La Loca

Консуэлла
Не жди их, забудь, любимый, на жёсткой парче кровати –
Притворных невест Христовых, придворных продажных скромниц.
Дороги уходят в зиму, и мне расставляют платье
На талии – но ни слова процессии похоронной.

Мы ночью сыграем свадьбу – под ветер и вой собачий.
В просторной часовне поля без спроса отыщут место
Все души с окрестных кладбищ – и звёзды зальются плачем,
Завидуя сладкой доле полночной твоей невесты.

Взгляни на меня – хоть мельком, возьми меня – хоть однажды.
Становится всё желанней запретная близость наша.
Рассыпалось дрожью мелкой тугое монисто жажды,
Ты чувствуешь? Ручки тянет ребёнок в утробе-чаше.

Я знаю, опять не будет мне места в твоей постели –
Пусть кажется узким ложе, я чувствую: здесь другая.
Её не видали люди – остались следы на теле
И запах чужой на коже сквозит, лошадей пугая.

Ты ей отдаёшься, будто моим никогда и не был,
И не было тех, которых мучительно много было.
Последнее наше утро хоронят в январском небе,
По алому коридору рассвета ведут в могилу.

Но, что бы ни сталось, милый, мы встретимся непременно,
И звон колокольный грубый покажется мне усладой,
Когда мне достанет силы отважиться на измену,
Подставив покорно губы тому, чьё дыханье – ладан.


______________

Хуана, королева Кастилии и Леона, Juana la Loca (6 ноября 1479 - 12 апреля 1555).

С самого детства Хуана была шахматной фигурой в руках своих родителей, которую они использовали в европейской политической игре с целью завоевать еще большее могущество. В 1497 г., через полгода после свадьбы, умер Хуан, единственный сын Изабеллы и Фердинанда. Их старшая дочь Изабелла была выдана замуж за Мануэла Португальского, но и она скончалась в 1498 г. Двумя годами позже умер ее младенец-сын Мигел. Так Хуана, третий ребенок королей-католиков, стала наследницей огромной империи. Чтобы еще больше укрепить могущество Испании, Хуану выдали замуж за Филиппа Габсбурга, правителя Фландрии и Бургундии и вероятного наследника императорской короны. В 1502 г. Хуана и Филипп были представлены кортесам как будущие наследники Кастилии и Арагона.

Перед Хуаной и Филиппом лежало самое богатое наследство в мире, но ни она, ни он не подходили для владения им. Хуана с молодости была склонна к неврозам. Она была богобоязненна и боготворила родителей, но больше всего на свете любила своего мужа. Филипп, молодой красавец, эгоист, хитрец и бабник, не пропускал ни одной хорошенькой женщины из своего окружения, чем вызывал у жены приступы патологической ревности. Более того, Филипп заявил, что ему не нравятся кастильские обычаи и сами кастильцы и удалился в любимую Фландрию. Разлученная с мужем, Хуана впала в глубокую депрессию, и тяжело больная мать была вынуждена отпустить дочь к мужу. Поведение принцессы во Фландрии говорило о том, что разум уже начал покидать ее. Однажды Хуана, впав в ярость, поранила и изуродовала женщину, о которой говорили, что она является любовницей Филиппа. Отношения между супругами заметно испортились, и они стали жить раздельно.

Тем временем в 1504 г. умерла Изабелла, назвав Хуану своей преемницей, с условием, что если она будет отсутствовать в королевстве или окажется неспособной править, вести дела в Кастилии от ее имени будет Фердинанд. Однако Филипп также заявил о своих правах на кастильскую корону. 28 апреля 1506 г. он высадился в Ла-Корнуье с армией немецких наемников и двинулся на юг, намереваясь короноваться. Фердинанд, непопулярный среди кастильских вельмож, счел за благо не оказывать сопротивление. 27 июня Фердинанд и Филипп заключили полюбовное соглашение, объявив Хуану неспособной править, и разделили власть между собой. Однако 25 сентября Филипп неожиданно умер от лихорадки, вызванной сыпным тифом, и власть полностью оказалась в руках Фердинанда. Хуана преданно ухаживала за больным мужем, и, когда он умер, была буквально сражена горем. Она лично сопровождала гроб с телом мужа в Гранаду, где его должны были захоронить. По дороге она дважды приказывала остановиться и вскрыть гроб, чтобы проверить, не похищено ли тело Филиппа фламандцами. Хуана так и не доехала до конца путешествия. В пути у нее начались родовые схватки, и 14 января 1507 г. она родила дочь Екатерину.

Фердинанд, вернувшись в Испанию с Сицилии, заманил Хуану в дворец-крепость Тордесильяс близ Вальядолида и заточил там на сорок шесть лет, хотя все это время она формально оставалась королевой Кастилии. На протяжении нескольких лет она держала при себе забальзамированное тело мужа, не давая его похоронить. Хуана была полностью изолирована от окружающего мира. Ей ничего не говорили о происходящем вокруг и не разрешали даже посещать службы в соседнем монастыре Санта-Клара, где в конце концов был похоронен ее муж. Она перестала следить за собой, потеряла аппетит и даже отказывалась посещать мессу.

Она все больше погружалась в фантастический мир маниакальной депрессии. Она была безразлична к окружающим и не обращала внимания на свою внешность. Даже религия стала вызывать у нее отвращение, что вызвало подозрение в одержимости королевы дьяволом. По словам Хуаны, ее окружали злые духи. Она рисовала привидение кота, который пожирал душу ее матери, разрывал на куски тело ее отца и ждал, чтобы разодрать и ее тело.

Хуана умерла в 1555 г., на страстной неделе.

http://monarchy.nm.ru/spain/castilia/juana.html
http://phantomchique.livejournal.com/12759.html