Двухнедельное ревью 7. Обозреватель Марина Ратнер

Психоделика
Это не конкурсная страница, хотя здесь любой автор Стихиры имеет право вывесить свой оригинальный поэтический текст, сопроводив его ссылкой на первоисточник. Если у вас есть клоны, то вы можете принести даже не один текст, а несколько.


** Что здесь можно делать и чего нельзя?
МОЖНО: оставлять замечания и критику под любыми текстами, а также на неё отвечать, стараясь не вступать в открытые конфронтации при расхождении мнений.
НЕЛЬЗЯ: переходить на личности, скандалить, обижаться на критику, использовать инвективную лексику в чей-то адрес.


РАСПИСАНИЕ
день 1-10 включительно — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления ведущего (в конце 10 дня) приём текстов прекращается, и далее все новые тексты со страницы будут удаляться.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 лучших или наиболее интересных текстов - и пишет на них развёрнутые комментарии, вывешивая их не позднее чем утром 13 дня.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Текущего Обозревателя.
день 15 — Открывается новая страница Двухнедельного Ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов на следующее двухнедельное обозрение с новым Обозревателем.


Всем участникам просьба помнить, что ЭТО НЕ КОНКУРС. Текущий Обозреватель не ранжирует отобранные им 5 наиболее интересных текстов, а лишь пишет на них комментарии. В каком виде могут быть представлены эти комментарии? - Либо в виде критических зарисовок, либо в виде мини-эссе, либо в виде пародий или шаржей на избранные тексты, либо в виде развёрнутых аллюзий или ассоциативных экскурсов, либо даже в виде авторских миниатюр по мотивам оригинальных текстов. В каждом случае выбор остаётся за самим Обозревателем.


** Чему служит и что даёт такая новая форма мероприятий?
— Авторам она даёт возможность показывать свои новые (а также хорошо забытые старые) произведения читающей публике.
— Желающим высказаться она предоставляет такую возможность - без нарушения этических канонов.
— Любителям предметно пообщаться она предлагает широкий выбор тем и текстов.
— Тем, кому важна критика, она даёт желаемую обратную связь, а также право не только выслушивать комментарии, но и на них отвечать.
— Обозревателям она даёт возможность выступить перед публикой со свободным микрофоном и продемонстрировать свой ничем не скомпрометированный вкус (т.к., в отличие от конкурсов, здесь никаких призов авторам выбранных для комментариев текстов - не выдаётся).


Организаторы надеются, что новая форма окажется интересной, сравнительно лёгкой в организационном плане для площадки Психоделики, а главное - восполнит тот дефицит общения, который может возникнуть в связи с малой частотой конкурсов. Последнее обстоятельство - это та мера, на которую Организаторы сознательно пошли, чтобы дистанциировать себя от попсовости, а также разорвать зависимость между интенсивностью жизни на площадке - и конвейером сугубо-развлекательных мероприятий.

Прообраз идеи - Михаил Микаэль. Разработка правил - ЧГ.


***** Обозреватель: МАРИНА РАТНЕР

Благодарю всех участников ревью. Оно было для меня очень интересным и даже сподвигло к написанию новых стихотворений)) Ниже я привожу мои заметки о наиболее понравившихся стихотворениях. Было-бы интересно услышать мнение читателей и самих авторов. Не судите меня строго, я плохой критик, но учусь...  Ещё раз, спасибо всем:)

Юлия Ворона

Стихи, несомненно талантливы, хотя я и не являюсь поклонником "цветаевского" надрыва, некоторые, особо пронзительные строчки и меня проняли:).
Видно, что автор пишет по зову души, стихи напоминают бурную речку в которой все порожки и заводи естественны. Хорошие рифмы и удачная разбивка текста способствуют целостному восприятию стихотворений. В целом я охарактеризовала бы этот цикл как раскрывающий женскую душу. Весь мир предстаёт очень одушевлённым, я бы даже сказала "женственным", и любимый город, и земля - мать и мачеха одновременно, и речка, заключённая в трубу. Боль и радость также естественно сменяют друг друга, как дождь и солнце)) Ощутима "жажда полёта", недаром в тексте несколько раз упоминаются крылья, птенцы, стрекозы.

Возвышенное и земное, "инь" и "янь" - всё тут)) Вспоминается Мандельштам "Сёстры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы..."

Из недостатков назвала бы следующие: так как текст достаточно сложен для восприятия, нужно особенно тщательно подходить к устранению шероховатостей, которые ещё сильнее затрудняют понимание читателем текста (например "в мне есть!"в 1м стихотворении цикла). Возможно следовалало бы дать более подробные комментарии к каждому стихотворению цикла. Также хочется предложить автору приносить стихотворения по одному, тогда людям будет легче их воспринимать и комментировать. К таким большим циклам  комментариев Вы врядли дождётесь. Кроме того, мне кажется, было бы интересным, если бы автор при составлении циклов чередовал "пронзительные", надрывные стихи с более мягкими, лирическими. Тогда стихотворения были бы легче для восприятия и зазвучали бы ярче.



Катерина Снежная, Про кроликов.

Очень живой, экспрессивный стих, по-детски непосредственный, не даром тут привлекаются сказочные персонажи)). Удачная "кроличья" метафора, которая становится как бы "стержнем" текста, белые кролики-клубы дыма - убегают из горящего дома через трубу, герои убегают в неизвестность за белым кроликом из "Алисы". Стихотворение, как мне кажется, выражает сильное стремление к счастью и одновременно ранимость, уязвимость ЛГ. Сочетание получается очень впечатляющим и пронзительным. Украшают такие штрихии, как "полянка под пеплом" - стих сразу тактильным становится.



Сечер. Я смотрю на Ярилу...

Стихотворение - заклинание, стихотворение - откровение (от слова "открытие", даже "взаимное открытие" героя стихотворения и вселенной), стихотворение, в котором протягиваются многочисленные ниточки, связывающие ЛГ и остальную вселенню)). Это и нити дождя и лучи звезды и незримые нити, связывающие ЛГ с любимой. И радостно и жутко, как первая любовь. Или как звёздное небо над головой)). Из замечаний, предъявленных читателями: "учительствует" - мне кажется здесь к месту. "Я учился траве, раскрывая тетрадь, и трава начинала как флейта звучать" (Тарковский). Как-то так...



Лина Замалина. Этюд без музыки.

Интересное, стихотворение, пока что вижу два слоя: расставание с любимым и расставание с жизнью (не знаю, закладывал ли это автор, но сразу вспомнилась фраза Искандера, что основной мотив настоящей литературы это "нежелание расставаться"). Причём эти два смысловых слоя не существуют отдельно, а как бы переплетаются и поддерживают друг друга. Так же, как сплетены друг с другом боль и чувство полёта, освобождения. И какая-то еле заметная, растворённая в воздухе грустная нежность делает стихотворение очень убедительным. Концовка хорошая, напомнила мне хокку Иссы "Наша жизнь - росинка. Пусть лишь капелька росы наша жизнь, и всё же..."



Пчелиное царство, Наталия Веденеева.

Какое вкусное стихотворение! "пчелиная" метафора проходит через весь стих и "обрастает плотью" благодаря летним образам, краскам, запахам...
А ведь эта метафора - достаточно глубокая. Вспоминается такое истолкование грехопадения, встреченное мной у Александра Меня, как возникновение разрозненности между людьми, человечеством, до того бывшим единым целым. Здесь упоминание "пчелиного роя" как нельзя более уместно.

Очень понравилось это стихотворение - знахарский рецепт - в котором смешивается "вечное" и "сиюминутное": настой, дающий жизненную силу, приготовляется на глазах у читателя.

Что касаеся возникшего спора по поводу "вечности убогой", я думала об этом, пока что мне оптимальным решением представляется "у-богой", но возможно, нужно доработать стихотворение, например, раскрыв читатель авторское понимание слова "убогий" как противопоставление с  "находящимся вдали от бога"...



Георгина Мефистопольская. Рай Наутилус.

Интересная игра с пространственными образами... Моллюск прячет внутри жемчужину, реальность/будущее прячет вымышленный рай, который благодаря выразительности, тактильности стихотворения становится почти реальным.

Стихотворение чем-то напомнила мне японское хокку - скупыми, но очень выразительными образами создаётся целостная картина, нарисованная одновременно точными и размашистыми штрихами. Уж-родник - очень украшает. (Кажется ещё автор Моби Дика писал, что любой пейзаж теряет прелесть, если в нём нет речки, озерца или родника, пусть даже спрятанных за деревьями:)).

Хочется обратить внимание на то, как вымышленный дом притягивает читателя к себе, и он вместе с автором прижимается носом к стеклу и пытается разглядеть: что там внутри? Мне кажется, такое "затягивание внутрь" является признаком психоделичности текста. Меня этот "жемчужный кораблик" до сих пор не отпустил))



Дмитрий Дёмкин. Картографы.

Очень по душе мне этот корабль с мачтами вместо деревьев. Тут ордновременно и жажда странствий, и осознание того, что мы и так путешественники, и у земли вместо деревьев появляются мачты, и белые (от морской соли) пятна неизведанного подползают к изголовью кровати)). И роль человека - матроса на корабле и одновременно картографа очень интересна. Вспоминаются рассуждения из "антропного принципа" о том, что вселенной необходимы наблюдатели (катографы то бишь:)).

Стих такой-же многоголосый, как шум толпы в порту. Но, одновременно, и "внятный" нужно только уметь его услышать. Своё (весьма специфичное) видение этого стихотворения я изложила в стихе "Крабат" (Дмитрий видел :) ).



Чёрный Георг. Штудии красоты.

Стихотворение с двойным дном. Остроумный стёб, за которым скрываются вполне серьёзные мысли. Интересные рифмы, да и чувством юмора у автора всё в порядке:)


с теплом,
Марина