Тарас Бульба

Александр Листенгорт
Тарас Бульба
Рецензия на фильм

Тем, кто не читал произведение Н.В. Гоголя будет практически невозможно уловить логическую связь между различными эпизодами, так как её там практически нет. Фильм Тарас Бульба – бессвязно (не путайте с последовательностью) экранизированные основные моменты произведения Н.В. Гоголя,  хотя, наверное, фильм не предназначался как учебное пособие, как видео-книга для тех, кто не читал произведения и хочет узнать эту историю.
Фильм начинается с жаркого монолога Тараса Бульбы (Богдан Ступка), в проливной дождь окруженного своим войском казаков-запорожцев. Монолог преисполнен гордости, патриотизма и воли, хотя всё это было выставлено, как мне кажется, уж очень банально, что «ах, какие мы великие, русский народ». После монолога начинается бой, часто прерываемый чёрным экраном, посередине которого красуются имена и фамилии актёров.
Спокойная деревенская жизнь. Резкий переход, не правда ли? Так было и в фильме. Вот, думаю, сейчас начнётся длинная, романтическая, патриотичная история о Бульбе, его сыновьях, жизни, казаках, затем будет пара крупных сражений, а затем трагический конец, где масла в огонь подбросит задушевная музыка и все начнут плакать... Но это было не так, и радоваться мне, или огорчаться, я не знаю... Также меня терзает вопрос, стоит ли искать совпадения и различия с произведением Гоголя, ведь он писал исторический роман, а жанр фильма – драма...
Молниеносные переходы от одного эпизода к другому подпортили чувственное восприятие картины (мнение субъективное, хотя его владелец при случае рыдает как маленький ребёнок). Также отдельное слово хочу уделить сражениям... И у меня на это четыре  причины:
В сражениях, где участвует главный или второстепенный герой, он является неким «суперменом», которого невозможно убить, зато он рубит налево и направо всех –  знаменитых польских крылатых гусаров, стрелков, и стоя, и лёжа... Также было и здесь, хотя более «скромно» - Ступка кричал патриотичные высказывания о глубине русской души и непоколебимости казацкой веры, временами убивая проносящихся мимо ненавистных им «ляхов».
Нанесение смертельных и не очень ран теперь показывают практически в упор. Вражеский доспех рассекает могучая казацкая сабля, и из груди поляка так и сочится алая кровь... Неужели этим у нас хотели вызвать чувство жалости, или мы плохо представляем себе, что будет от удара саблей по кожаному или железному доспеху?
Массовка меня, извините, просто убила! Если Вы не обратили на неё внимания, то стоит сходить в кинотеатр ещё раз, но увидеть, как, за отчаянно бьющимися на переднем плане Боярским (Мосий Шило), Андреем Петренко (Андрей),  Владимиром Вдовиченковым (Остап) по полю выстроились пары, махающие друг на друга саблями, ей-богу, как в детском саду, хотя там детишки палками махают с большей страстью, чем единственные и неповторимые запорожские казаки и поляки...
Красочно описанные Николаем Васильевичем сцены гибели казаков в фильме выглядели, откровенно сказать, нелепо. Практический каждый из них, умирая, говорил до боли похожие слова о величии запорожцев и любви к русской земле, затем говорил, сколько убил «ляхов проклятых», после чего, упав лицом в грязь, замолкал...
В целом фильм выглядит «сыровато» - одинаковые тускло-жёлтые с каплями крови краски не дают себя забыть... Но эти краски были разбавлены яркой, пёстрой,  красивейшей и незабываемой каплей -  польской актрисой Магдаленой Мельцаж, игравшей польскую панночку Эльжбету Мазовецкую, дочь пана, которая, как мы знаем, умирает при родах. Она успела завоевать сердце младшего сына Тараса – Андрия, который перешёл на сторону поляков, вследствие чего возникает конфликт между «батькой» и «сынку», возникает самая знаменитая фраза этого произведения. Сцена убийства сына отцом обязана была быть более яркой и впечатляющей. Всю сцену Андрей промолчал, повинуясь требованиям отца – «слезь с коня», «стой и не двигайся». Затем – то, что должно было случиться – после монолога следует фраза: «я тебя породил», затем пауза, и каждый про себя, а кто-то и вслух, повторяет: «я тебя и убью», а затем это договаривает Ступка, к слову, сыгравший просто потрясающе. Его яркая игра прибавит пару-тройку баллов к общей оценке фильма у любого, самого искушенного зрителя, а девушки наверняка накинут балл-другой за красавца Игоря Петренко.
К моему огромному, искреннему сожалению фильм меня, как говорится, «не пробрал», а многочисленные театральные монологи, которые без конца можно цитировать, не вписывались в бессвязные, внезапно появляющиеся и также внезапно исчезающие эпизоды. Оказавшаяся достаточно яркой и запоминающейся, с сильным, душевным монологом казнь положила конец этому действу под названием Тарас Бульба. «Что? Взяли, проклятые ляхи? Постойте! Придёт время! Будет время, когда вы узнаете, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и ближние народы: подымается с русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему» - с этими словами, окружённый грозными языками пламени, сгорал на костре светоч новых идей и свободы, силы и воли, веры и любви к Отчизне Тарас Бульба. У кого-то он вызвал слёзы, у кого-то разочарование, у кого-то желание покинуть зал и расспросить других об их впечатлениях и высказать свои, без чёткого понимания ситуации с бесстрашными казаками и Священной Отчизной, которую на протяжении двух часов тщетно пыталась познать душа неискушённого зрителя.

© Copyright: Александр Листенгорт, 2009
Свидетельство о публикации №1904094268