?

Игорь Плохатнюк
Интересное стихотворение, Элла, Вы показали мне. Спасибо Вам! Но мне очень хочется узнать: "А Вы сама верите в то, что Добрый, Сострадательный Бог планирует мучить грешников на протяжении бесконечных веков в аду? Если верите, то мне хотелось бы узнать - на каких именно текстах из Библии основана Ваша вера? Очень надеюсь на дальнейшее общение с Вами. С уважением к Вам, Игорь Плохатнюк

                14.03.2009 12:31

Вот что на это ответила мне Элла:
 
"Игорь, я настроена на разговор с Вами, но не хотела бы вступать в спор.

Да, конечно, я верю в существование ада. И в подтверждение своих слов приведу Вам три примера из Евангелий.

                Пример первый:

В главе 25-ой стих 31-46 Евангелия от Матфея говорится следующее:"Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престол славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов- по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его"придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
... далее пропускаю...
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону:"идите от Меня, проклятые, в ОГОНЬ ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ ДИАВОЛУ И АНГЕЛАМ ЕГО."
...далее пропускаю...
46 И пойдут сии В МУКУ ВЕЧНУЮ, А ПРАВЕДНИКИ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.

                Следующий пример №2, хотя этого одного было бы достаточно.

Евангелие от Марка глава 9, стихи 42-48, где тоже напрямую говорится об аде.

"И если соблазняет тебя рука твоя -  отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в ГЕЕННУ, в ОГОНЬ НЕУГАСИМЫЙ. Где червь их не умирает и огонь не угасает".

И последняя (3-я)ссылка, я думаю, ЭТОГО будет более чем достаточно.

Это известный рассказ о Лазаре и богаче.

Евангелие от Луки 16 глава, стихи 19-31.

В Луки 16,23  ГЕЕННА ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ -"АД"

"И в АДЕ, будучи в МУКАХ, увидел Авраама и Лазаря на лоне его.
И возопив, сказал: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я МУЧУСЬ В ПЛАМЕНИ СЁМ."

Игорь, я думаю, Вам не надо писать о том, что жизнь на земле -  это ад. Да, скорби здесь много, но есть и отрада. А то, что настоящий ад существует, я думаю, Вас убедило Евангелие.

С уважением к Вам, Элла.
                *****

                Мой ответ:

"После этих цитат, Элла, взятых из Евангелий, которые Вы привели выше, я с удовольствием поделюсь с Вами своим видением данного вопроса.

            Начнём с  Евангелия от Матфея 25 глава, тексты 31-46.

Матфея 25, 41  Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его...

Давайте, Элла, вместе попробуем вспомнить, где ещё в Библии упоминается о том, что дьявол будет брошен в огонь?

                Первое, что мне сразу приходит на ум – вот этот текст:

Откровение 20, 10  А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Вопрос: «Когда произойдёт это событие?»

Ответ можно отыскать, прочитав целиком всю 20-ую главу книги Откровение, и ответ станет очевиден: «Дьявол будет брошен в озеро огненное после окончания великой борьбы, которую он вёл против Бога и людей на Земле.»

Откровение 20, 13-15  Показывает нам Последний Судный День Бога Вседержителя, на котором всем людям, которые грешили в своей жизни и не захотели раскаиваться, выносится смертный приговор, который тут же и приводится в исполнение.

Итак, мы видим, что и люди-грешники, и дьявол оказываются в озере огненном.

В Откровении 20, 14  о людях, туда попавших, сказано определенно, что они, в результате пребывания в этом озере огненном, умирают второй смертью. (После этой смерти воскресения из мёртвых уже не будет никогда)

                А что произойдёт с самим дьяволом, попавшим туда?

Ответ на этот вопрос находится в другом месте Библии. Читаем:

        Книга пророка Иезекииля 28,18 (здесь о дьяволе говорит Сам Господь Бог):

Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; И Я извлеку из среды (изнутри, то есть) тебя огонь, который и ПОЖРЁТ тебя: и Я превращу тебя в ПЕПЕЛ на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19  Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и НЕ БУДЕТ тебя вовеки.

                *****

Вот мы видим, Элла, что произойдёт с дьяволом в озере огненном. Он превратится в пепел.  Таким образом, Бог истребит из Вселенной главного зачинщика восстания против Добра и Справедливости.

Но кто-то скажет: «Позвольте! Давайте ещё раз прочитаем Откровение 20,10:

Откровение 20, 10  А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

Почему здесь сказано, что мучения дьявола в огне будут продолжаться во веки веков?

Дело в том, что в Библии есть тексты, читая которые, становится ясно, что под словом «вечно» понимается не бесконечно длящийся отрезок времени. Вот пример:

                Книга Исход 21, 5-6 

Но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, - то пусть господин его приведёт его перед судьями и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом ему ВЕЧНО.

Как долго этот конкретный человек будет оставаться рабом своему господину?

Только на протяжении его собственной жизни. Как только его жизнь оборвётся, закончится и этот период, обозначенный словом «ВЕЧНО».

Точно также случится и с дьяволом, который будет брошен в озеро огненное. Пока огонь Божий не совершит своё дело уничтожения сатаны, он будет жить в этом огне, но это будет не бесконечно длящийся отрезок времени. Поэтому и сказано, что в конечном итоге дьявол превращается в ПЕПЕЛ.

Об этом же самом событии говорит и пророк Малахия.

Малахия 4,1  Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома! И попалит их грядущий день, говорит Господь, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

Вопрос: "Что останется от грешников после того, как огонь Божий попалит их?

                Ответ такой:

Малахия 4,2-3  А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его! И вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные. И будете попирать нечестивых, ибо они будут ПРАХОМ под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю. - говорит Господь Саваоф.

                *****

Итак, мы видим, что все нечестивые люди, после воздействия на них огня Божьего, превращаются в прах. Прах - это мелкие частицы или пыль, как поясняет нам словарь русского языка. Таким образом, Бог через пророка Малахию очень чётко говорит нам о том, что после Последнего Суда Божьего грешники полностью прекратят своё существование.

После приведённых выше текстов, нам теперь можно легко объяснить, почему огонь, пожирающий грешников и самого дьявола, назван НЕУГАСИМЫМ и ВЕЧНЫМ. (Евангелие от Марка 9,43)

Посмотрите, Элла, ещё одно место из Нового Завета, где встречается это же словосочетание – «огонь вечный»:

Послание Иуды 1,7-8   Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие…,  подвергшись казни ОГНЯ ВЕЧНОГО, поставлены  в пример,  так точно будет и с сими мечтателями...

Взгляните сами, что произошло с Содомом и Гоморрой после того, как Бог пролил на них огонь и серу:

                Книга Бытие 19, 27-28 

И встал Авраам рано утром и пошёл на место, где стоял пред лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на всё пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Мы видим, что после того, как ВЕЧНЫЙ Божий огонь совершил своё дело, он погас.

Утром Авраам увидел лишь дым, который ещё некоторое время свидетельствовал о недавно бушевавшем на этом месте пламени. Но и дым вскоре развеялся, осталось лишь пепелище.

А НЕУГАСИМЫМ этот огонь назван потому, что никто не сможет погасить его до тех пор, пока он полностью не истребит нечестивых людей и самого дьявола.

Можете, Элла, посмотреть ещё один текст на эту же тему - Иеремия 17,27

В этом месте Господь Бог предсказал, что однажды Иерусалим за нечестие его жителей будет сожжён огнём. И было сказано, что этот зажжённый Богом огонь никто не сможет погасить до тех пор, пока он полностью не совершит своё дело уничтожения. Это пророчество в точности исполнилось в 70-м году после Р.Х., когда войска римского полководца Тита захватили и сожгли Иерусалим дотла.

Здесь же необходимо остановиться ещё вот на каком моменте: "Почему в Евангелие от Матфея 25,46 сказано "И пойдут сии (нераскаявшиеся грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"?" Неужели Иисус так и сказал: "Грешники пойдут в МУКУ вечную?"

Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам необходимо открыть греческий текст этого фрагмента Евангелия и посмотреть, что написано там. Ведь русские переводчики в 19-м веке переводили Евангелия на русский язык именно с греческого текста. Вот страничка в интернете, где находится построчный перевод Евангелий с греческого на русский язык - www.bible.in.ua/underl

Смотрим интересующее нас место: Матфея 25,46

"И уйдут эти на наказание вечное, праведные же - в жизнь вечную!"

Вы удивлены? Оказывается, в греческом варианте нет фразы "мука вечная", а стоит фраза - "наказание вечное".

В чём разница между этими двумя фразами?

"Мука вечная" - это бесконечно длящиеся в веках мучения, а "наказание вечное" - это смерть, согласно Посланию к Римлянам 6,23.

Вопрос: "Почему переводчик допустил такое серьёзное искажение смысла при переводе этой фразы?"

Чтобы получить быстрый ответ на этот вопрос, приведу краткую историческую справку, взятую в интернете:

"Если мы откроем страничку в интернете, где приводится греческий вариант этого текста (Деяния Апостолов 2,22-32) с параллельным переводом на русский
язык, то мы увидим, что греческое слово њdhw (гАдес), переведённое на русский как "ад" имеет ещё и другое значение - "могила" -
http://www.bible.in.ua/underl/S/D/6164.htm#

Но почему переводчики при переводе греческого слова њdhw (гАдес) выбирали именно значение "ад", а не "могила"?

Как известно, в 1815 г. Российский царь Александр Первый поставил перед учёными людьми того времени такую задачу - “доставить россиянам способ читать слово Божие на природном российском языке”.

Священный Синод Русской Православной Церкви поручил комиссии духовных училищ поискать для этого непростого дела переводчиков.

Таковыми оказались ректор Петербургской академии Филарет, профессора Г. Павский и архимандрит Моисей, а также ректор семинарии Поликарп.

K 1818 г. они перевели все Евангелия, к 1819 — книгу Деяния Апостолов, к 1821 кончили весь Новый Завет, а в 1822 г. - книгу Псалтирь... -
http://www.wco.ru/biblio/books/znam/H532-T.htm"

                *****

Как мы увидели, все эти учёные люди были искренними православными верующими, с детства наученными тому, что существует ад - место вечных мучений для грешников. И поэтому всякий раз, когда они встречали в переводимом ими тексте, скажем,
упоминания о вечном наказании, которое согласно Библии есть вечная смерть (Римлянам 6,23) - переводчики переводили эту мысль фразой - "муки вечные" (Матфея 25,46)"


                *****

И вот, у нас остаётся последняя история – О богаче и Лазаре. (Евангелие от Луки 16,19-31)

Итак, Элла, я понял, что Вы верите в то, что и ад и Рай, описанные Иисусом в данном месте Нового Завета, представлены именно такими, какими они и являются в действительности?

Хорошо. Давайте предположим, что так оно и есть.

Попробуйте представить себе, какие мысли и чувства наполнили бы Ваше сердце, если бы Вы оказались вдруг в таком Раю?

Вот Вы видите вдалеке место, как мучаются и кричат от боли грешники. Что бы Вы стали делать в этой ситуации?

Может быть, Вы поскорее побежали бы в глубину Рая, чтобы не видеть человеческих мучений и не слышать криков страдальцев? Но разве смогли бы Вы заставить себя не думать об этом, даже оказавшись в глубине такого Рая?  Постарайтесь, Элла, честно ответить самой себе на эти вопросы.

А разве Вам не пришла бы в этой ситуации в голову мысль, что Бог мог бы как-то иначе решить участь нераскаявшихся грешников, чем определить их на БЕСКОНЕЧНО-ДЛЯЩИЕСЯ мучения?

Слава Господу Богу, Который никогда не будет мучить грешников в вечно горящем пламени ада!

Согласно тому, что мы прочитали с Вами ранее в Библии, Бог, после Справедливого Суда над грешниками, просто остановит их жизнь навсегда.

Вечная смерть –  вот что будет их уделом. Все, восставшие против Бога люди, уснут вечным сном без сновидений. И в этом Бог проявит Свою милость к грешникам всех веков и к дьяволу в том числе.

Вопрос: «Откуда же появилось это представление об аде, где будут мучиться грешники?» Вот ответ:

«Упразднив Слово Божие, фарисеи заимствовали многое из философии Платона относительно природы человека. Из смеси греческих представлений, древних египетских и вавилонских мифов они создали учение о чистилище и о молитвах за мёртвых. Иосиф Флавий заявляет, что фарисеи учили о том, что каждая душа бессмертна, но что лишь души добрых перейдут в другое тело, а души злых будут наказаны вечными страданиями. Они считали, что в душе находится вечная сила, и что под землёй существует награда и наказание для тех, кто в этой жизни жил соответственно добродетельно или порочно.» (Цитата из статьи А. Бармса «Богач и Лазарь»)

Все исследователи Библии соглашаются с тем, что в Священном Писании встречаются, как истории о реально происходивших событиях, так и истории-вымыслы, которые рассказывались пророками для того, чтобы донести до слушателя какую-то важную мысль и подтолкнуть слушателя к тому, чтобы он сделал для себя определённые выводы, а в каких-то случаях, и принял какое-то жизненно важное решение.

Очень показательна в этом плане история, которую рассказал царю Давиду его друг – пророк Нафан после того, как Давид согрешил с Вирсавией.

Вы помните, эту историю? Она записана во 2-ой книге Царств в 12 главе, с 1-го по 4-ый стих.

После того, как Нафан рассказал Давиду эту историю – о богаче, отнявшем у бедняка его единственную овечку, Давид отреагировал на услышанное так:

                2-ая книга Царств 12,5 

Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это!...

                2-ая книга Царств 12,7

И сказал Нафан Давиду: Ты – этот человек!...

                *****

Очень интересная ситуация получилась, правда?

Нафан рассказывал Давиду притчу, а Давид воспринял всё услышанное, как абсолютно реальную историю, взятую из жизни.
 
Помню, как со мной однажды произошло нечто подобное. Прочитал я одну коротенькую историю у одной поэтессы и спрашиваю её: «Неужели эти события, действительно, имели место в реальной жизни?» А она мне отвечает: «Нет, не волнуйтесь! Это всего лишь вымысел!»

Вы понимаете, Элла, к чему я клоню?

Не все слова Иисуса Христа, которые Ему пришлось сказать людям в Своей земной жизни, описывали реальное положение дел.

Вот пример – случай со смертью Его друга по имени Лазарь.

Когда Иисусу сообщили, что Лазарь сильно заболел, Иисус ещё целых два дня оставался на том месте, где к Нему пришла эта весть, и совсем, казалось, не торопился идти на помощь к Своему другу. Но вот, наконец, Он говорит Своим ученикам:

                Евангелие от Иоанна 11,11 ... Лазарь, друг наш, уснул...

Интересно, отметить, что ученики в этой ситуации восприняли слова Спасителя буквально. Это видно по их словам:

                Евангелие от Иоанна 11,12-14 

12 Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет!
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14  Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер.

                *****

Вот, что сказано в Евангелии от Матфея 13,10-11: 

И приступивши, ученики сказали Ему: Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: Для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано!

                *****

Исследователи, очень просто объясняют, почему Иисусу приходилось говорить о многих вещах притчами. Во-первых, это был очень распространенный и очень популярный в то время, в той культуре метод преподавания. А во-вторых, если бы Иисус говорил обо всём открытым текстом, то Его озлобленные противники очень быстро нашли бы повод для обвинения Спасителя, поставив Ему в вину Его собственные высказывания.

Чтобы нам убедиться в том, что в Своём рассказе о богаче и Лазаре Иисус не говорил о реально существующих аде и Рае, нам нужно взглянуть на то, в присутствии кого Он рассказывал эту историю. 

Евангелие от Луки 16,14 говорит нам о том, что кроме учеников слушателями Спасителя были в тот момент фарисеи.

Известно ли Вам, Элла, что это были за люди?

Почитайте комментарии о фарисеях из разных источников в интернете, и Вам всё сразу станет ясно.

Это была небольшая (я встречал цифру – около 6000 человек) группа очень богатых людей, которые, фактически, захватили в то время всю реальную власть в Израиле.

Да, римляне, считали себя полноправными хозяевами в этой стране, но всю духовную власть над умами народа держали всё же в своих руках именно фарисеи.

Власть и влияние фарисеев были настолько сильными, что простой народ понимал – сказать что-то вопреки тому, что говорят фарисеи, означало вынести себе почти что смертный приговор.
 
Если кого-то из людей фарисеи заклеймляли словом «грешник», то такой человек лишался, фактически, всех прав в Израильском обществе того времени. Судьи отказывали такому человеку в защите его законных прав. Любой человек мог обидеть и унизить «грешника» и никто не вставал на его защиту потому, что на нём было клеймо отверженного. Если «грешник» оказывался в трудном материальном положении, никто не смел, боясь гнева фарисеев, оказывать ему материальную помощь и так далее.

Фактически, фарисеи захватили во времена Иисуса место духовных наставников Израиля. Помните, Элла, что сказал Иисус о фарисеях в 23-ей главе Евангелия от Матфея?

            Матфея 23,2 - На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи.

Бог не сажал фарисеев на это место. Они сами захватили его, чтобы учить народ тому, как правильно нужно поклоняться Творцу.

Фарисеи ввели по собственному усмотрению очень много поправок в религиозные предписания Израиля. Они придавали огромное значение преданиям старцев. Когда эти человеческие предания входили в противоречие с заповедями закона Божьего,  то известно, что фарисеи в этом случае отдавали предпочтение именно преданиям. (Взгляните на спор Иисуса с фарисеями о преданиях! – Евангелие от Марка 7-ая глава)

Именно фарисеи учили народ тому, что Сам Бог заранее предопределил, кому из людей на земле быть богатыми, а кому - бедными. Бедность и нищету фарисеи объясняли, как особое наказание для тех людей, которые чем-то не угодили Создателю. С другой стороны, они говорили, что каждый богатый человек – это тот, кого Бог решил почтить особым образом, даровав ему все блага жизни.

Чтобы хоть как-то сгладить недовольство бедных людей их положением, фарисеи учили, что после смерти все бедняки получат от Бога награду за их терпение и попадут в место под названием Лоно Авраамово.  О том же, что всем богатым место в Раю Божьем «забронировано», так это подразумевалось само собой.

Но Иисус решил однажды нанести удар по самодовольству фарисеев и рассказал историю, в которой Он изобразил ад и Рай в точном соответствии с теми представлениями, которые имели об этом фарисеи. Иисус показал, что бедный Лазарь, действительно, получил доброе после смерти, а вот участь богача оказалась в рассказе Спасителя прямо противоположной участи нищего Лазаря – он оказался в аду.

Осознав, что он жил неправильно, богач, по рассказу Иисуса, просит Авраама послать к нему в земной дом, воскрешённого из мёртвых, Лазаря,  чтобы Лазарь предупредил его братьев, чтобы те изменили свой образ жизни и «не попали в это место мучения». А что отвечает на эту просьбу Авраам? Он говорит: «У них есть Моисей и пророки. Пусть их слушают!» (Луки 16,29)

Вот, Элла, то средство, которое предусмотрел Бог для просвещения нашего разума. Это – Слово Божие! И нужно отметить, что с этим Словом мы не можем поступать по своему усмотрению –  хочу приму какое-то место из Библии за реальное описание событий, а хочу – скажу о прочитанном, что это иносказание.

Каждое место Священного Писания нужно не просто читать, но тщательно исследовать, как это и рекомендовал делать наш Спаситель Иисус. (Евангелие от Иоанна 5,39)

В Священном Писании очень много мест, где смерть сравнивается со сном. Во время этого смертного сна душа человека тоже, образно говоря, "спит" сном без сновидений. Возвратится же в сознание каждый умерший только в тот момент, когда Бог вновь воскресит людей - одних для жизни вечной, а других - для того, чтобы они предстали перед Его Справедливым Судом. (Евангелие от Иоанна 5,28-29)

Подробно об этом можно прочитать во многих других моих рассказах.

Но вот, что удивительно - люди нашего времени, несмотря на ясные свидетельства Слова Божьего о состоянии умерших, тем не менее продолжают, подобно фарисеям, искренне верить многочисленным ложным версиям и теориям, не имеющим Библейского обоснования.

Когда Авраам сказал богачу о Моисее и пророках, богач ответил: «Нет, отче! Этих свидетельств для моих братьев будет недостаточно! Нужно, чтобы кто-то из посланников с того света пришёл и предостерёг бы моих братьев лично!»

На что Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если к ним придёт кто-то из мёртвых – они и им не поверят!» (Луки 16,31)

Иисус, рассказывая эту историю о богаче и Лазаре, не стал опровергать ложные представления фарисеев об аде и Рае, но используя их же представления об этом, заставил их задуматься о своём собственном положении перед Богом. Фарисеи очень ясно увидели, что их вера в Бога, очень часто не основана на Писаниях Моисея и пророков.

Думаю, Элла, что на этом мне стоит остановиться в размышлениях на эту интересную тему. Надеюсь, что та информация, которой я с радостью поделился с Вами, не будет оставлена Вами в пренебрежении, но поможет Вам ещё внимательнее исследовать Библию.

Желаю Вам самых обильных Божьих благословений во всём! Счастья Вам, мира и любви!

С самой искренней человеческой симпатией к Вам, Игорь Плохатнюк".