Стакан

Ольга Шаховская
               
Стакан был прост, губаст, гранён, прямолинеен. Ценой всего в семь копеек, но с прозрачной и чистой душой, он являлся эдаким неотъемлемым атрибутом своей эпохи. Казалось, что он маячил на столе вечно и всегда был нужен. Когда в доме  затевались пироги, он служил точной мерой муки и сахара для начинки. Стакан был нетребователен, не брезговал ни водой, ни соком, ни вином, ни водкой. Последнюю употреблял  нечасто, по особым случаям. Когда накатывала тягучая грусть, становилось муторно, хотелось женской ласки и заботы. Тогда Одиночество, сердобольно вздыхая, протягивало ему бутылочку из загашника и по-сиротски присев на краешек табуретки и, деликатно молчало, сочувствуя.
     В молодости Стакан был слишком влюбчив, имел массу романов, которые, словно лепестки диковинного цветка, брошенные на ветер, играя, быстро улетали и забывались.
    Как-то на кухне он встретил Флягу цвета хаки, щегольски подпоясанную блестящими кожаными ремешками. Стакан полюбил её с первого взгляда. Она же, будучи личностью самодостаточной и, по характеру, аскеткой с солдафонскими замашками, вовсе не испытывала нужды искать свою половину. Флягу забавляли слюнявые комплименты ухажёров. Стакан никогда не мог понять, что происходит в её  глубоко запрятанной в чёрные недра душе. После непродолжительного флирта с Морозильником Фляга стала более вместительной, похожей на шар, и прослыла вечно беременной. Осознав всю бесперспективность своих стремлений, Стакан понемногу успокоился. Так продолжалось, пока он не встретил свою новую любовь. Ею стала хозяйская  рюмочка, с редким и хорошо поставленным голосом, хрустальная, изящная, с тонкой талией, округлыми бедрами, в короткой юбочке. Эта дамочка употребляла только коньяк в изысканном обществе из серебряных столовых приборов и богатой посуды. Часто, бывая навеселе, она бесшабашно отплясывала на скатерти канкан, рискуя разбиться в каждом новом па. Но, слава Богу, что это происходило ближе к десерту, после того как моралистка – столовая  Ложка, её ехидная приятельница Вилка и их неизменный компаньон-рубака  Нож отправлялись на кухню мыться и приводить себя в порядок.
  Стакан встречал свою избранницу на кухонном столе, где она, целиком и полностью занятая только собой, не обращала на своего обожателя никакого внимания. И, только одно кухонное Полотенце по-матерински заботилось о нём, вытирая со стенок нечаянные слёзы и массируя его прямые бока. Будучи мягким по натуре, оно не понимало страданий Стакана, и убеждало его отказаться от несбыточной мечты. Поскольку Полотенце было поверенным многих кухонных историй, то оно знало, кто является предметом тайных воздыханий хозяйской рюмочки. Это был, частенько спаивавший её, резной серебряный Графин, приобретенный хозяевами в комиссионном магазине вместе с бронзовыми каминными часами из какого-то богатого дома. И потому, графин сверх меры гордился своим происхождением, своей пробочкой, в виде чалмы. От этого носик Графина непроизвольно задирался, что делало его фигуру намного выше всей посудной челяди, и весь он начинал блестеть так, что стоящий рядом, мог разглядеть в нём свое отражение. Рюмочка смотрела на него снизу вверх одновременно с почтением и обожанием. Графин  был редким ловеласом: ухаживал за многими без разбора, вечером начиная с хрустальных рюмочек, её подружек, а утром кончая чашками и банками.
     Время шло.  Рюмочка старела. Вскоре сверху на самом краешке её ободка появился небольшой скол, словно преждевременная морщинка на лице ещё не старой женщины. Хозяин слегка подправил дефект напильником, чтобы никто не мог поранить ни рот, ни руки. Всё чаще и чаще Рюмочку стали использовать в качестве сосуда, из которого пили сердечные капли. Однажды хрусталь устал, и она развалилась на три части. Стакан  помянул свою неразделенную любовь горькой… 
       На смену его любимой Рюмочке в доме появились новые модные рюмки, купленные повзрослевшими детьми. Красивые, ладные, стройные, тоже хрустальные, на длинных ногах – эти бездельницы целыми днями смотрелись в стекло серванта, любуясь своим отражением. Старомодный Графин потускнел, и стал реже заполняться вином. Серебряное достоинство его на поверку оказалось мельхиоровым, и он был сослан на верхнюю полку кухонного шкафа  в район обитания  старого чайника с поврежденной эмалью и деревянного корыта, в котором осенью много лет назад хозяйка рубила капусту…
     Бедный Стакан, утратив свой идеал, загрустил, и в порыве отчаяния, покончил собой, упав со стола. Пришла старуха, с кряхтеньем подмела осколки, одновременно жалея о потере и утешая себя, что это к счастью.
     Через неделю в доме, на кухонном столе сверкая стеклянной  непогрешимостью, являя миру, неоспоримое преимущество прогресса, возник новый небьющийся Стакан, в форме колокольчика, ценой в двадцать три копейки. Жизнь продолжалась, и никто больше не вспомнил ни хрустальную Рюмочку, ни беззаветно любивший её, Стакан.

 Январь, 2003

Рассказ из кн. "Ходики","Московский Парнас", 2004

Творец гранёного "губастого" стакана  всемирно известный с кульптор - Вера Игнатьевна Мухина, автор памятника "Рабочий и колхозница". Рассказ был написан случайно к 60-летнему юбилею стакана.

Фото ©  Ольги Пономаревой