Частное мнение. Арбитр С. Эсте

Кубок Стихиры
Несколько слов о


Да. Ну и задачку поставили разгоревшиеся дебаты. Народ жаждет профессиональных обзоров, резких слов, истины. А вот это-то как раз и не по моей части.
Профессиональный разбор, как это делают литературоведы, делать не умею, да и не хочу. Для этого есть много специалистов, обращайтесь к ним.

Резкость без особой нужды говорить не хочу. Мне кажется, она здесь ни к чему. Не тот случай. Не вижу особой гордости в том, чтобы сказать громко и прилюдно кому-либо, что писать стихи ему не надо. Кстати, в такой оценке и ошибиться можно запросто. Да и не вижу в нашем стихотворном окружении пророка. Замечательных, или даже очень — хватает, только они обычно скромны и не лезут с приговорами. Так что резкости не будет.
А в отношении истины... А кто её знает? Да и меняется она со временем и пространством. Так что... Что могу, то могу. Всего навсего несколько весьма субъективных слов о стихах тура, не прошедших в следующий круг.


Садовая Марина. Очень нежные слова о расставании. Остаётся печаль и холодные снежинки на строчках стиха.

В Ночь Всех Влюблённых проливается серебряный дождь в очень добром стихотворении Бориса Нечеухина. Не грустите, Борис. Ваше тепло не осталось незамеченным.

Алекс Мочалкин. Человек теряет наивность и крылья. Что ж — это плата за познание. Зато Вы приобрели новых друзей.

Просто Печальная Птица. На сей раз не повезло. А ведь и тема актуальна во все времена, и раскрыта интересно, а вот чего-то не хватило.

Ёж Лиру. Молитва — это очень серьёзно и интимно. Я читаю эти строки и вижу раскрытую душу, слышу тихий голос, искренние слова. Замечательные стихи. Только один крохотный нюанс - с парой не повезло.

Параллельный мир Ивана Грозного — это мечта. Ну, что можно сказать про мечту. Ведь она для каждого своя. Для Ивана — совсем не похожая на другие мечты. Она очень замечательная. Дай Бог, чтобы она пришла и в наш мир.

Александр Кноль умеет самыми обыкновенными словами внести в строчки любовь. Ту самую русскую любовь, которой он готов одарить весь мир. А уж свой родной край в первую очередь. Хорошие стихи, правда мне кажется, что Александр мог бы сделать более яркий выбор.

Очень часто женские стихи грешат лишними красивостями. А здесь этого нет. Из строк Ирины Касаткиной рождается цветущий вишнёвый сад. Совсем неважно, что в нём всего три вишни. Зато дарят они надежду и благословляют на трудный земной путь.

Полотно небесных ткачих застилает поля. Но кажется, что это не застит дороги к сердцу возлюбленной. Дай Бог Артёмову счастья.

Стихи Алексея Баскакова погружают в сложный мир средневековья, полный коварных интриг, и протаптывают крохотную тропинку в наше время. Всё-таки тропинка оказалась не очень приметной. Очевидно, некоторые арбитры на ней заплутали.

В ситуации с маятником, который не такая уж простая штуковина, арбитры тоже не вышли с честью. Ну, не смогли они разобраться в стихотворении Николая Лопатнюка со связями этой сложной конструкции. Не переживайте, Николай! Ведь можно выпутаться из любой ситуации. В летнем конкурсе Вам повезёт больше.

Бессонница у Александра Белана уж больно красива. Мне даже кажется, что именно она является Музой поэта. И я уверен, что следуя за этой Непостижимой Дамой Вы проникните, Александр, в сферы, которые принесут Вам радость творчества, а читателям наслаждение от Ваших стихов.

Стихи Брауни Кузиной Светланы меня покорили. Слог стремителен. Пафос органично вытекает из совсем простых слов. Стих приподнят ровно настолько, насколько это отмерено искренностью переживаний автора за лирическую героиню. Рождается ощущение победы над злом. А ведь так оно и есть по сути.

Стихотворение Александра Брестера величественно и мудро. Он проник в глубинную суть человека. Сразу возникают аналогии с мёртвыми живыми и живыми мёртвыми. Да, совсем на крохотных нюансах взаимоотношений людей и отношения к смыслу существования на Земле. Как мне видится, это его стихотворение посильнее того, победившего в Зимнем Кубке. Не такое яркое, это точно. А разве яркостью меряется Поэзия. Я приведу в пример только четыре совсем простых слова, и я уверен, что Вы задохнётесь от переполняющих Вас чувств: «Клён ты мой, опавший...». В совсем неприметной строчке Александра: «Мне не нужна осень, пахнущая только осенью…» заключено столько молодого здорового максимализма и страсти, что я завидую получателю этих слов.

Стихотворение Михаила Мелконяна самое короткое на Кубке. Но настолько оно полно и концентрированно выложило суть и переполняющие до краёв эмоции Михаила, что трудно представить, какие ещё нужны слова. Весь смысл в таком утре. Я аплодирую Михаилу.

Красивая заря у Виктора Стрельцова. И мальчишка красивый. Очень часто совсем незамысловатые слова вовремя сказанные человеку являются самыми важными на свете. Наверняка эти слова Виктора мальчишке очень нужны.

Ал Нилакову явно не повезло. Его стихи прекрасны. В них столько мужской силы, чуткости, сдержанности, нежности, любви. Жизнь штука непростая. Она выбирает, как выбирает. И всякое расставание предначертано. И в познании этого познаётся подлинность человека. А жизнь... Что ж, она продолжается. И даже не прохождения этого замечательного стихотворения в следующий круг, надеюсь, не доставит очень больших огорчений автору

Очень интимное стихотворение Сосновского Виктора Биктора вызывает уважение и некоторое ощущение неловкости за себя, что вдруг увидел этих двоих, чего-то всё-таки не растерявших в этом мире, и сидящих рядом так уютно и просто.

Наверняка и Вам приходилось, как Доктору Ливси, избавляться от лишнего хлама, отживших надежд, ненужных иллюзий. Хорошо горит костёр. Весело гудит пламя. Иногда надо и сжигать что-то.

Все мы это проходили. И писали сжигающие строки, как Наташа Як. Что осталось у нас от строк? Что-то в жизни. Иногда — даже счастье. У ставших потом поэтами — стихи. Дай Бог и Наташе.

Дарья Гришина. Не берусь судить о мотивах решений всех остальных Арбитров, но техническая сторона (я имею ввиду, прежде всего, оригинальное ритмическое построение стиха) не имела для меня решающего значения, даже никакого. И в рифмах не увидел неприемлемого для себя. Но видимо вот этот самый упомянутый в тексте яд каким-то таинственным образом влез в строчки, обращённые к уже бывшему (бывшему?) другу, и не позволил мне проголосовать за это стихотворение.
Когда-то мне сказал один опытный хороший режиссёр: "Актёр в роли может быть любым: страстным, жалким, негодующим, обличающим, выражать любые эмоции. Он не может быть злым. Когда появляется злость - пропадает обаяние." Мне кажется, что именно это случилось. Стихотворение оказалось злым.
Извините, Дарья, за искренность. Вы пишите хорошо, но бывает всякое иногда.


Идеальная Кошка. Что мне однозначно понравилось в этом стихотворении, так это как автор подводит читателя к апофеозу, к главному, но так и не сказанному слову. Подводит ненавязчиво и бережно. Ну, да. Когда перечитываешь несколько раз, на слух несколько слов в середине больно привычными кажутся, немного упрощают стих. А здесь упрощать нельзя. И есть очень большая разница между «просто» и «упрощённо». Поймать для себя, осознать это - совсем не просто.

Сергей Мордвинцев. Пафос понятен, но меня он не тронул. И не тронул, мне думается потому, что он общ, не конкретен, вообще. А с техникой и пафосом — порядок.
Тупров Илья. Мне кажется, что автор здесь настолько закрыт в непроницаемую тогу, что можно только смутно догадываться о чём же собственно идёт речь. Никто никого не заставляет раздеваться, но уж если закрылся, то в авторском произведении стоит это делать так, чтобы читатель почувствовал, какие чувства бушуют и о чём. Тогда эта закрытость интересна.

Кажется Стерва. Это мне оценить интересно, тем более что выбрал именно этот стих в паре. Если кому-то хочется примеров какого-то направления, так вот это — чистый пример эротики. Здесь есть два человека, здесь пульсирует кровь, растёт и взрывается страсть. И здесь нет грязи. Кто-то написал об этом круче и ярче? Наверно так. Но чувства героев здесь не поддельны. И это — хорошие стихи!

Вельмесь. Вот здесь писать очень сложно. Я никак не могу ухватить это стихотворение, ни с какого бока. Очевидно, замечательный автор не смог посмотреть на свою вещь со стороны. Очень часто что-то видно всем, а актёру, писателю, художнику — нет. Мне кажется, что когда Вельмесь сумеет через какое-то время посмотреть на этот стих снаружи, он поймёт, что с ним надо делать. Стих ещё не готов, не созрел.

Валерий Алешков. Вот желание что-то понять в окружающей природе здесь выражено ясно. Желание это понятно. Воодушевляет ли оно читателя — это совсем другой вопрос.
Владимир Декар. Мне кажется, что в этом стихотворении не раскрыта тема. Вот что было «до» - понятно однозначно. А что «теперь» и, может быть, почему — только вскользь. Почти совсем непонятно как теперь. По умолчанию здесь быть не может. Да, автор знает. Но нам-то не рассказал.

Александр Патритеев. Стихотворение замечательно своим настроем, молодёжным напором и выбором, когда эта самая обыкновенная к конкретному или не очень предмету возлияния чувств и всего прочего — самое главное на земле. В этом именно и есть правда жизни. Хотя, по технике исполнения стиха мне видятся огрехи, которые я классифицировать не берусь.

Галина Ржевская. Это не просто стихи. Это — вальс. Вальс торжественный и возвышенный. Вальс - воспоминание глаз и память сердца. Это то, что связывает нас с прошлым и передаётся следующим после нас и создающим вечность. То что делает нас людьми, и народом. В данном случае, русским народом. В этом стихотворении национальной гордости и идеи значительно больше, чем в многословных трескучих фразах якобы профессионалов.

Эмиль Мамедов. Вот именно об этом стихотворении мне сказать очень трудно. Понятна и боль человека, и его выбор. Слова сказаны неравнодушно, даже страстно. С техникой всё замечательно. И если бы не было последних двух строк, многое можно было бы сказать хорошего. Но эти две строчки мне закрыли рот. Не могу.

Симон Слуцкин. Это стихотворение не входит в круг «моих». Меня интересуют в поэзии чувства. Этот стих, мне кажется, относится к игре интеллекта. Я совершенно не собираюсь каким-либо образом оспаривать ценность такой поэзии. Но прошу прощения у Симона, со всем к нему уважением — не моё. Не могу комментировать.




Сергей Эсте