О первородном грехе и о вечных вопросах

Виктор Шмаков
http://viktor-ch.livejournal.com/profile

Евангелие от Антона. Гл.19. О первородном грехе и о вечных вопросах
Действие  повести "Евангелие от Антона" происходит в деревеньке под Рязанью в XII веке, куда неким образом попали герои повести – атеист Артём и священник Антон.
Полностью книга "1/3 против 70%" опубликована на Проза.ру.
На Стихи.ру публикуются отдельные главы.
Краткое содержание дилогии "1/3 против 70%" см. на:
http://www.stihi.ru/2009/04/07/6366
---------------------------------------------------

Антон:

– Ты вот религию не принимаешь. А ты посмотри на них – они же язычники!..

Артём:

– Ну, и что?.. Разве язычество по сравнению с религией хуже? Да оно во много раз лучше, естественней, честнее. Вот взять хотя бы отношение к женщине, к продолжению рода. Есть такой исследователь русской старины Леонид Латынин, он в статье о язычестве на Руси пишет:

"Сила природы, сила солнца, сила весны, тепла, дождя оказались для хлебопашца и скотовода куда большей властью, чем власть зверя, которая не могла помочь ему выращивать и собирать урожай. Но эту власть и силу нужно было персонифицировать, воплотить во что-то, что было ведомо ему. И человек наделил эту силу человеческими чертами. В первую очередь олицетворением этой плодотворящей силы стала женщина, ибо много было общего у природы и земли, которые кормили, заботились, рожали хлеб, с женщиной, которая тоже давала жизнь, кормила человека и выращивала дитя своё, также заботливо и щедро, как земля выращивает колос... Тайна и чудо рождения, которой наделена женщина, представлялась как некая высшая могущественная сила, которая играет важную роль в человеческой жизни... Чем лучше рожает земля, тем больше членов клана, явившихся из лона женщины; тем сильнее племя, род, тем лучше условия жизни этого рода и племени. Земля и женщина едины в смысле своём и назначении своём".

А что твоя религия? Объявила грехом одну из самых естественных и необходимых физиологических функций человека. Ведь это же надо так всё наизнанку вывернуть! На человеке лежит, оказывается, первородный грех за то, что он рождён, видите ли, во грехе!.. Возьми свою библию, прочитай Псалтирь, псалом Давида (Псалтирь, 50, 7) – "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя". Про Адама и Еву тебе поминать не надо? "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей" (Бытие, III, 16). Или в Новом Завете – "И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного" (От Матфея, XIX, 12), "Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть как не имеющие" (Первое послание к Коринфянам, VII, 29), "Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грехи и осудил грех во плоти. ...Посему живущие по плоти Богу угодить не могут" (Римлянам, VIII, 3, 8), "Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше" (Первое послание к Коринфянам, VII, 38). Подоплёка-то понятна – изначально и до самой смерти объявить человека грешным уже за сам факт появления его на этом свете. Только одного этого уже достаточно, чтобы признать религию опасным средством воздействия на человеческую психику. Кстати, немало случаев, когда люди, обращённые в религию, от осознания наличия за собой этого первородного греха, не знавшие до этого никакой за собой такой вины, впадали в депрессию. Логично было бы призвать к прекращению греха. Но церковь вполне разумно и дальновидно этого не делает. Грешите и размножайтесь, но не забывайте, что грешны.

Антон:

– Профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов говорит:

"Первородный грех – это повреждение, что возникло вследствие грехопадения первых людей. Преподобный Максим Исповедник объясняет это повреждение так: первое – смертность, мы стали смертными, а первые люди были бессмертны. Господь говорит: "Вся добра зело" (Быт. 1, 31), все созданное было прекрасно, но предупредил: "Если согрешите смертью умрете" (Быт. 2, 17). Первые люди совершили грех и стали смертными, и их потомки стали смертными. Мы не виновны, но очень жаль, что смертны. Мы стали подвержены всем болезням, всем воздействиям окружающей среды. Возникла потребность в сне, пище, одежде, тепле. До грехопадения все это было не нужно. Вот это в Библии и называется "кожей", как сказано: "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт. 3, 21). Вот что есть первородный грех – повреждение. Человек стал смертным, тленным, уязвимым".

Спаситель наш Иисус Христос сошёл на землю и принял страдания и смерть во искупление людей от первородного греха.

Артём:

– И ты, и Алексей Ильич говорите всё это в совершенно утвердительном тоне. Вы всё это знаете? Всё вот так оно в точности и есть, как вы говорите? Или вы в это просто верите? С вами, вообще-то, дискутировать-то можно ли? А то вы скажете – "А я вот верю!" – какая тут дальше дискуссия. У меня есть знакомый священник, отец Андрей, я как-нибудь тебе о нём расскажу, так вот он в своей книге "Духовная безопасность" пишет:

"Священное Писание, безусловно, полностью правдиво и неисчерпаемо содержательно, тем не менее необходимо учитывать принципиальную ограниченность человеческого разума в его попытках рационально толковать богодуховенные сакральные тексты, написанные для всех времён и народов, а не только для людей конкретного века и установленных профессий. Кроме того, Библия не есть учебник по какой-либо научной дисциплине, её задача совсем иная. Поэтому правоту Библии в целом, как и веры, невозможно "доказать" рационально. ...Известно, что если истина и рождается в споре, то там же она и погибает".

Вот и всё – верь и в споры не вступай! Как пишет далее отец Андрей – это "духовно опасно". А вот духовно безопасно – это слушать то, что тебе твои "духовные учителя" говорят, им верить и беспрекословно подчиняться. В интервью на одном из религиозных сайтов Андрей рассказывает: "Начитавшись Николая Кузанского и Лейбница, лет в 15 я начал строить свою систему мироздания. Человечество в ней было как бы супермозгом, а отдельный человек – нейроном. Гипотеза постоянно мною развивалась, и у меня, представьте себе, даже ученики появились. Еще немного – и готова новая секта! Я "построил" в своем воображении идеальную цивилизацию будущего. Помню, был удивлен, когда немного позже нашел очень похожую... в Евангелии".

Идеи управления человечеством, воздействия на этот "супермозг" у него, оказывается, ещё с детства были. Потом появилась потребность вкладывать в него какие-либо конкретные "программы". Как-то зимой 1990-1991 годов он сказал мне, что вступил в Коммунистическую партию. О том, что он внук видного большевика с партийной кличкой "Хвыля" (по-украински – волна), расстрелянного в 1938 году во времена Большого Террора, я знал. Спрашиваю: "Андрей, зачем это тебе в 46 лет?". Отвечает: "У меня было только два пути – в партию или в церковь". Я просто опешил от именно такого вот выбора альтернатив. Менее чем через год – путч, запрет компартии. Андрей идёт в церковь. То, как он в своей "Духовной безопасности" поливает теперь "однопартийцев" своих и деда, основоположников коммунистической идеи – Ленина, сифилитика, потомка иудея Мойши Бланка Ицкаковича, торгового мошенника и поджигателя домов, и Маркса (Мардохея Леви), потомка раввинов, человека с необузданными низкими страстями, это вообще отдельная история. Теперь диакон Андрей – заслуженный человек в православной церкви, с высшим техническим образованием, кандидат юридических наук, награждён за заслуги перед церковью орденом Сергия Радонежского. Кстати, он ещё и правнук священника. Но тут уже некоторая закономерность – родственность и близость между идеей коммунистической и идеей религиозной не только на судьбе Андрея видна. Обе они – это программа в "супермозг". Для неглупых людей – это средство и способ манипулирования чужим сознанием.

На мой вопрос о том, чем же язычество хуже религии, ты не ответил. Не посчитал, видимо, для себя возможным снисходить до такого обсуждения. Ладно, оставим язычество, поговорим о твоей религии. Кстати, тот же Осипов полемизирует по понятию первородного греха с католиками. Они, в отличие от православной церкви, первородный грех по-другому трактуют. Причём у них ещё и в разные века это понятие неоднократно менялось, разные течения были, одни других называли автортодокетами, монофелитами и так далее. Лютеране, у тех ещё одно понятие.

Вот назадавали библейские сказочники загадок! Никакая теорема Ферма с ними не сравнится. Любая теорема, она же только одно конечное решение иметь может. А тут как захотел, так и утверждай. Книга одна, текст один, а загадок и их решений тьма – она же "неисчерпаемо содержательна".

Ладно бы, этими загадками в охотку профессора Духовных Академий занимались, решали бы эти теоремы, друг другу бы доказывали, кто более правильные ответы нашёл. Так ведь нет – этими "решениями" наших "духовных отцов" весь мир по религиозному принципу на части разделён. Даже и в одной-то вере бесконечное деление – католики, православные, старообрядцы, протестанты, лютеране, баптисты, адвентисты, меннониты, кальвинисты, пятидесятники, методисты, иеговисты, пресвитериане, евангелисты. Это ещё не считая массы мелких сект как бы христианского направления. В исламе тоже деление – сунниты, ханафиты, шафлиты, маликиты, ханбалиты, шииты, ваххабиты, исмаилиты, ибадиты (абадиты). А ещё иудаизм, а также восточные религии – индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, брахманизм. Есть и такая религия, которая пытается всё это вместе собрать – бахаизм. И ведь все утверждают, что это именно они в истинного бога верят, правильно Священные Писания понимают. Ну, не дурь ли?

Ведь вот смотри. Если по религиозному, то все мы, все люди на земле, от одного праотца произошли, от Адама. Так, по крайней мере, утверждают все авраамические религии, признающие Ветхий Завет – иудаизм, христианство, ислам, вера Бахаи. Следовательно, и первородный грех у нас один и тот же должен быть, без всяких толкований каких-то "профессоров", если он, этот грех, есть, конечно. И только одно может быть понимание того, что же это есть такое – человек, как он пришёл в этот мир, зачем он здесь, куда потом уйдёт, в чём есть Высший Смысл этого. Ведь мы же все, по сути дела, братья и сёстры, сущность-то в нас одна и та же. Допустим, что в какой-то религии может быть заключено какое-то Духовное Учение, которое отвечает на все эти наши вечные вопросы. Но для одних и тех же по своей сущности людей такой истинной религией может быть только одна, единственная. Религий же и их всевозможных ответвлений – тьма тьмущая. Значит, все пастыри, проповедующие свои учения, кроме лишь одного из них, являются лжецами? Есть ли вообще среди них истинная? Как это определить, по каким критериям? Что ты мне на это ответишь?

Антон:

– Да, вопрос, как говорится в лоб. Дай собраться с мыслями... Если по логике, то ты, конечно, прав. Возможно, ты ожидаешь, что скажу: вот именно мы, наша Церковь в правильного-то Бога и верим. А вот не скажу я этого, поскольку и сам об этом немало думаю, и самого, иной раз, одолевают сомнения. Найти истинные ответы на вечные вопросы – это очень непросто. Может, наличие множества религий – это и есть результат этих поисков?

Артём:

– Это поп ли со мной говорит? Это же уже на ренегатство похоже. Ведь ты, выходит, признаёшь право на такие поиски. А должен бы сказать, что в Священных Писаниях все эти ответы уже и так давно даны.

Антон:

– Знаешь, Артём... Попав сюда, в эти обстоятельства, я чуть ли не впервые в жизни получил возможность мыслить свободно, говорить то, что думаю. В эти несколько дней немало размышлял о том, что же это со мной случилось, почему? Наказание? Испытание? Или это мне дана возможность осмысления чего-то, чего мы в суете и толкотне нашей жизни в том времени, в нашем будущем сделать никак не можем. То времени не хватает, то лень, то навязанные нам шоры и стереотипы мешают. А главное – мы там в этом и потребности-то как бы не ощущаем. Жизнь несёт нас в каком-то своём мутном потоке, барахтаемся, локтями друг друга пихаем, стараемся к какому-то берегу прибиться, кому-то это вроде как удаётся, но, на самом деле, этот берег зыбкий, или быстро же рушится, или потихоньку расползается, и вот человек опять в той же мутной воде, которая продолжает нести его в Лету. А там для всех один и тот же конец, забвение... И вот теперь, это реальное для нас осязание понятия времени, эта девятисот лет давности деревня, где живут по практически естественным законам бытия, позволили, да и заставили даже на многое посмотреть другими глазами.

Артём:

– Хорошо ты о нашей, той жизни сказал. Но сегодняшнюю, этого времени жизнь чрезмерно идеализировать не надо. И здесь хитрый стремится проехаться на простаках, имеющий власть – для себя её в полной мере употребить, склонный к порокам – этим порокам отдаться. Это здесь, в деревне, живя рядом с такими как Гордей или Фока, мы почти идиллию видим. А попади мы с тобой не сюда, а в Рязани в княжью ставку?.. Как-то у одного моего интернетовского знакомого, Валерия Волкова прочитал стихи, вот из них четверостишье:

И через год или десять приходит прозренье,
что по-другому уже, однозначно, не будет.
Просто абстрактный кошмар под названием "время"
болен конкретной чумой под названием "люди".

Антон:

– Да, пессимистично...

Артём:

– Стихотворение так и называется – "Абстрактно-пессимистическое".