Первые уроки настоящей литературы. часть вторая

Людмила Кононенко-Свирьская
                Отрывки из"Легенды и мифы Древней Люсинды"
    Первые уроки настоящей литературы.
                (часть вторая)

  Бабушка с завидным постоянством умирала каждый день по несколько раз,и возвращалась к жизни,приняв капли,навздыхавшись,как рыба,выброшенная  на  берег,но главное-успокоившись,что всем она нужна,все её любят,жалеют и срочно начинают считаться с её мнением.В этой семье всякие споры заканчивались комично,не оставляя тяжелых воспоминаний-всегда находился мудрый диспетчер,который  грамотно переводил стрелки,избегая катастроф.Родители любили детей и внуков,дети,хоть и считали себя   в глубине души великими умниками,идущими в ногу  со временем,-очень снисходительны  были к наивным бедствиям мамы и очень уважали отца,который был солнцем семейной галактики.И лишь когда происходили разговоры наедине с мамой, каждый боялся,что к приходу отца мама будет лежать с перевязанной головой или мокрым платком на лбу,дожидаясь мужа,который ,как добрый Царь в понимании угнетённого народа,наведёт порядок,приняв все челобитные.
-Ох!вот приедет Барин-Барин нас рассудит...Мамочка,как ты себя чувствуешь?-сын примостился у ее ног,преданно заглядывая  в глаза матери-это была  лучшая диспозиция,проверенная временем и собственным опытом.
-Уже лучше.Спасибо,сынок.Только ёрничать не нужно.Наш разговор не окончен.-слабым голосом,но с гордо запрокинутой головой бабушка привычно продолжала  по накатанному  сценарию,зная,что спорить с ней сын не  будет,и приложит максимум усилий,чтобы оправдываться,оправдываться и  еще много раз оправдываться.
-Мамусик,давай  мировую...И всё..Ведь разобрались-ложная  тревога.Ребенок здоров...-
-Нет,сын! Мы говорили на серьёзные темы,и мнимая ангина-только маленький  фрагмент!Это верхушка айсберга! И разговор нужно  довести до конца..И твоя судьба меня пугает! И твоё счастье,что не 37 год!-
-Конечно,мама! Счастье! Я что спорю? В 37 году,будь спокойна,-я бы молчал! Тебя устраивает такое?Я бы не выходил  за рамки социалистического реализма и я бы не нарушал демократического централизма-обещаю тебе,дорогая  мамочка!-
-Зачем ты вообще  связался с Пастуховой? Ты что не понимал,что  ее отец  будет мстить?Чего ты добился?Она всё равно получила Золотую медаль,а ты ушёл из школы..И теперь преподаешь литературу маленькой девчонке!И какую!!!Ну ладно,Маяковского еще переживу!Но Гумилёв! Ты с ума сошел!Эту фамилию уже никто не помнит!-
-Вот именно!..Да!Именно потому,что никто,кроме  меня,её не научит чувствовать настоящую поэзию...-
-Это-твои комплексы!Ей-в куклы играть нужно! Нашел аудиторию!...В ее возрасте не должно быть таких высказываний и своего мнения,уж прости меня,дорогой  сын!Ей впитывать нужно..-
-Что впитывать? Это ты учишь двойной морали...И вообще, я не хочу,чтобы моя дочь  учила кастрированную литературу...-
 Отец не успел развернуться в протесте,как открылась одна из створок дверей,и оттуда показалась голова Люли с вопрошающим лицом:
-Папа,а что такое кастрированная литература?-
-Вот!-Бабушка произнесла только это,обхватив голову руками.
-Не вмешивайся в спор взрослых! Закрой двери! Подслушивать-удел коварных сексотов!-
Отец выпалил пулеметной очередью приказ дочери и опять повернулся к своей матери.
-Ты что,решила,что я,и впрямь,закомплексованый неудачник,которому некому читать стихи?Я не навязывал дочери  так называемой  взрослой литературы,но в отличие от тебя,мама,я увидел,что она понимает и чувствует..И ей надоела  твоя  сказка про Хаврошечку,она задает вопрос не о Хаврошечке,а о корове!Она заглядывает в уши всем,кто  движется,очевидно,изучая маршрут после твоих сказок...Я-не против сказок-я  люблю сказки!сказки-это  вечный пароль на доступ к лучшей части там,внутри нас,когда  мы  уже вырастем,когда  состаримся! По тем сказкам,которые мы любили и любим,мы всю жизнь будем находить родственные Души,без которых  нельзя!Но,понимаешь,мама?разве ты забыла,как она расплакалась,когда я декламировал:"Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг"-и что она увидела в этих строчках?Когда она,всхлипывая,лепетала  мне,что цветочками усеивали дорогу,разбрасывая лепестки перед маленьким гробиком,в котором несли хоронить маленькую Принцессу!...-
-Вот именно! У нее в таком  возрасте-разговоры о смерти! У нее Бог сидит на небе  с бородой и следит,кто  что  на Земле  делает! Позор,сын!Это  она в селе набралась такой чепухи! Ты-член партии!Давай,акмеистов,символистов,футуристов!Эти слова еще  не  учили? Мне интересно,как  ты  ей будешь объяснять,что обозначает слово"кастрированный"?-
-Она не спросит!-
-Она уже спросила!-
В этот момент опять  заскрипели  двери...
-Я уже сама догадалась!Это такие  книжки,которые сожгли на костре!-
-Нет! -по инерции выкрикнул  отец.-....Открой двери на веранду,пожалуйста.Выйди в сад,посиди... на веранде... или на лавочке под орехом! Ты будешь потом наказана  мной за подслушивания,за то,что вмешиваешься в разговоры  взрослых!Плохо!...-По замешательству,по голосу,по всему виду было видно,что  отец раздавлен.Бабушка торжествующе молчала,но она победно поднялась и пошла на  кухню.Анатолий ушел за ней
Очевидно,они оба поняли,что изначально нужно  было  уйти через анфилады комнат на  кухнЮ,где бы никто их не  услышал...

  Люля сидела на каменных ступенях,прислонившись к пузатым балясинам и уставившись  в небо.Они с отцом любили разглядывать облака.К тому же папа сообщил ей,что Вдохновение приходит к тем,кто может смотреть на небо,на звёзды,на воду,находить воображаемые очертания таинственных существ,спрятанных везде-в листве,в траве,в темноте.Она очень хотела,чтобы к ней пришло то самое непонятное Вдохновение,после которого человек может стать Поэтом и написать стих.И если у нее получится,то Бабушка останется довольной и больше не будет  ругать папу,ведь Люля была  уверена,что папа  совсем не виноват! Виноват этот странный Маяковский,который написал столько странных стихов,что пришлось у папы спрашивать,почему всем нравятся такие стихи.Во время всех праздников и посиделок папу просили читать стихи,часто просто  на спор-продолжит по памяти или нет.
Первый раз Люлю заинтересовали картины вытаскивания особых нитей изо рта этого таинственного Маяковского,который на портрете был красивым  мужчиной с пристальным взглядом огромных глаз!как это,интересно,нескончаемым потоком из него потянутся эти странные нити или волокна? В Журнале,который всегда шел в кинотеатре перед сказкой,Люля видела,как  работают ткацкие станки у передовиц социалистического производства.Так она и представила станок внутри Поэта-он производил сразу черное полотно,из которого потом шились штаны.Вот так она понимала"Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего"...
И когда Люля рассказала папе,то он рассмеялся,сказав  что  это интересно! И она стала вслушиваться уже в то,что  папа  декламировал:
-Любит?Не любит?
  Я руки ломаю
и пальцы
   разбрасываю,разломавши.
Так рвут,загадав,
и пускают
         по маю
венчики встречных ромашек-...
-Вот странно!Чьи руки он ломает?Свои?А как он потом писать будет?А зачем разбрасывать пальцы,чтобы собаки съели?-Его стихи надолго уводили девочку в мир фантазий.И ,воспринимая буквально  слова,она чуть не раздавила стекло в спальне,проверяя на практике строки,в которых было сообщено:"плавлю лбом стекло окошечное".После  этого события папа стал изучать с дочкой Поэзию.Как нравилось само слово-Поэзия!Общение с отцом всегда носило заговорщический характер.И когда на празднике после слов"Иди ко мне на перекресток моих огромных неуклюжих рук"Люля кинулась к нему со словами:"Я!! Мне! Мой!"-отец прижал ее к себе и заплакал.С тех пор эти строки были и приветствием, и прощанием  для них  двоих-девочка кидалась,обхватив детскими ручками папину шею и повторяла за отцом стихи.
-Папа,как славно придумано,ведь на перекрестке рук-ну просто замечательно находиться!!!-

     (продолжение следует)