И снова брызги интеллекта. Обзор арбитра Psyna

Кубок Стихиры
1. Константин Борисов сильно меня удивил. Гномья трилогия выглядит не самостоятельным произведением, а кусками текста, вырванным из контекста мультфильма или спектакля. Пояснения перед каждой частью заменяют визуальный ряд, без которого стихи непонятны, но сами пояснения - не стихотворной формы. Я, как арбитр - в затруднении - что я должен оценивать? Сцены мультфильма или стихи? Текст песни гномов - не стихотворение, а визуальный ряд - за кадром.
В общем, заявленный текст - не формат для конкурса изначально.

Если же я стараюсь читать текст, как самостоятельное стихотворение, то особенности и недостатки, ИМХО, такие:
Начало и конец - просто, понятно и технически ладно написаны.

Вторая часть резко отличается от начала и конца - резкая смена ритмики, уход от конкретного описания поведения гномов, понятного детям, к абстрактному описанию - даже не поведения алчного путника, а его мотивов.

"Полночных огней наважденье" - от гномьей песни к шекспировской превыспренности, странный переход.
"взыграла природная алчность" - это детская песенка или проповедь?

Крышу рвёт такая смена восприятия. Детям - тем более.

Чудовищная фраза: "душой и руками движенье.." - вы можете это зараз образно представить? Здавствуй, транс... Я в гипнозе...

"о, лишь бы ему всё досталось!" - это гномы молятся за путника или путник мечтает? Я, конечно, подумав, догадаться могу, но не сразу, ибо ясности нет.

Кроме того, "алчность-досталось" - рифма не бог весть какая красивая.

Мне бы, наверное, понравилось если бы текст остался таким же конкретным и простым (например: заметна крышка сундука, богатая весьма, а путник, клад найдя, сошёл от радости с ума...) Прошу прощения за непрошенные редакторские интервенции.

В целом о гномьей трилогии - стандартный сюжет, в отрыве от мультика ничего нового, интересного или оригинального. Хорошая проходная текстовка, если среднюю часть переписать.

2. Хельга Синклер
Замечательный текст, в каждой строфе - обязательно есть оригинальный образ, идея или метафора, да ещё и не одна. Жесткое, нелетящее звучание фраз вполне соответствует тематики.

Лично мне очень нравится, когда лирический герой не изображает ложную святость или ложное самоуничижение, а ясно осознаёт свою "тень", например:
"Жду Проступка. Конечной станции". Ужас, конечно, с обывательской точки зрения, зато честно.

3. Олег Довбенко

Интересная идея, оригинальный образ, немного ассоциирующийся с оловянным солдатиком.

А вот приём усиления контраста - "кругом война и всё плохо, а я такой несчастный" - вызывает моё умеренное отторжение. Слишком простой ход - Давить на жалость, и мне это не нравится.
"и никому не жаль
Меня в усталой мгле, что всех ночей страшнее"

Я могу поверить, что реальный сахарный солдат может быть никому не нужным и брошенным - но он неживая кукла и не способен бороться. А как метафора человека (который всё-таки способен действовать в жизни и заботиться о себе) - очень уж безответственная.

А ещё не оставляет ощущение, что такой богатый на другие смыслы образ мог бы быть интереснее развёрнут. Моя ехидная творческая натура обязательно положила бы рядом с сахарным солдатом шоколадного зайца и устроила бы с их помощью какой-нибудь трагикомичный философский диалог разных мировоззрений в преддверии смерти.

4. Марина Арье
Марина - мастер изящного слова. Что уж тут говорить? Это "кино не для всех".
После интересного начала про вроде бы город ...

"город лапает звёзды и призрачный утренний остов
в подворотню скользнёт черной кошкой с мышиным хвостом"

... - неуловимый переход к лирическому герою - человеку:

"мне на ощупь пройти все твои лабиринты-ходы
ты теперь не зовёшь"

Пожалуй, единственное место, которое мне не очень:
"и с годами стираются даты
где вдвоём где с тобой у холодной и сонной воды"

"Стираются даты" и "у холодной воды" - мне кажутся слегка шаблонными, хотя может быть они просто неприятные. Хотелось бы продолжения сюра после мышиного хвоста, а не отката в депру, неохота мне туда, но автор почему-то не учёл моего желания попкорна и зрелищ ;)

Очень нравится:
"повторяя ненужное крибли
пожалуйста
Крабли"

5. Алексей Малеев
Стихотворение для развития творческого мышления детей на основе теста "Нелепицы". Если ребёнок удивляется - значит интеллект более-менее развит.

Правда, для этого текста желательна объясняющая картинка.
"Вот поэтому, из тучки
До сих пор торчат колючки!"

Это до каких пор он торчат и где? Не люблю фразу "что курил автор?", но просится :)

Пунктуация - самая несчастная область правописания. После "поэтому" запятая не нужна, правда, сильно не мешает.

А вообще, Алексей - садист. Арбитру сравнивать детское стихотворение с другими жанрами невероятно сложно. И маленькое такое - удобно, много ошибок сделать не получится, и работы не много. Вот сидишь и думаешь - считать ли короткий стих недостатком? В своём жанре - хорошее произведение. Но требования жанра детского стиха слишком специфические. Я бы обозначил его как неформат.

6. Евгений Семёнов

Опять город. Если у Марины Арье к этому шаблону добавлено столько креатива, что шаблон незаметен, то в этом случае оригинальности не слишком много, депра-депра-депра...

Очень абстрактно и малость затянуто - до последней строфы. Но последняя строфа мне очень понравилась:

"На толщи бетона заря надевает ошейник,
Отбредив кошмаром, уснул город в томной пыли.
И снится ему, что он старый, лесной муравейник,
И счастливы в долгой рутине его муравьи."

Небольшие замечания. "уснулгородвтомной" по ритму читается слитно.
После долгой депрессивной части непонятно, почему "в томной пыли"? Томно - это чувственно. По смыслу не подходит.

7. Йегрес Вокашу
Полный набор шаблонов:

«Фа», «соль»,...  пересолен фасолевый суп. (кто только не рифмовал соль-фасоль)

обними, нежно, словно распутную девку.               

Воронёным крылом  или острым калёным клинком.

а мелодия льётся и льётся,

Кровью хлещет из ран

слабый голос

в заоблачность рвётся,

В мой придуманный храм вознеси... сохрани и спаси!

Шаблоны. А кроме того - яркой идеи или чего-то ещё я не нашёл.

Перечисление нот не создаёт ощущения музыки, тем более блюза - отдельные ноты разваливаются, мышление музыканта не состоит из нот, они нужны только для записи или передачи партии. Во время исполнения есть чистый звук, а не его нотная символика.

8. Анатолий Баранов

Обалденное окончание. А вот всё что до него происходило в курортном романе - скрыто скромностью.

"Солнце зайдёт непременно в море,
Ночь мириадами звёзд искриться
Будет. И девушка скажет: «Сорри!»
Ей вдруг захочется извиниться."

За что извиниться? Интриган ты, Анатолий. Арбитр требует интимных подробностей! Ты ж мэнэ пидманула!

"Я же отвечу: «Не принимайте
Правил игры, если с ней знакомы."
Вот эта фраза мне крышу сносит. А как играть в игру, если правил не знаешь?
"Завтра на вашем любимом сайте
Я размещу свои телефоны." - не добавляет понятности.

Парадокс - самая яркая и потому эмоциональная часть стихотворения - последняя - про водку и капусту. А про девушку и флирт - настолько туманно, что не верится. Выдуманные девушки. Но капуста и водка - это истина!

Последняя бухтелка:
"чуть-чутьчтоб" - читается слитно. Не фен-шуй.