Об альтруизме, о помощи другим, о совести

Виктор Шмаков
http://viktor-ch.livejournal.com/profile

Апокалипсис от Артёма. Гл. 13. Об альтруизме
"Апокалипсис от Артёма" - это вторая повесть дилогии "1/3 против 70%".
В ней рассказывается о том, как Артём, один из героев первой повести "Евангелие от Антона", им же и написанной, пытается найти возможности и пути её издания.
Полностью книга "1/3 против 70%" опубликована на Проза.ру.
На Стихи.ру публикуются отдельные главы.
Краткое содержание дилогии "1/3 против 70%" см. на:
http://www.stihi.ru/2009/04/07/6366
---------------------------------------------------

Изначально, как только Артём закончил написание "Евангелия" и начал поиски путей его издания, принял решение, что в случае, если издание книги состоится, то 33% от его гонорара должны быть перечислены в какой-либо благотворительный фонд, например на проведение сложных хирургических операций больным детям. Такая акция – это как бы неотрывная от его книги часть, призыв к разуму, к истинно доброму отношению друг к другу. Даже и установление доли гонорара, предназначенной для помощи другим – одна треть – и это было символичным, взято из названия книги.

Артём вообще-то немало размышлял о том, что движет теми, кто оказывает какую-либо благотворительную помощь. Читая поминавшийся ранее "Многослов" Андрея Максимова, главу "Альтруизм", обнаружил во многом согласие в своих рассуждениях с тем, что пишет об этом Андрей:

"Я в альтруизм не верю. ...Если человек совершает поступок, имея свободный выбор, он всегда совершает его с одной целью: принести себе радость. А то, что есть люди, которые приносят себе радость, одновременно доставляя её и другим, – это оптимистический вывод, который возвеличивает и человека, да и человечество заодно. Поэтому я не верю в альтруизм и считаю, что это слово обозначает то, чего нет. А верю я, что нередко корысть человека состоит в том, чтобы приносить другим людям счастье. ...Когда, например, богатый человек жертвует свои капиталы бедным – даже, если он это делает искренне, – он это совершает не бескорыстно. Его корысть – спокойствие его души".

Сказано честно, откровенно, правдиво. Действительно, для человека, у которого его собственная философия (в каком-либо виде, но имеющаяся у каждого) ориентирована на добро, и когда он это добро реально делает, происходит акт некоего самоутверждения и самоуважения – он поступил по совести. Об этом у Артёма был разговор с Антоном в главе Евангелия "О Новом Духовном Учении".

"Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (от Матфея, 7:12). Вот это действительно – самая достойная заповедь. Она включает в себя всё – и "не убий", и "не укради", и прочие. Поступать так – это и есть поступать по совести. Всё очень просто и понятно. Но как раз эта-то заповедь нарушается ещё чаще, чем другие, нарушается постоянно, и в большом, и в малом.