Психоделика. Формула

Сетевая Поэзия
//В Стране Великих Возможностей каждый гражданин, достигший избирательного возраста, имеет право баллотироваться и быть избранным в президенты// (с)

***
Начну с теории на первый взгляд никак не связанной с нашей темой. Она носит название теории уровней.
Вы не задумывались о реализации своих возможностей? Каков ваш (или мой) потенциал как члена общества и как он соотносится с вероятностью событий, случайностью, стечением обстоятельств, личной силой? Если вы ну, скажем, слесарь шестого разряда+
Можете ли вы когда-либо стать богатым нуворишем средней хотя бы руки? В юном возрасте и позже, в период от двадцати и до тридцати пяти, вплотную к сорока-сорока пяти (когда начинается установленная физическая старость и фактическое ухудшение памяти) будущее рисуется в радужных тонах и уверенно как-то верится, что возможно всё в демократическом обществе, ибо эти самые возможности равны в идеальном понятии. Можно после школьной скамьи продолжить обучение в ВУЗе при достаточном упорстве, желании. При достаточном упорстве опять же теоретически можно стать звездой. Даже порнозвездой. А в чём проблема?
Однако слесарь шестого разряда после определённого срока безысходного и беспросветного вкалывания на родном предприятии отчётливо видит, что банкиром ему никак не стать. Специфика не та, годы не те, на подходе кризис среднего возраста+ Управляющий каким-нибудь "Тампакс Банком" тоже по прошествии времени отчётливо понимает, что в президенты баллотироваться ему не имеет смысла.
Но кто же тогда становится президентом? Рождаемся мы с приблизительно одинаковым уровнем развития умственных способностей (хотелось бы верить), учимся в стандартных школах, сидим с будущими дерипасками и обамами за одной партой подчас. Иногда даём им списывать. Чувство справедливости не позволяет считать, что президентами рождаются, что это право по факту этого рождения. Фатум, карма, судьба, рок определяет то, кем ты будешь, каким и когда. И как ты будешь жить и сколько зарабатывать - написано на роду, на лбу.
На самом деле всё не так просто, как это пытаются объяснять журналюги и яйцеголовые.
На становление личности влияет очень много факторов. И вопрос этот тянет не на статью, а на солидное исследование в нескольких томах. Эту часть мы опускаем+

+Но личность состоялась. Со всеми своими особенностями, скелетами в шкафу и тараканами в голове. Годам к пятнадцати, к двадцати ли+ У кого как.
+По вышеизложенным причинам в обществе возникают формации, сословия, кружки по интересам, кланы, дворянские собрания, пьянки за гаражами, тусовки, КРУГ знакомых.

 Так, круг знакомых семьи слесаря шестого разряда включает в себя соответственно семьи токаря, фрезеровщика, ну, в крайнем случае мастера участка - условно. Этот круг собирается по праздникам для общения - застолье, чаепитие, периодические посещения, заходы, забеги и проч. иногда с шумным весельем, рассказами, анекдотами, шутками о дураках (к примеру).
Но у банкира свой круг!
И непременно с застольями, шутками о дураках и лохах. Правда, в этом случае под дураками часто имеется ввиду круг слесарей шестого разряда, чего греха таить.
Как говаривал батька Ангел, "проведём научный экскремент". Возьмём пинцет и поместим слесаря в компанию бухающих банкиров. Он будет чувствовать себя там явно белой вороной - неуютно. Ну, естественно, пока не наклюкается до риз. И наоборот - банкир в компании работяг будет поглядывать на часы, глупо улыбаться и думать: "Ё-моё, куда я попал!"
Всё это известно.
Но нет правил без исключений и вчерашний слесарь сегодня может стать челноком, а то и владельцем супермаркета. Однако замечу, что такой "перескок" с одного уровня на другой необычайно труден, это почти подвиг. Ещё больший подвиг, когда уже состоявшаяся и сформировавшаяся личность преобразовывается с помощью собственного волевого influx и становится на более высокую ступень умственного развития - и не в одном образовании тут дело!
Можно научиться писать стихи грамотно, без ошибок и ляп. Было бы желание. Но вот на нашем сайте есть автор (скажем) Мицкевичус, а есть Пупкин. Пупкин никогда не напишет так, как Мицкевичус, хотя может писать грамотно и без ошибок. Почему - всем понятно.
 
Мы говорим о психоделике.
Психоделические стихи - это такие стихи, во время или после прочтения которых возникает психоделический эффект (прям в рамочку можно). И не важно, в какой форме, в каком жанре они написаны. Это может быть даже просто набор слов, но если эффект наступает - стало быть, это оно самое. Однако не следует это путать с бездарной абракадаброй, после прочтения которой ничего кроме досады не возникает. Психоделический эффект - некая эйфория, механизм возникновения которой был рассмотрен в предыдущих статьях*.
Если Пупкин прочитает пс.дел. стихи Чёрного Георга или Камирры, он пожмёт плечами в недоумении. Возможно, покрутит пальцем у виска. Эффект не наступит. Если же Ч.Г. прочтёт стихи Пупкина+.Нет, наверное, он не станет читать, ё-моё.
Но это вовсе не значит, что Пупкин не может писать психоделические стихи! Такие авторы, как Пупкин - практически все ОПники ходят друг к другу и читают считалки-кричалки, или мусолят розовые сопли любовных стенаний, и представьте - у них тоже возникает этот самый эффект, вот в чём парадокс. Впрочем, вовсе не парадокс.
Дело не в уровне и качестве стиха, дело в самом эффекте. Это объясняется этими самыми уровнями, которые сами по себе не плохи и не хороши, они просто ИНЫЕ. Бессмысленно, да и не нужно разговаривать с марсианином на мове.

ФОРМУЛА
Как и почему пишутся любые стихи - говорить не будем, переговорено уже достаточно. Говоря же о психоделике, автор Камирра высказала, на мой взгляд, умное замечание. Имеет место фактор неожиданности/неподготовленности, нестандартный поворот. Чёртик из коробочки (не автор, а принцип).
Поясню на примере суть.
"Я взял зубную щётку, намазал пастой и засунул себе в ухо" Все тут ожидали, что лиргерой станет чистить зубы - ан нет! Тут вот и должен возникать психоделический эффект+Правда, номер с образом типа "я вышла на балкон, расправила крылья и полетела" уже не прокатывает ).
Такая смена направленности/нарушения логики (алогичность) будет уместна для любых стихов, будь они мастерские или совсем простенькие. Главное, мне кажется, в том, чтобы при написании присутствовало пресловутое вдохновение, и чем оно глубже - тем вероятность психоделического эффекта будет больше. Ещё лучше, если автору удастся самому войти в такое - достаточно глубокое - состояние. Как и откуда появляются строки стиха - вы и сами знаете. Ниоткуда в основном. Их качество обусловлено словарным запасом "творца", уровнем его образования, эрудиции и начитанности. Толчком может служить всё что угодно: внезапная мысль, ассоциация, событие и пр. В самом деле, даже немудрёные строки способны инициировать этот эффект. На меня лично в детстве ошеломляющее действие оказало прочтение истории про Айболита+ А леденящий душу триллер про существо без туловища - колобка?
Допустим, вы - не совсем гений (ну вот как я). Так, вдохновение вас посетило. Допустим, оно было достаточно сильное, и вы родили шедевр. Совсем не лишним будет после завершения (лучше на следующий день) пробежаться по результату и проверить его на наличие логических разворотов, о которых говорила Камирра. Чем их больше, чем глубже они - тем лучше. Если они имеются, и действуют на самого автора, т.е. вас - тогда всё в порядке. Ещё один немаловажный фактор - напевность стиха. Этого достичь трудно, но можно. Не должно быть согласных спотыканий, нарушений ритма и ударения, стихи должны журчать, аки реченька. Или как дудочка на кобру+ Опять же это в большой степени зависит от глубины вдохновения.
Необходимо помнить, что механическое "конструирование" стихов не приведёт к желаемому эффекту, как бы вы не старались. Получится лишь графоманская фигня.


Плохой Танцор_Алексей Дроздов.


В качестве примера приведу здесь ссылку на стихо одного из моих любимых авторов - субъективно: http://www.stihi.ru/2007/10/02/336
Ранее был приведён полный текст, но он был удалён по просьбам «доброжелателей», их у меня много.
***