Наталия Веденеева. Психоделический синдром

Психоделика
______________________________ Психоделический синдром ______________________________
_________________________________ Наталия Веденеева _________________________________


Синонимы слова ПСИХОДЕЛИКА нам давно известны. Это «вдохновение» и «воодушевление». Эти термины являются производными от слова «дух», что в переводе на латынь звучит, как «психо».

Психоделику (как написание) можно рассматривать, как духовное откровение, как режим творческого процесса, протекающего в условиях подсознательного бодрствования, во взаимосвязи души и разума. (прошу прощения, мой взгляд покажется атеисту архаичным, ввиду применения мною религиозной терминологии, но я прошу, всё-таки, набраться терпения и принять мой специфический фразеологизм условно) В результате такого творческого процесса, как правило, возникают произведения искусства, отличающиеся от общей массы поделок ремесленного уровня – свойствами, позволяющими относить их к категории образцов и даже шедевров.

Термин «психоделика» является жанровым термином, таким же, как имажинизм, например, или символизм, поскольку отражает фактурную окраску произведения. Вот, об этой фактуре ПСИХОДЕЛИКИ и поговорим…

В сравнении с устоявшимся термином «вдохновение», ПСИХОДЕЛИКА является более прогрессивным. Почему? Не устраняя и не исключая классического «вдохновения», ПСИХОДЕЛИКА, всё-таки, встала несколько особняком, поскольку возникла, как отражение взаимовлияния художника-зрителя, музыканта-слушателя, поэта-читателя через произведение (картину, симфонию, поэму). ПСИХОДЕЛИКА, как механизм сотворчества, как полифонический процесс, всегда присутствует, например, в богослужении, в театральном действии, в музыкальном исполнении, когда исполнитель через произведение вступает в духовную связь с «пользователем» (молящимся, зрителем, слушателем).

До недавнего времени такая взаимосвязь, которая возникала бы в режиме одномоментности, была исключена для такой области искусства, как литература, и вдохновение было достоянием только автора, творца произведения. Передача вдохновения через текст была условна, поскольку талантливое текстовое воплощение требует не менее талантливого прочтения. И если мастера художественного слова, в той или иной степени, могут в достаточной чистоте, без искажений, озвучить литературное произведение и донести до слушателя не только смысл, но и интонацию, то читатель, впитывающий текст умозрительно и формирующий условно интонацию на уровне своего собственного подсознания, сталкивается с проблемой адекватности восприятия текста. В таком случае возникает множество препонов личного свойства: издержки социального и культурного уровня, интеллектуальных возможностей, душевной организации и прочее. И всё это, вместе взятое, способно затормозить или даже отвергнуть изначальный посыл автора произведения, если это посыл сформулирован не универсально. Лишь общедоступное, ширпотребное произведение способно в достаточной мере удовлетворить большинство. Тогда что же остаётся литературе, ориентированной на более развитый, более сложный психический и интеллектуальный строй? Неужели её удел – выпасть из цепи, остаться при своих интересах? Ведь как бы автор себя не утешал своей «изысканностью», он всё-равно стремится вырваться из малого круга и выйти на простор, к массам. Причём, не снижая своего уровня, не идя на поводу среднестатистических запросов, а напротив – формируя и воспитывая своими произведениями вкус аудитории. И в этом своём желании автор ищет новые пути взаимодействия с читателем, и находит их, став на рельсы ПСИХОДЕЛИКИ.

Психоделика, как стиль и метод написания, выводящий автора на гребень новой волны, а точнее – новой формы общения со своим читателем, становится помощником, посредником между ними, связующим звеном. Если традиционный метод прочтения, это логическое постижение смысла произведения с последующим или одномоментным переживанием, то психоделический метод прочтения – это восприятие образов на чувственном уровне с последующим или одномоментным их осмыслением. Иначе говоря, ПСИХОДЕЛИКА – это своеобразный литературный ИМПРЕССИОНИЗМ (передача впечатлений), который стремится к непосредственному воспроизведению субъективных переживаний, настроений и впечатлений автора, который сумел все эти впечатления закрепить в тексте своего произведения настолько ярко и выразительно, что они способны органично восприниматься читателем, минуя барьеры рассудочного плана. Поэтому, когда в пояснениях некоторых критиков мы читаем о некоем «сломе» сознания, это не следует понимать, как добровольное сумасшествие. На самом деле, не происходит никакого «слома» - просто сознание остаётся НЕЗАТРОНУТЫМ до определённой минуты востребованности. И покуда произведение находится в стадии прочтения, он о воздействует только на чувственную сферу читателя и воспринимается, как ДУХОВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ – то есть, ПСИХОДЕЛИЧЕСКИ.

Говоря о чувственном восприятии, необходимо подчеркнуть: оно происходит на интуитивном уровне. По-видимому, воздействие на подсознание через чувственные образы способствует вырабатыванию в организме определённого вида и количества гормонов, которые способствуют приведению человека в состояние эйфории (восхищения или напротив, подавленности) – так эффект воздействия ПСИХОДЕЛИКИ. Вполне возможно, что читатель при частом повторении таких режимов восприятия может впасть в некую гормональную зависимость от определённых текстов. Недаром выражение «подсесть на психоделику» уже начинает обретать понимание в читательской среде, потому что психоделический стиль располагает к некому размячению сознания и переводу читательской психики в режим проявления подсознательных рефлексов, необъяснимых эмоций…

Так что же это за метод воздействия на читателя – ПСИХОДЕЛИКА? Ответ одновременно и прост, и сложен: это медитативный метод. Способ свободной медитации, сочинения в состоянии полубодорствования-полусна. Такое состояние можно назвать «активной грёзой». Механизмы вхождения в такое состояние известны психологам, но знания этих механизмов не дадут вам гарантий, что сделают из вас поэтов-психоделиков! Вполне возможен и обратный эффект: находясь в режиме «активной грёзы» вы можете ПОТЕРЯТЬ способность к творчеству. В подтверждение мы имеем множество примеров, когда успешные поэты реалистических жанров оказывались совершенно беспомощными, пробуя свои силы в психоделике. Это можно объяснить активностью левого полушария головного мозга, отвечающего за логику мышления, которая в режиме «транса» или подавляется совсем, или переходит на иной функциональный уровень. В таком случае поэт теряет способность фиксировать свои грёзы и записывать из в виде стихов. Поэт же, психоделик, плавая в своей «активной грёзе», находится в трансгрессивном состоянии , он трансформирует образы – в идеи, формулируя их в виде стихотворного текста. Такое состояние можно назвать ещё «продлённым экспромтом», это сеанс, описанный Пушкиным в «Египетских ночах», это способность впадать в транс и говорить стихами… Таким даром владел Адам Мицкевич.

Что же делать тому, кто заинтересовался ПСИХОДЕЛИКОЙ? Как быть? Есть авторы, которые утверждают, что научиться ПСИХОДЕЛИКЕ невозможно, и счастлив лишь тот, кто случайно открыл в себе этот дар. И действительно, что прикажете делать тому, кто хорошо «играет в хоккей»? – надевать пуанты? А если нет достаточной пластики? И всё же, как говорится в святом писании, «стучите, и откроется вам». Научиться, может быть, и нельзя, но нет общих приёмов в творчестве. Найти ключ к самому себе – можно! Надо только прислушаться к своей душе («психо») и уловить её пульс, и предоставить ей свободу самой родить своего младенца. И быть готовым к испытанию: вдруг ваш первенец окажется уродцем? Тут уж не подправишь, не схитришь, не скомбинаторишь – что есть, то есть…