Детям, погибшим над Боденским озером

Дмитрий Чеманков
Боль, пустота, отчаянье, смятенье…
Но ничего уже не изменить…
Фатальных обстоятельств наслоенье?
Или рукой оборванная нить?

Сквозь море слез немой вопрос – за что же?
Ну почему же ты не уберег
Тех, кто всех ближе, кто всего дороже?
Ведь ты же мог, о Господи, ты мог!

Но даже Бог, увы, порой не в силах
Своей рукой несчастье отвернуть.
И нет для тех, кому лежать в могилах,
Понятий «если», «вот бы» и «чуть-чуть».

А ведь чуть-чуть…, и не мертветь от стона
Убитых страшным горем матерей,
И не ночная мгла, а Барселона
В свои объятья приняла б детей.

Один лишь миг…, и не терпеть страданий,
Вступая в спор за правду и за честь.
И, не сумев дождаться покаяний,
По «Праву Гор» не вспоминать про месть…

Мольба и скорбь у траурных портретов…
Прими их всех, Господь, и упокой.
Ведь с высоты двенадцать тысяч метров
До райских врат всего подать рукой.

Но не зажить вовек душевной ране.
И в эту ночь, в напоминанье всем,
Взамен двух звезд, погасших на экране
Зажглось на небе новых сорок семь.



Предыстория (по материалам медиа агентств).

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе на границе Германии и Швейцарии произошла одна из самых драматичных авиакатастроф в истории человечества. На эшелоне крейсерского полета произошло столкновение двух самолетов, следующих пересекающимися курсами, российского Ту-154 Башкирских авиалиний и грузового Боинга-757 почтовой компании DHL. На борту Ту-154 находилось 69 человек, включая экипаж, в том числе 47 детей в возрасте до 16 лет, из них 8 до 12 лет. На борту Боинга находилось 2 пилота. Все, кто находился на борту двух авиалайнеров, погибли.   
Трагедии предшествовало много драматичных предпосылок. Первой явилось то, что группа башкирских детей, поощренных за достижения в учебе турпоездкой в Испанию,
из-за ошибки сопровождающего, прибыла не в тот аэропорт. За то время, пока группа добиралась до нужного аэропорта, самолет вылетел и впоследствии благополучно приземлился в Барселоне. В результате пришлось в срочном порядке формировать дополнительный рейс.
Далее, как впоследствии выяснилось в результате расследования, в службе управления воздушным движением швейцарской компании «Скай Гайд» (Sky Guide), контролирующей воздушный участок, на котором произошло столкновение, проводились профилактические работы, в процессе выполнения которых, часть радиолокационного оборудования была отключена. Также выяснилось, что диспетчер, непосредственно контролирующий участок, в ту ночь работал попеременно один на двух пультах, а специалисты немецкой диспетчерской службы, первыми заметившие движение самолетов на одном эшелоне пересекающимися курсами, не смогли дозвониться до швейцарцев из-за проблем с их телефонной линией.   
Затем события развивались следующим образом: Практически одновременно диспетчер Питер Нильсон заметил на экране своего пульта опасное сближение самолетов, а в самих самолетах сработали системы автоматического предупреждения об опасном сближении.
Система Боинга дала экипажу команду снижаться, с целью избежать столкновения, а автоматика «Туполева» дала команду набирать высоту. Экипаж Боинга мгновенно отреагировал на сигнал и начал снижение, правда, не сообщив об этом диспетчеру. В это время диспетчер, не зная, что в самолетах уже сработали системы предотвращения столкновений, выбрал российский самолет для перевода его на другой эшелон и дал экипажу команду снижаться. Российский экипаж между двумя, противоречащими друг другу командами, выбрал указания диспетчера и также начал снижение. Системы продолжали сигнализировать, требуя экипажу Боигна ускорить снижение, а экипажу «Ту», продолжающему снижение по команде диспетчера, ускорить набор. За несколько секунд до столкновения экипаж Боинга все-таки передал в эфир, что он производит экстренное снижение по команде автоматики. В это время экипажи самолетов увидели друг друга и российский пилот попытался экстренно набрать высоту, но было уже поздно. Боинг килем своего хвостового оперения разрезал фюзеляж Ту-154 пополам и через 2 минуты, из-за потери управления сам начал разрушаться в воздухе и упал на землю.
Впоследствии было много судебных тяжб, в процессе которых вина перекладывалась с одних лиц на другие. Компания  «Скай Гайд» в лице руководства и самого диспетчера  своей вины не признала. Последней, 72 жертвой этого драматичного происшествия, стал диспетчер Питер Нильсон, несший в ту роковую ночь дежурство. Он был зарезан у своего дома обезумевшим от горя Виталием Калоевым, потерявшим в этой катастрофе жену и двоих дочерей. Как впоследствии сказал Калоев, ему надо было всего на всего признания человеком, погубившим детей, своей вины.
Впоследствии очередной суд признал виновной в произошедшей катастрофе компанию «Скай Гайд». Её сотрудники понесли наказание в виде условных сроков от 6 до 15 месяцев с переводом на другие должности.